Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что из каждой организации время от времени увольняются сотрудники. Проблема массовых увольнений носит в России острый социальный характер. Стагнация в российской экономике и пандемия коронавируса ведут к резкому росту сокращений штата и иных форм увольнения работников по инициативе работодателей, которая часто выливается в неправомерные способы увольнения работников. Число россиян, которых может затронуть проблема увольнения по инициативе администрации, по некоторым оценкам может превысить 15 миллионов человек. В условиях слабого уровня социального страхования, критически низкого уровня сбережений огромного числа россиян, непредсказуемости увольнений многие наши граждане могут лишиться средств к существованию. Как следствие, в дальнейшем будет множиться число конфликтов между работодателями и работниками, связанных с незаконными массовыми увольнениями. Данная проблема актуализируется в связи с внесенными в Конституцию Российской Федерации поправками, закрепляющими и конкретизирующими статус России как социального государства. Помимо этого, прекращение трудового договора по основаниям не зависящим от воли сторон приобрело особую актуальность во время эпидемии короновируса.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с прекращением трудового договора по обстоятельствам не зависящим от воли сторон.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие прекращение трудового договора по обстоятельствам не зависящим от воли сторон, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы является изучениепрекращения трудового договора по обстоятельствам не зависящим от воли сторон, установленным пунктами 8-10, 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть правовое регулирование прекращения трудового договора по обстоятельствам не зависящим от воли сторон;
• Исследовать порядок прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон 13
• Проанализировать практику прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон;
• Выявить значение государственного надзора при прекращении договора по обстоятельствам не зависящим от воли сторон.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка.
1. Правовое регулирование и порядок прекращения трудового договора по обстоятельствам не зависящим от воли сторон
1.1. Правовое регулирование прекращения трудового договора по обстоятельствам не зависящим от воли сторон
Увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, происходит в четко установленных законодательством случаях.
Согласно статье 83 Трудового кодекса РФ трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:
1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;
3) неизбрание на должность;
4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;
5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением;
6) смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим;
7) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
8) дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;
9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;
10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;
11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе.
Плюсом расторжения договоров по данному основанию является тот факт, что основания для расторжения договора имеют исчерпывающий перечень и расширенному толкованию не подлежат.
Минус связан с тем, что для работника часто расторжение договора по данным основаниям имеет достаточно негативные последствия, например, при расторжении договора в связи с приговором суда, медицинским заключением или прекращением допуска к государственной тайне.
При прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в трудовую книжку вносится запись об основаниях прекращения трудового договора с ссылкой на соответствующий пункт статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд может взыскать с работодателя среднемесячный заработок в случае утраты здоровья работником.
Судом бесспорно установлено и материалами гражданского дела подтверждается, что 04.11.2012 по вине водителя Пхакадзе Т.О., нарушившего Правила дорожного движения Российской Федерации при управлении автобусом, принадлежащим ООО «Альфа-Мобил М», произошло ДТП, в результате которого Годовицына А.С. была сбита седельным тягачом МАН под управлением водителя Чикилева В.Ф., что повлекло причинение Годовицыной А.С. тяжкого вреда здоровью.
В связи с ДТП Годовицына А.С. утратила трудоспособность.
Определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья, предусмотрено ст. 1086 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1086 ГК РФ размер утраченного заработка потерпевшего определяется в процентах к его среднему месячному заработку по выбору потерпевшего - до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае отсутствия профессиональной трудоспособности - до утраты общей трудоспособности.
Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на двенадцать; в случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев; не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены (п. 3 ст. 1086 ГК РФ).
Согласно п. 5 ст. 1086 ГК РФ, если в заработке (доходе) потерпевшего произошли до причинения ему увечья или иного повреждения здоровья устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после получения образования по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда потерпевшего), при определении его среднемесячного заработка (дохода) учитывается только заработок (доход), который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.
В Апелляционном определении Московского городского суда от 16.01.2017 № 33-1360/2017 суд установил, что трудовые права истца были нарушены незаконным увольнением, определив размер такой компенсации в сумме *** рублей в соответствии с требованиями ст. 237 Трудового кодекса РФ, учитывая конкретные обстоятельства дела, требования соразмерности, разумности и справедливости; оснований не согласиться со взысканным судом размером компенсации морального вреда у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Как следует из п. 5 данной статьи, признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности является основанием для прекращения с ним трудового договора при условии, если работник полностью утратил способность к трудовой деятельности и этот факт установлен медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Такое заключение может быть выдано федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Согласно ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Собрание законодательства РФ», 10.12.2001, № 50, ст. 4650,
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
7. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, № 23, ст. 2277.
8. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3648.
9. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3648.
10. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3648.
11. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ, 11.12.1995, № 50, ст. 4873.
12. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, № 14, ст. 1401.
13. Федеральный закон от 11.04.1998 № 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде» // Собрание законодательства РФ, 13.04.1998, № 15, ст. 1698.
14. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2060.
15. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» // Собрание законодательства РФ, 21.04.2003, № 16, ст. 1539.
16. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» // Российские вести, № 227, 23.11.1993.
17. Постановление Правительства РФ от 31.01.2013 № 70 «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.02.2013, № 6, ст. 554.
18. Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27.05.2020.
19. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» // Бюллетень Минтруда РФ, № 5, 2004.
20. Постановление Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 24.01.2020.
21. Письмо Минтруда России от 05.03.2020 № 14-0/10/В-1703 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета, № 297, 31.12.2006.
23. Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, № 2, ст. 70.
24. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.05.2018 № 11-КГ18-2 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Обзор судебной практики ВС РФ за первый квартал 2011 г., утв. Президиумом ВС РФ 1 июня 2011 г. // СПС «КонсультантПлюс».
26. Определение ВС РФ от 20 июля 2012 г. № 19-КГ12-5 // СПС «КонсультантПлюс»; Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 30 марта 2016 г. № 33-1461/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Апелляционное определение Московского городского суда от 6 декабря 2013 г. по делу № 11-40236/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
28. Апелляционное определение Московского городского суда от 14 января 2020 г. по делу № 33а-418/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
29. Определение Московского городского суда от 28 марта 2011 г. № 4г/5-2017/11 // СПС «КонсультантПлюс».
30. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31 октября 2016 г. № 33-18721/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
31. Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 20 января 2016 г. по делу № 33-231/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
32. Обзор судебной практики ВС РФ за первый квартал 2011 г., утв. Президиумом ВС РФ 1 июня 2011 г. // СПС «КонсультантПлюс».
33. Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 20 января 2016 г. по делу № 33-231/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
34. Апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2017 № 33-1360/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
35. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.11.2018 № 33-48133/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
36. Постановление Ивановского областного суда (Ивановская область) от 14 декабря 2018 г. № 44Г-18/2018 4Г-771/2018 по делу № 2-15/18 // СПС «КонсультантПлюс».
37. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. 2001. С. 308.
38. Барбашова Т.П., Миронов В.И. Защита трудовых прав работников. М., 2007. С. 48 - 50.
39. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М.: Норма; ИНФРА-М, 2001. С. 437 - 441.
40. Борисов О.В. Конституционно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений в РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 22.
41. Завьялов М.Ф. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде как способы защиты прав работников: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 9.
42. Запольнова Л.А. Контроль реализации федерального законодательства органами исполнительной власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 13.
43. Маштакова Е.А. Теоретико-правовые проблемы государственного контроля в РФ: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2000. С. 11 - 33.
44. Сапфирова А.А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля: автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 16.
45. Сошникова Т.А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 3.
46. Советское трудовое право: учебник / под ред. А.Д. Зайкина. М., 1979. С. 470 - 473.
47. Тихонова Н. Трудовые споры с инвалидами. Анализ // Трудовое право. 2020. № 5. С.8.
48. Черных Н.В. Трудовое законодательство России vs коронавирус: кто победит? // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 5. С. 151.
Шестакова Е.В. Сложные вопросы увольнения работников // СПС КонсультантПлюс. 2019