Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Современная система управления кадрами организации претерпевает радикальные преобразования вместе со всем российским обществом. Необходимость таких преобразований вызвана тем, что административно-командная система, идеология, лежащая в ее основе, пришли в очевидное противоречие с требованиями развития производственных сил и трудовых ресурсов организации. Данная ситуация привела к тому, что, в настоящее время, становится актуальной проблема поиска новых подходов и принципов к управлению персоналом организации, а в частности к системе ее кадрового обеспечения. Учитывая тот факт, что управление кадрами организации есть составной элемент менеджмента, связанный с людьми и их отношениями внутри организации.
Любой работодатель, вне зависимости от того, юридическое или физическое это лицо, в процессе осуществления хозяйственной деятельности сталкивается с вопросами организации труда, управления трудовыми отношениями и регламентированием этих процессов.
Наглядным результатом регламентирования у конкретного работодателя внутренних трудовых и связанных с ними иных отношений является комплекс кадровой документации. Кадровое делопроизводство – для работодателей всегда актуальный вопрос, который требует хороших знаний трудового законодательства, правил ведения и оформления документов.
Сегодня же сотруднику кадрового делопроизводства уже будет недостаточно только аналитического склада ума. Кадровику необходимо иметь креативный и творческий подход при подборе персонала, как у менеджера по подбору персонала, грамотность и юридическую подкованность юриста, педантичность и скрупулезность в ведении дел бухгалтера, знание специальных программ.
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию кадрового делопроизводства на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить систему кадрового делопроизводства;
рассмотреть организационно-экономическую характеристику ООО «Строительство промышленных объектов»;
провести анализ особенностей организации кадрового делопроизводства ООО «Строительство промышленных объектов»;
разработать мероприятия по улучшению кадрового делопроизводства ООО «Строительство промышленных объектов»;
внести предложения по улучшению системы кадрового делопроизводства в организации;
дать оценку экономической эффективности оптимизации кадрового делопроизводства ООО «Строительство промышленных объектов».
Объект исследования - ООО «Строительство промышленных объектов».
Предмет исследования - анализ деятельности и пути совершенствования кадрового делопроизводства на современном предприятии.
Нормативно-правовая база исследования - нормативные акты, регулирующие трудовую деятельность, устав предприятия.
При написании работы были применены такие методы как: теоретический анализ литературы и нормативно-правовых документов по проблеме, синтез, систематизации и структуризации, моделирование, анкетирование, социологический опрос.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы кадрового делопроизводства
1.1. Система кадрового делопроизводства
Кадровое делопроизводство – это система управления кадрами, обеспечивающая бесперебойную работу с документооборотом предприятия, связанного с персоналом, его перемещениями внутри компании, учетом рабочего времени и расчетами с сотрудниками .
Правильная организация кадрового делопроизводства имеет большое значение. В кадровых подразделениях кандидаты на ту или иную должность заключают трудовой договор, получают представление об условиях труда, быта, отдыха, знакомятся с правилами внутреннего распорядка работы, а также возможными перспективами профессионального роста. Именно кадровое подразделение отражает успешность работы учреждения, фирмы, потому что от того, как здесь организовано документационное обеспечение управления, формируется впечатление об этой организации и ее руководстве.
В основе управления лежит документирование информации. Информация, составляющая регламентирующую базу работы компании, закрепляется в документах, которые имеют организованную форму, и перемещают ее во времени и пространстве. Документированная информация, непосредственно документы составляют основу будущих управленческих решений и являются их сущностью за счет заключенной в них юридической силы. Это позволяет сделать вывод о том, что такие понятия как «управление», «делопроизводство», «кадровое делопроизводство», «документ» являются взаимосвязанными и взаимозависимыми .
Кадровое делопроизводство, иными словами, – это такая отрасль деятельности, которая документирует трудовые отношения. Кадровые документы содержат информацию о том, какие сотрудники и на каких условиях устроены в организации, фиксируют движение персонала между подразделениями, должностями, в результате чего все кадровые процедуры становятся документально оформленными.
Одной из основополагающих категорий управления кадрами является движение персонала, которое включает в себя:
прием на работу;
перевод на другую должность или в другое подразделение;
предоставление отпуска;
увольнение .
Вне зависимости от того, какова организационно-правовая форма той или иной организации, неотделимой обязанностью каждого работодателя является документальное оформление кадровых процедур.
Этой работе, к сожалению, не все работодатели уделяют должное внимание. Бывает так, что недоработки, упущения в кадровых документах проявляются только тогда, когда наступает время плановых проверок контролирующих органов либо когда бывший сотрудник обращается с иском в суд. Урегулирование таких сложных ситуаций всегда влечет за собой существенных затрат как времени, так и финансов, причем они не являются гарантом успеха в суде и тем более не умаляют ответственности работодателя, должностного лица, организации за нарушения.
Вышеперечисленные обстоятельства подчеркивают важность правильного ведения кадровых документов, их оформления в соответствии с действующим трудовым законодательством. Ведение кадрового делопроизводства по всем правилам и нормам значительно повышает репутацию работодателя путем решения следующих принципиально значимых задач:
формализация кадровых процедур позволяет документально оформить трудовые отношения;
построение единой системы управления кадрами, в соответствии со стратегическими задачами управления в целом, позволяющее выстроить и закрепить документально единые принципы корпоративных отношений;
регламентирование взаимоотношений работника и работодателя, т.е. разграничение круга обязанностей каждого сотрудника, оформление функций работодателя (например, закрепление прав и обязанностей сторон трудового договора в должностных инструкциях);
создание организационно-правовых основ трудовых отношений, т.е. кадровая документация одновременно поддерживает интересы работодателя и способствует недопущению игнорирования требований трудового законодательства, а грамотно составленные документы в этой области взаимовыгодны обеим сторонам трудового договора;
разрешение трудовых споров за счет прозрачности в оформлении кадровых документов, что особенно важно, когда такие документы выступают доказательством в ходе какого-либо разбирательства .
Прозрачность трудового процесса обеспечивает стабильность в работе сотрудников, способствует росту их уверенности в своих компетенциях, что положительно сказывается на управляемости персонала со стороны администрации. Как уже отмечалось, регламентация круга прав и обязанностей сторон трудовых отношений положительно сказывается на эффективности работы в целом .
1.2. Состав кадровых документов
Кадровой документацией называются документы, возникающие в процессе оформления трудовых отношений. Это большой массив данных, которые включают информацию о сотрудниках, деятельности отдела кадров, предприятия в целом.
Исследователи систематизируют кадровые документы по различным признакам. Например, по целевой принадлежности выделяют две больших группы кадровых документов: документы по учету личного состава работников и документы, связанные с осуществлением функций по управлению персоналом и организацией труда.
К документам по учету личного состава работников относятся, например, приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, увольнении, личная карточка работника и другие. Большая часть документов этой категории вошла в состав унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 256. – 31 декабря.
2. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. – М.: МФПУ Синергия, 2021. – 192 c.
3. Алексеева, Е.В. Архивоведческие аспекты в делопроизводстве: экспертиза ценности документов / Е.В. Алексеева, П.П. Афанасьева, Г.А. Осичкина // Секретарское дело. – 2021. – №1. – С. 79-83.
4. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2021.–239 c.
5. Басаков, М.И. Управление персоналом. Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. – М.: Феникс. 2021. – 129 с.
6. Бедяева, Т.В. Управление персоналом на предприятии туризма: учебник / Т.В. Бедяева, А.С. Захаров. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 180 c.
7. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом / Н.П. Беляцкий. – Минск: Современная школа, 2020. – 448 с.
8. Бугаков, В.М. Управление персоналом: учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 237 c.
9. Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учебное пособие / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 192 c.
10. Бухалков, М.И. Управление персоналом: учебник / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 400 c.
11. Валиева, О.В. Управление персоналом. Конспект лекций: пособие для подготовки к экзаменам / О.В. Валиева. – М.: А-Приор, 2021. – 176 c.
12. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2021. – 96 c.
13. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2021. – 688 с.
14. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник самый эффективный ресурс организации: учебное пособие / В.И. Герчиков. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 282 c.
15. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс организации / В.И. Герчиков. – М.: Инфра-М, 2020. – 282 с.
16. Гулиева, А.Ю. Инновационные методы управления персоналом в ресторанном бизнесе: опыт внедрения / А.Ю. Гулиева // Кадровик. – 2020. - №4. – С. 76-86.
17. Дементьева, А.Г. Управление персоналом: учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. – М.: Магистр, 2021. – 287 c.
18. Дырин, С.П. Управление персоналом: многовариантный характер современной российской практики / С.П. Дырин. – СПб.: Петрополис, 2020. – 216 с.
19. Журавлев, П.В. Управление персоналом / П.В. Журавлев. - М.: Финстатинформ, 2021. – 198 с.
20. Кирсанова, М.В. Делопроизводство в органах государственной власти и местного самоуправления / М.В. Кирсанова. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2020. – 302 с.
21. Кирсанова, М.В. Современное делопроизводство / М.В. Кирсанова. – М.: Дело, 2020. – 234 с.
22. Копылов, В.А. Информационное право: вопросы теории и практики / В.А. Копылов. – М.: Юристъ, 2020. – 623 с.
23. Короткий, С. Современные технологии корпоративного документооборота / С. Короткий // Компьютерный еженедельник «Компьютерра». – 2021. – № 3. – С. 13-19.
24. Кузнецов, С.Л. Автоматизация делопроизводства. Первый этап / С.Л. Кузнецов // Делопроизводство. – 2021. – №1. – С. 41-46.
25. Кузнецов, С.Л. Делопроизводство на компьютере: Компьютерные технологии в делопроизводстве / С.Л. Кузнецов. – М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел – Синтез», 2020. – 232 с.
26. Кузнецов, С.Л. Новые программы для современного офиса / С.Л. Кузнецов // Секретарское дело. – 2021. – №3. – С. 27-31.
27. Кузнецов, С.Л. Применение современных технологий в работе с документами / С.Л. Кузнецов // Секретарское дело. – 2021. – №3. – С. 23-29.
28. Кузнецов, С.Л. Проблема выбора программного обеспечения для комплексной автоматизации работы офиса / С.Л. Кузнецов // Секретарское дело. – 2021. – №4. – С. 23-28.
29. Кузнецова, Т.В. Ведение контроля за сроками исполнения – важнейшая задача секретаря / Т.В. Кузнецова // Секретарское дело. – 2021. – №1. – С. 3-5.
30. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) / Т.В. Кузнецова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел- синтез», 2020. – 384 с.
31. Ларин, М.В. Проблемы совершенствования документационного обеспечения управления в современных условиях / М.В. Ларин // Экономика и жизнь. – 2020. – №4. – С. 56-59.
32. Ларин, М.В. Управление документацией в организациях / М.В. Ларин. – М.: ТЕРМИКА, 2020. – 413 с.
33. Лихачев, М.Т. Документы и делопроизводство / М.Т. Лихачев. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 360 с.
34. Плешкевич, Е.А. Основы общей теории документа / Е.А. Плешкевич. – Саратов: Науч. кн., 2020. – 244 с.
35. Пшенко, А.В. Основные нормативные требования к документам и документационному обеспечению управления / А.В. Пшенко. – М.: Наука, 2021. – 251 с.
36. Романов, Д.А. Правда об электронном документообороте / Д.А. Романов. – М.: Наука, 2020. – 286 с.
37. Рудельсон, К.И. Современные документальные классификации / К.И. Рудельсон. – М.: Изд-во «Наука», 2020. – 267 с.
38. Саак, А.Э. Региональная система межведомственного электронного взаимодействия как основа предоставления государственных и муниципальных услуг. / А.Э. Саак, В.Н. Тюшняков // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2021. – № 6 – Т.143. – С. 145-153.
39. Саак, А.Э. Система электронного документооборота: создание, внедрение, использование / А.Э. Саак, В.Н. Тюшняков // Муниципальная власть. – 2021. – № 5. – С. 66-71.
40. Саак, А.Э. Технологии электронного правительства в государственном и муниципальном управлении / А.Э. Саак, В.Н. Тюшняков // Муниципальная власть. – 2021. – № 4. – С. 108-115.
41. Санкина, Л.В. Характерные черты делопроизводства в фирмах мелкого и среднего бизнеса / Л.В. Санкина // Делопроизводство. – 2021. – №2. – С. 18-23.