Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях, таможенный контроль после выпуска товаров дает возможность препятствовать неблагоприятным тенденциям в области ВЭД, не образуя дополнительных барьеров во внешнеторговых взаимоотношениях с иностранными контрагентами, что в свою очередь содействует ускорению совершения таможенных операций и формированию благоприятных условий для законопослушных участников ВЭД. При этом, формирование благоприятных условий подразумевает упрощение и гармонизацию таможенных процедур, уменьшение времени таможенного декларирования при одновременном увеличении результативности таможенного контроля и партнерский подход в отношении таможенных органов и бизнес-сообщеста.
Таким образом, идеальная модель таможенных органов предусматривает сведение к минимуму временных и материальных издержек лиц, находящихся под таможенным контролем и одновременно экономию ресурсов таможенных органов, путем централизации внимания на наиболее важных направлениях их деятельности. Одной из эффективных мер для достижения таких результатов является смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
В целях эффективной реализации таможенного контроля таможенные органы располагают определенным набором инструментов, в виде форм и мер проведения таможенного контроля. Особое место в ряде мер обеспечивающих проведение таможенного контроля занимает таможенная экспертиза.
Таможенная экспертиза является специальным видом научно-практического исследования, проводимого экспертами-таможенниками с целью получения квалифицированного, достоверного, объективного и независимого заключения по проблемным вопросам таможенного администрирования (регулятивного, правоохранительного и фискального характера), требующим для своего разрешения использования специальных таможенных/таможенноведческих познаний.
Актуальность исследования проблем таможенных экспертиз обусловлена и тем, что в настоящее время осуществляется реформирование законодательства и системы контроля в таможенной сфере, что имеет отношение и к таможенным экспертизам и предусмотрено, в частности, Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р . Стратегия ставит задачу создания максимального соответствия экспертных возможностей потребностям таможенных органов в специальных знаниях и сокращения времени на производство таможенных экспертиз, освоения и внедрения новых видов экспертиз; системы производства таможенных экспертиз, основанной на риск-ориентированном подходе; создание и администрирование информационного ресурса для автоматизации процесса назначения таможенных экспертиз.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере организации и проведения таможенной экспертизы при таможенном контроле после выпуска товаров.
Предметом исследования являются нормы таможенного права, регулирующие особенности организации и проведения таможенной экспертизы при таможенном контроле после выпуска товаров.
Целью исследования является анализ особенностей организации и проведения таможенной экспертизы при таможенном контроле после выпуска товаров.
Исходя из цели исследования, в работе решаются следующие задачи:
– раскрыть понятие и цели осуществления таможенного контроля после выпуска товаров;
– рассмотреть понятие таможенной экспертизы при таможенном контроле после выпуска товаров;
– исследовать организацию таможенной экспертизы при таможенном контроле после выпуска товаров;
– выявить особенности проведения таможенной экспертизы при таможенном контроле после выпуска товаров.
Методологическую основу исследования составляют всеобщий метод познания и базирующиеся на ней общенаучные и частно-научные методы эмпирического и теоретического познания: формально-логический, логико-юридический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: С.А. Агамагомедова, Н.П. Бондаренко, И.И. Воробьев, П.И. Токарев, А.В. Гугучкина, О.В. Костина, А.Ф. Колпаков, Е.А. Логинов, А.А. Лебедева и другие.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты таможенной экспертизы при таможенном контроле после выпуска товаров
1.1. Понятие и цели осуществления таможенного контроля после выпуска товаров
Таможенный контроль за перемещением товаров и транспортных средств относится к числу приоритетных видов деятельности таможенных органов, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли. Это обусловлено внедрением и широким распространением электронной формы декларирования товаров, при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что способствует сокращению затрат времени на проведение операций таможенного контроля товаров при их декларировании. Вследствие этого проведение таможенного контроля товаров при перемещении под таможенную процедуру сместилось на этап таможенного контроля после выпуска товаров.
Проведение контроля после выпуска товаров обеспечивает соблюдение операторами внешней торговли таможенного законодательства, что увеличивает поступление таможенных платежей в Федеральный бюджет страны .
Основными целями таможенного контроля после выпуска товаров являются:
– предотвращение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и создание условий для экономической нецелесообразности их дальнейшего обращения на территории Российской Федерации;
– проведение непрерывного контроля с момента поступления предварительной информации и подачи декларации на товары до момента завершения таможенного контроля после их выпуска. Такая технология позволит обеспечить сокращение времени на осуществление таможенных операций, что будет способствовать развитию и повышению эффективности внешнеторговой деятельности.
Основной формой таможенного контроля является таможенная проверка. ТК ЕАЭС определяет таможенную проверку в качестве формы таможенного контроля, которая проводится должными лицами таможенных органов после выпуска товаров . При этом применяются иные, предусмотренные Кодексом формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие результативность таможенного контроля, соблюдение операторами внешнеторговой деятельности законодательных актов, применяемых для таможенного регулирования при перемещении товаров и транспортных средств.
Эффективность таможенного регулирования оказывает существенное влияние на экономику страны. От деятельности таможенных органов зависит не только экономическая безопасность государства, но и пополнение ее бюджета за счет сбора налогов и пошлин.
Таможенное регулирование представляет собой один из наиболее существенных методов государственного воздействия на экономику страны и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу .
Таможенный контроль в РФ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и Российской Федерации. С момента подписания Таможенного кодекса Таможенного Союза и вступления в силу с 1 января 2015 года договора ЕАЭС таможенные органы делают серьезные шаги в развитии системы таможенного контроля. Основной целью развития системы является упрощение и ускорение таможенных формальностей, что может негативно сказаться на эффективности таможенного контроля, особенно на фискальной функции таможенных органов. Поэтому основой совершенствования системы таможенного контроля должно быть соблюдение баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства .
Таможенный контроль – это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, представляющее собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства.
Основаниями для проведения таможенных проверок являются: анализ статистических данных; информация от функциональных подразделений; поручения вышестоящих таможенных органов.
При проведении таможенных проверок чаще всего выявляются такие нарушения, как:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».
4. Приказ Минфина России от 25.11.2019 № 200н «Об установлении случая продления срока проведения таможенной экспертизы».
5. Приказ ФТС России от 07.02.2019 № 204 «Об утверждении Порядка продления срока проведения таможенной экспертизы, Порядка уведомления декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о продлении срока проведения таможенной экспертизы, Порядка приостановления сроков проведения таможенной экспертизы».
6. Приказ ФТС России от 07.05.2021 № 384 «Об утверждении Порядка отбора проб и (или) образцов товаров для проведения таможенной экспертизы».
7. Агамагомедова С.А. Таможенная проверка в таможенном кодексе евразийского экономического союза: административно-правовая характеристика // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 3. С. 75-82.
8. Бондаренко Н.П. Таможенный контроль после выпуска товаров как фактор эффективного обеспечения экономической безопасности России // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 2 (43). С. 85-89.
9. Воробьев И.И., Токарев П.И. Таможенная экспертиза: теория и практика, проблемы при назначении и производстве таможенных экспертиз // Стратегии развития таможенной службы: слагаемые успеха и пути повышения эффективности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня образования ФТС России. Уральское отделение Вольного экономического общества России; Уральская торгово-промышленная палата; Уральский государственный экономический университет. Екатеринбург, 2021. С. 76-80.
10. Воробьев И.И. Экспертное обеспечение таможенных органов: состояние и проблемы // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 3. С. 18-24.
11. Гугучкина А.В., Костина О.В. Таможенный контроль после выпуска товаров: современные тенденции, проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2017. № 13-1 (147). С. 21-25.
12. Диканова Т.А. Таможенная экспертиза в российском законодательстве и правоприменительной практике // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2020. № 13. С. 86-94.
13. Калдина А.А. Таможенная экспертиза в ЕЭАС // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 9 (25). С. 609-611.
14. Колпаков А.Ф. Срок проведения таможенной экспертизы // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 4 (97). С. 22-35.
15. Логинов Е.А., Лебедева А.А. Некоторые проблемы при производстве таможенной экспертизы и пути их решения в условиях Евразийского экономического союза // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 105-110.
16. Марков Е.А. Актуальные вопросы таможенного контроля после выпуска товаров // Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности и таможенного дела Материалы Международной научно-практической конференции / Под редакцией С.В. Тактаровой, С.А. Агамагомедовой. 2018. С. 104-109.
17. Нестеров А.В. Правовой институт таможенной экспертизы в условиях цифровизации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022. № 1. С. 18-30.
18. Нестеров А.В. Экспертиза в таможенных целях : учеб. пособие. Москва: Российская таможенная академия, 2017. 186 с.
19. Нестеров А.В., Андреева Е.И. Место таможенной экспертизы в новой «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 4 (53). С. 97-102.
20. Никогосян А.А. Проблемы при производстве таможенной экспертизы и пути их решения в условиях Евразийского экономического союза // Студенческий форум. 2020. № 31-1 (124). С. 73-77.
21. Прокудина Н.О. Основные проблемы таможенной экспертизы // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 9 (43). С. 252-254.
22. Тарасова А.А., Агапкин А.М. Анализ результативности таможенных экспертиз // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 8-1 (78). С. 82-86.
23. Токарев П. И. Проблемы в области назначения, производства и применения результатов таможенной экспертизы // Прокурорский надзор за исполнением законов о производстве таможенных экспертиз: сб. материалов круглого стола (Москва, 28 мая 2019 г.) / под общ. ред. Т. А. Дикановой; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2019. С. 10–21.
24. Щевелева А.С. К вопросу о порядке назначения таможенной экспертизы: анализ нормативного регулирования // Военно-юридический журнал. 2019. № 8. С. 7-10.
25. Якунина К.Д. Таможенная экспертиза как мера, обеспечивающая проведение таможенного контроля // Аллея науки. 2019. Т. 5. № 1 (28). С. 689-692.