Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Семья является социальным объединением людей, имеющим исторически определенную организацию, основанным на взаимной моральной ответственности и взаимопомощи. Члены семьи связаны общностью быта, кровным родством либо браком и системой отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Семья – первичный институт социализации для подрастающего ребенка, источник ресурса для членов семьи. На разных этапах развития общества, видение семьи как фактора развития и формирования личности проходило определенные изменения в своем понимании, порой, с переходом в крайности. Так, в 60-е гг. XX века в отечественной социологии и педагогике высказывалось мнение о возможности и даже желательности замены семейного воспитания развитием ребенка в дошкольных и школьных учреждениях (С.Я.Струмилин) . В течение XX века психолого-педагогическая, социально-педагогическая наука накопила немалый объем теоретико-аналитических и прикладных исследований, доказывающих фактор принципиальной значимости и, в определенных пределах, незаменимости семьи для развития организма и личности ребенка в частности. Специфичность эмоциональных связей детей и родителей заключена в том, что забота родителей является необходимой для поддержания самой жизни ребенка и потребность в родительской любви – это действительно жизненная необходимость для каждого человека, на определенном этапе. Любовь ребёнка, в свою очередь безусловна и безгранична, и, если в первый год жизни она обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то постепенно, по мере взросления, родительская любовь всё в большей степени становится функцией социального поддержание и безопасности внутреннего эмоционального и психологического мира человека.
В контексте рассмотрения партнерских отношений – брак имеет ряд функций связанных с накоплением и передачей собственности, статуса в обществе, домашнего хозяйства, а также забота о членах семьи. К функциям брака можно также можно отнести: сексуальное регулирование, репродукцию, социализацию, эмоциональное удовлетворение, обеспечение статусом, защита, экономическое обеспечение и др. С юридической, психологической, социологической, медицинской и др.наук, с точки зрения морали и культуры общества – семья и брак призваны стать ресурсом, поддержкой, защитой и заботой о членах общества.
К большому сожалению, в современном обществе, как ни парадоксально, нередко, семья приобретает искаженные, уродливые, деструктивные формы и становится ареной для реализации насилия над ее членами, педагогической несостоятельности, полем для реализации личности психически, психологически, духовно и социально нездоровой, деструктивной, для реализации дефектного типа партнерских отношений, нарушений семейного воспитания или его отсутствия, нарушения семейных отношений и дефицита условий для реализации всех ее членов. Одним из наиболее травматичных феноменов в семье становится домашнее насилие разного рода: сексуальное, физическое, моральное. Зачастую, жертвами домашнего насилия становятся женщины и дети. Насилие в семье совершается во всех странах мира и остается одной из наиболее серьезных нерешенных проблем современности. По статистическим данным генеральной прокуратуры за 2012 год насилие имеет место в каждой четвертой российской семье. Каждые сорок минут одна из российских женщин погибает от рук мужа или партнёра. Проблема насилия в семье отражает дисгармонию и перекосы существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует о нездоровой социально - нравственной обстановке в обществе в целом. Весьма значима политика, проводимая государством по пресечению насилия в отношении женщин в рамках семьи, а также социальная защита женщин и работа различных социальных служб, где женщина в трудной жизненной ситуации может рассчитывать на помощь.
Для оказания социальной помощи женщинам, в специальных социально-реабилитационных центрах помощи семье и детям требуются высокопрофессиональные, квалифицированные специалисты, владеющие глубокими теоретическими знаниями и практическим опытом работы . Учитывая подвижность современного общества, скорость изменений и развития, количество стрессов на глобальном и личностном уровне, требуется постоянное совершенствование деятельности обозначенных социально-реабилитационных центров помощи семье и детям. Требуется разработка различных, многопрофильных технологий работы с женщинами так как чрезвычайно важно, чтобы женщины, пострадавшие от жестокого обращения в семье, имели возможность получать полную информацию по юридическим и правовым вопросам, психологическую поддержку, что обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Социальная помощь женщинам в социально-реабилитационных центрах помощи семье и детям».
Степень разработанности проблемы исследования.
Проблема насилия в семье и разработки технологий работы с женщинами, испытывающими насилие достаточно обширно изучена в исследованиях Н.Ажгихиной, Д. Елисеева, Н. Середы, Н. Шведовой, в совместных работах М. Писклаковой и А. Синельникова, А. Карева и Е. Забалдыкиной, И.Горшковой и И. Шурыгиной, Т.Забелиной и др. Проблемы насилия над женщинами отражены в таких документах, как Уголовный Кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РФ. Весьма ценные исследования посвящены изучению влияния общесоциальных условий и различных криминогенных факторов на преступность в отношении женщин в сфере семейных отношений, особенностей лиц, совершающих данные преступления, а также причин насилия в семье, эффективности существующих мер его предупреждения и воздействия семейного неблагополучия на массовое преступное поведение, нашли отражение в трудах Д.А.Шестакова, Ф.А.Лопушанского и др.
На сегодняшний день проведено большое количество исследований зарубежных и отечественных авторов, в которых были описаны негативные последствия деструктивных семейных отношений (В.Я.Титаренко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис и др.).
По мнению значительного количества исследователей, в сфере психологии, социологии, педагогики в отечественной и зарубежной науке (Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, Д.В. Менделевич, И.П.Бадьина, Б.Перри, М.Салавиц и др.) девиантность, как свойство личности формируется вследствие нарушений процесса социализации, будь то агрессия, изоляция, отвержение со стороны взрослых, в семье в первую очередь, педагогическая запущенность или деструкции воспитательного воздействия.
Напрямую или косвенно, проблемы неблагополучных семей и последствий воспитания в неблагополучных семьях, а также направления их профилактики, рассматриваются в работах таких авторов, как Л.И.Бершедова, Е.Д.Божович, К.Обуховский, Х. Ремшмидт, Э. Шпрангер, Э.Эриксон, Л.С. Выготский, Б.С.Волков, М.Р. Гинзбург, К.Н. Поливанова, Л.Ф.Обухова и др. Такие авторы, как И.П.Бадьина, В.Д.Менделевич, Дж.Боулби, Б.Перри, М.Салавиц, и др. анализируют детскую психологическую травму, как причину отклонений поведения; Т.Г.Визель, А.И. Кочетков Н.Н. Верцинская, А.К.Колеченко и др. обосновывают направления социально-профилактической работы с детьми из неблагополучных семей.
Объектом курсовой работы является социальная помощь женщинам.
Предметом исследования: социальная помощь женщинам в социально-реабилитационных центрах помощи семье и детям.
Целью курсовой работы является исследование социальной помощи женщинам в социально-реабилитационных центрах помощи семье и детям.
В соответствии с поставленной целью, а также опираясь на круг доступных нормативных источников и юридическую литературу в данной работе предполагается решение следующих задач:
рассмотреть феномен «неблагополучной семьи» в социально-психолого-педагогической литературе;
представить анализ причин и факторов насильственного поведения по отношению к женщинам;
проанализировать структуру и вектора деятельности в помощи женщинам в социально-реабилитационных центрах помощи семье и детям;
- представить программу работы в социально-реабилитационных центрах помощи семье и детям.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, обобщение, сравнение и систематизация, моделирование.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
1.1.Феномен «неблагополучной семьи» в социально-психолого-педагогической литературе
Социальная помощь женщинам в специальном учреждении предполагает наличие определенных предшествующих кризису (феномен насилия в семье, нарушения закона со стороны членов семьи (нарушение прав и границ другого человека), семейных условий, которые становятся фактором риска для возникновения деструкций в семье. Семьи группы риска, неблагополучные семьи зачастую становятся «клиентами» социально-реабилитационных центров помощи семье и детям.
Изучение и анализ литературы позволил установить, что исследование различных аспектов неблагополучных семей осуществляли и осуществляют Л.С. Алексеева, М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева, Л.В. Мардахаев, Е.С. Меньшикова, Л.Я. Олиференко, В.М. Целуйко, Т.И. Шульга, М.В. Шакурова .
Изучение различных источников позволило выявить, что в социально-психолого-педагогической литературе четкое определение понятия «неблагополучная семья» до сих пор найти затруднительно. С однотипным содержанием встречаются понятия «семейное неблагополучие», «дисфункциональная семья», «семья с трудными родителями», «негармоничная семья», «деструктивная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья».
Рассмотрим некоторые определения неблагополучной семьи и понятия, раскрывающие содержательное понимание рассматриваемой категории.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Мир, 2007. – 105 с.
2. Антонова Ю.А. Право женщин на свободу от насилия: анализ практик применения законодательства // Гендерные отношения в современной России. №5, 2003. – С. 52-68.
3. Билиннис А. А. Анализ проблем женщин, обращающихся в службу «телефон доверия». – М., 2009. – 65 с.
4. Буянов М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет.психиатра: кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е.Водопьянова. – Спб.: Питер, 2009. – 255 с.
6. Головнев И.Л. Основные черты насильственной преступности в семье // Социальные исследования. №4, 2003. – С.18-22.
7. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. - М.: Владос, 2001. - 220 с.
8. Гуслова М.Н. Методика и организация социально–культурной деятельности с семьей в центре реабилитации детей с ограниченными возможностями : Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05/ Моск. гос. ун–т культуры и искусств. – М., 2002. –22 c.
9. Дудкин А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. – 40 с.
10. Денисенко, М.Б. Сексуальное поведение российской молодежи / Денисенко, М.Б., Далла Зуанна, Ж.П. // Социологические исследования. – СПб., 2001. № 2. - С. 83-87.
11. Ефлова М.Ю. Социальная эксклюзия социально депривированных групп населения (на примере наркопотребителей и ВИЧ-инфицированных)/ М.Ю.Ефлова. - Казань: Казан. ун-т, 2012. – 164 с.
12. Забадыкина Е.О. О программе "Национальная кампания привлечения внимания общественности к проблемам домашнего насилия" // Женское движение в контексте российской истории. №12, 2008. – С.28-33.
13. Забелина Т. Ю., Исраелян Е.В. Кризисный центр для женщин: Опыт создания и работы. - М.: Преображение,2008. – 89 с.
14. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности / О.А.Идобаева. - Автореф. дис. док. психол. наук. – М., 2013. - 24 с.
15. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
16. Иванова Н. П. Модель социально-педагогической поддержки социализации детей в семьях группы риска // Семья в России. 2009. N 2. С. 45-51
17. Коттлер Д. Психотерапевтическое консультирование / Д.Коттлер, Р.Браун. - СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
18. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
19. Мардахардаев Л.В. Социальная педагогика. М.: РГСУ.-Омега-Л.-2014. 416с.
20. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии.. М.-Класс, 1998. 304с.
21. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детства: муниципальная система. М.: Народное образование, 2002. 112 с.
22. Петрова Е.А. К вопросу о понятии ресурсов совладания и критериях их эффективности// Психология стресса и совладающего поведения в современном Российском обществе/ Материалы II международной научно-практической конференции / Отв. ред.Т.Л.Крюкова, М.В. Сапоровская. – Кострома., КГУ им. Н.А. Некрасова , 2010. – С. 46.
23. Павлоцкая Я.И. Соотношение психологического благополучия и социально-психологических характеристик личности / Дисс.канд.психол.наук, Волгоград, 2015.
24. Панова В.С. Способы усовершенствования социальной работы с многодетной семьей в Центре социальной помощи семье и детям// Социальная работа: проблемы, тенденции, перспективы развития: сборник студенческих статей по итогам выполнения выпускных квалификационных работ по специальности «040101.65 – Социальная работа» / под общ. ред.М.В. Мясоедова иА.В. Коротун / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2011. – 274 с.. – С.100-107
25. Паутова Е.А. Социальное консультирование молодых семей // Социальная работа: проблемы, тенденции, перспективы развития: сборник студенческих статей по итогам выполнения выпускных квалификационных работ по специальности «040101.65 – Социальная работа» / под общ. ред.М.В. Мясоедова и А.В. Коротун / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2011. – 274 с. - С.198-202
26. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
27. Середа Н. Настолько широко, что даже не видно: Домашнее насилие глазами взрослых и подростков. Из опыта деятельности женских Кризисных центров // Насилие и социальные изменения: Теория, Практика, Исследования. №11, 2007. – С. 22-24.
28. Серова Е.А., Галян Л.С. Отдел по проблемам женщин и детей, переживших насилие в семье – важное подразделение центра социальной защиты // Работник социальной службы№3, 2003. - С. 31-36. Социальная работа с семьей/Под.ред. Е.И. Холостовой. - М.: Союз, 2007. – 208 с.
29. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи.. СПб.: Директ, 2007. 384с.
30. Тащёва А.И., Зелинская С.Ю. Насилие в алкогольной семье./ Психологический вестник. Выпуск 1(часть3). - Ростов н/Д.: РостУнта, 2009. – 55 с.
31. Филатова О.В. Особенности деятельности социального педагога в процессе работы с неблагополучными семьями. Дисс. канд. пед. наук. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». СПб., 2017. 187 с.
32. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос, 2003. – 272с.
33. Шаболтас А.В. Рискованное поведение как реакция на неконтролируемый стресс/ А.В. Шаболтас, Д.А. Жуков // Вестник СПбГУ. - Серия 12: педагогика, психология, социология, 2011, Вып.1, С.227-234.
34. Шелег Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»/ Под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. М.: СК «СМАРТ-М», 2005.
35. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2008. – 122 с.