Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДНИЕ 5
1.Теоретические и правовое обоснование управления трансграничными перевозками опасных отходов 6
1.1.Законодательное регулирование перемещения опасных отходов в таможенных границах ЕАЭС 6
1.2.Алгоритмы и механизмы трансграничной перевозки опасных отходов 12
2.Практический анализ управления трансграничными перевозками опасных отходов 16
2.1. Анализ результатов трансграничной перевозки опасных отходов последних лет 16
2.2. Основные задачи по совершенствованию системы управления рисками 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Фрагмент для ознакомления
2
Необходимо гармонизировать терминологический аппарат и классификационную систему в сфере опасных отходов, что позволит повысить эффективность контроля за ввозом на таможенную территорию ЕАЭС и вывозом с таможенной территории ЕАЭС данной категории товаров.
Решение ЕЭК от 21.04.2015 г. № 30 (ред. от 24.03.2020 г.) «О мерах нетарифного регулирования» в части трансграничной перевозки опасных отходов включает отсылочную норму на Базельскую конвенцию, в которой под такой перевозкой понимается «любое перемещение опасных или других отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такая перевозка затрагивает по крайней мере два государства», а экологически обоснованное использование опасных или других отходов представляет собой «принятие всех практически возможных мер для того, чтобы при использовании опасных или других отходов здоровье человека и окружающая среда защищались от возможного отрицательного воздействия таких отходов».
1.2. Алгоритмы и механизмы трансграничной перевозки опасных отходов
Алгоритм осуществления трансграничной перевозки опасных отходов включает определенную последовательность операций [20]:
1) производитель отходов заключает договор об удалении отходов с лицом, ответственным за удаление отходов в стране импорта;
2) производитель отправляет информацию в уполномоченный орган страны-экспортера о предполагаемой перевозке;
3) Уполномоченный орган принимает решение:
– запретить экспорт опасных отходов;
– разрешить экспорт опасных отходов и направить уведомление о принятом решении в страну транзита и в страну импорта для согласования;
4) страна транзита принимает решение в течение 60 дней:
– о согласовании перевозки;
– о запрете перевозки;
5) компетентный орган страны импорта направляет в страну транзита и страну экспорта в письменном виде свое согласие или не согласие на ввоз и удаление опасных отходов;
6) компетентный орган страны экспорта при условии положительных ответов и подтверждения наличия договора об удалении отходов разрешает экспорт и выдает документ о перевозке.
Далее рассмотрим требования нормативной правовой системы регулирования трансграничного перемещения опасных отходов в рамках ЕАЭС, в том числе и на территории Российской Федерации.
Контроль за трансграничным перемещением опасных отходов по территории ЕАЭС регламентируется наднациональными актами. Основным наднациональным документом, регламентирующим разрешительный порядок перемещения опасных отходов через таможенную границу ЕАЭС, является Решение Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 г. № 30 (ред. от 24.02.2021 г.) «О мерах нетарифного регулирования». Разрешительный порядок перемещения опасных отходов через таможенную границу ЕАЭС осуществляется посредством представления лицензии или заключения на импорт или экспорт лицензируемого товара. Порядок оформления лицензии на импорт или экспорт отдельных товаров, а также порядок заполнения заявления на выдачу лицензии установлен Решением Коллегии ЕЭК от 06.11.2014 г. № 199 (ред. от 06.08.2019 г.) «Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров».
Меры, обеспечивающие соблюдение взятых Российской Федерацией обязательств по ратификации Базельской конвенции, предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 г. № 1110 «О мерах по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (с изм. от 21.02.2019 г.)». В соответствии с данным постановлением запрещен ввоз в Российскую Федерацию опасных отходов для их захоронения и сжигания. Государственным органом, разрабатывающим контрольные мероприятия и осуществляющим таможенный контроль за ввозом, вывозом, транзитом опасных отходов через территорию РФ, является Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Несмотря на закрепленный алгоритм перемещения опасных отходов, существует тенденция развития теневого сектора переработки отходов электронной и электротехнической продукции и контрабандного перемещения электронных отходов в развивающиеся страны [16]
Таким образом, посредством осуществления таможенного контроля ФТС России вносит значительный вклад в обеспечение экономической безопасности РФ. Однако, осуществление указанной деятельности имеет ряд существенных проблем, которые оказывают влияние на эффективность таможенного контроля. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование, основным инструментом чего является расширение использования цифровых технологий, т. е. перспективная цифровизация таможенной деятельности, в т. ч. системы осуществления таможенного контроля.
В первую очередь необходимо отметить, что к целому комплексу актуальных проблем относятся вопросы по совершенствованию таможенного контроля, особенно в пунктах пропуска (ПП), которые обусловлены, прежде всего, темпами развития информационных технологий и института предварительного информирования (рисунок 4).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление правительства РФ от 17.06.2003г. № 442. (ред. 20.03.2018 № 307) О трансграничном перемещении отходов. Газета «Право» [Электронный ресурс.]- URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102084306&backlink=1&&nd=102082650(Дата обращения: 28.04.2022)
2. Таможенный кодекс ЕАЭС. (ред. от 29.05.2019). Правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс.]- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/576887823f291ab761d8a97a3286717ddbca7c6d/(Дата обращения: 28.04.2022)
3. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. [Электронный ресурс.]- URL: http://www.basel.int/Portals/4/Basel%20Convention/docs/text/BaselConventionText-r.pdf/ (Дата обращения: 28.04.2022)
4. Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы
5. Заключено в г. Москве 21.01.2010 №01-69/1, №ММ-27-2/1 (ред. от 05.09.2016) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/ / (Дата обращения: 28.04.2022)
6. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Сауренко Т.Н., Зотова Е.А. Модели прогнозирования рисков деструктивного влияния информационных процессов в системах управления модели прогнозирования опасности деструктивных воздействий на информационные процессы в системах управления // Информационные и управляющие системы. 2019. № 5 (102). С. 18–23.
7. Анисимов В.Г., Зегжда П.Д., Супрун А.Ф., Анисимов Е.Г. Проблема инновационного развития систем информационной безопасности в транспортной отрасли // Автоматика и информатика. 2018. Т. 52. № 8. С. 1105–1110.
8. Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Поль-Мари А.Л., Яргина Н.Ю. Таможенный контроль при перевозке опасных грузов международным сообщением : учебное пособие. СПб., 2019.
9. Воротынцева Т.М. Анализ проблем экспортного контроля // Маркетинг и логистика. 2017. № 2 (10). С. 131–139.
10. Воротынцева Т.М. О проблемах трансграничного перемещения опасных отходов // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021. № 3. С. 18–28.
11. Воротынцева Т.М. Проблемные вопросы технического регулирования в ЕАЭС // Маркетинг и логистика. 2017. № 4 (12). С. 16–26.
12. Воротынцева Т.М., Евдокимова О.В. Проблемные аспекты перемещения продукции военного назначения через государственную границу РФ // Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации : сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции (Москва, РУДН, 11 апреля 2018 г.). М. : РУДН, 2018. С. 39–49.
13. Воротынцева Т.М., Новиков В.Е. Проблемы регулирования безопасности продовольственного рынка России // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 12.
14. Воротынцева Т.М., Сауренко Т.Н. Институциональные рамки торговли товарами в ЕАЭС // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Экономика.
15. 2018. Т. 26. № 1. С. 38–46. http://dx.doi.org/10.22363/2313-2329-2018-26-1-38-46
16. Гуреев П.М., Фаюстов А.А., Прохорова И.С. К вопросу о теневой утилизации электронных отходов // Экология и промышленность России. 2021. Т. 25. № 4. С. 66–71.
17. Жукова Ю.М., Никулина С.Н., Яковлева О.В., Чериканова Е.А. Анализ основных тенденций развит я системы обращения с отходами в России : проблемы и перспективы // Экология и промышленность России. 2020. Т. 24. № 8. С. 66–71.
18. Казакова Н.А., Когденко В.Г. Мониторинг основных параметров экологической безопасности промышленного производства // Экология и промышленность России. 2021. Т. 25. № 3. С. 60–65.
19. Коварда В.В., Лаптев Р.А. Совершенствование системы таможенного контроля посредством ее перспективной цифровизации в рамках развития системы обеспечения экономической безопасности России // Вестник Евразийской науки, 2020 .- Т.12 (4) – 21с.
20. Пак А.Ю. Внешнеторговая безопасность и система ее обеспечения как особенный элемент экономической безопасности государства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Экономика. 2020. Т. 28. № 3. С. 597–607.
21. Переработка шин в России и мире // Твердые бытовые отходы. 2018. № 6. С. 34–36.
22. Сорокин М.А., Сорокин А.М. Создание условий для ценовой конкуренции с применением системы управления рисками при таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Интеллектуальные инновации, системы и технологии. 2019. Т. 139. С. 331–339.
23. Сушко В.А., Бухтиярова И.Н., Зубова О.Г. Экология как фактор формирования качества жизни : методология социологического анализа // Экология и промышленность России. 2018. Т. 22. № 2. С. 58–63.
24. Тимошенко Н.А., Егурнов А.А. Сотрудничество в сфере борьбы с трансграничной преступностью в рамках Евразийского экономического союза // Вестник Донецкого национального университета. Серия : Юридические науки. 2021. № 1. С. 34–36.
25. Чупин А.Л., Юрченко О.А., Лемешева З.С., Пак А.Ю., Худжатов М.Б. Развитие информационных технологий в управлении интеллектуальными транспортными системами в Российской Федерации // Конспекты лекций по сетям и системам. 2020. Т. 87. С. 778–784.