Фрагмент для ознакомления
2
Юридическая практика в общем своем определении представляет собой разнообразите осуществления деятельности различных органов государственной власти, а также должностных лиц, наделенных полномочиями по применению, толкованию и реализации правоприменительных актов, нормативных актов, федеральных законов и иных правовых документов, исходя из длительного опыта их применения.
Юридическая практика, для полного понимания таковой, имеет ряд признаков, характерных только ей:
1. Предусматривает социально - исторический опыт применения и осуществляется во всех сферах общества.
2. Входит в основу наиболее важных элементов всей правовой системы, которая объединяет в своей деятельности, все предусмотренные юридические факты, акты, предписаний участников правоотношений, а также права и обязанности сторон и принимаемые в результате осуществления деятельности, решения.
3. Является необходимым элементом культурной жизни общества, при которой например, характерно изучение правотворчества древних исторических деятелей, исходя из их опыта применения юридической практики.
4. Состав участников, осуществляющих юридическую практику, определяет перечень лиц, которые имеют необходимый уровень образования и требуемые знания, а также определенный механизм мышления. Все эти критерии в совокупности, устанавливают необходимый уровень компетенции и квалификации определенного субъекта, осуществляющего сам процесс юридической практики, при этом помимо технических и квалификационных критерий, необходимым является также достоверный и осознанный подход, к осуществлению практики, основанный также на реальном и разумном принятии решений.
Помимо субъектов, осуществляющих юридическую практику, также важным признаком является наличие участников, которые по своему определению должны быть заинтересованы в самом процессе, применять все доступные и правомерные способы и инструменты юридической техники, признавая при этом свои права, методы их реализации и наличие ответственности.
5. Осуществление ее применения в общественной и коллективной форме. Данный признак, включает в себя виды социальной практики, осуществление взаимодействия с иными субъектами и участниками, в целях обмена информацией и необходимого опыта. Также следует отметить в качестве признака результат совместной деятельности коллектива при внедрении субъектами своего опыта, и сми участники правоотношений, осуществляют взаимодействие в процессе применения юридической практики.
6. Помимо теоретической обеспеченности обмена опытом, важным признаком является сам процесс, в результате которого происходит изменение общественной и социальной жизни.
Результат данного процесса проявляется в нормативно – правовом осуществлении регулирования поведения граждан; обеспечение защиты их конституционных прав и полного осуществления охраны их интересов; совершение процедуры разрешения конфликтов и различных юридических споров; применение юридических процедур, в целях удовлетворения различного вида потребностей граждан, юридических лиц, а также самих государственных органов.
При этом следует понимать, что все изменения общественной жизни, реальной действительности, а также приобретение, применение, либо напротив негативные последствия, являются результатом не самого процесса применения юридической практики, а в результате инициативы субъекта и его возникших идей.
Именно волеизъявление и осознанные действия субъекта, направленные на осуществление деятельности процесса юридической практики, является основой запуска процедуры юридической практики, которая выражается как во внешнем виде, так и внутреннем.
7. Признаком юридической практики, также является возникновение не только общественной жизни, определенного субъекта, но также общей материальной, политической и иных сфер общества.
Данные ситуации, возникают в результате применения юридической практики, при которой всегда происходят юридические последствия, являющиеся следствием проведенной процедуры. Такие последствия влекут за собой применение различных мер государственного принуждения, либо напротив поощрения, а также возможным прекращением, изменением, возникших и существующих правоотношений.
8. Признаком юридической практики также является ее оформление, соответствующими документами, которые могут проявляться как в социальном виде, так и в нормативно – правовом.
Такие документы, могут предусматривать, как различные нравственные кодексы, а также в своем содержании предписания и постановления, которые содержат информацию по наличию необходимых средств и методов применения данных документов, а также полномочий должностных лиц, компетентных в определении и вынесении решений.
При этом, именно данный признак позволяет наделить юридическую практику стабильным осуществлением самого процесса и его результата, в следствии которого происходят определенные ограничения, либо дозволения участников правоотношений, позволяющие субъектам четко понимать границы их действий, ориентируя на определенный перечень позволенных действий,, в порядке применения юридической практики.
9. Обуславливает перечень разнообразия юридической практики, которая заключается в применении ее, в отношении различных сфер общества, а также в зависимости от достижения цели, основанные на определенных стандартах, требований и условий, а также методов и использованных в соответствии с различными стратегиями техник.
10. Юридическая практика в своей реализации осуществляется различными механизмами социального и правового воздействия, процесс которого формируется в основном на основах государственного управления. Связано это с тем, что именно органы государственной власти наделены, полномочиями по осуществлению правотворческой деятельности, реализации и исполнения ее, а также контроля и правоприменения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция)
4. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022)
5. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.11.2020) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"
6. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 11.03.2022) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"
7. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. Подготовлены по инициативе Правового управления Аппарата Государственной Думы Главным государственно-правовым управлением Президента РФ, Правовым управлением Аппарата Правительства РФ, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации и Министерством юстиции РФ. Рекомендованы Советом Государственной Думы РФ для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола №187 заседания Совета Государственной Думы РФ от 20 ноября 2003 г.)
Судебная практика
1. "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)
2. "Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2021 год" Постановлением от 20 января 2021 года N 2-П
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"
4. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / под ред. Шагиева Р. В. М: Норма, Инфра-М, 2015. 576 с.
5. Бакарджиев Я. В., Ромашов Р. А., Рыбаков В. А. Теория государства и права. Учебник. В 2 частях. Часть 2. М: Юрайт, 2017. 306 с.
6. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие для колледжей. 4-е изд., стер. М: Дашков и К, 2020. 238 с.
7. Зарецкий А. М., Долгих Ф. Г. Теория государства и права. Учебник. М: Издательский дом Университета "Синергия". 2018. 240 с.
8. Иванов, Виталий К критике современной теории государства / Виталий Иванов. - М.: Территория будущего, 2019. - 160 c.
9. Комкова А.А. «Юридическая природа нормативного договора», Российский государственный университет правосудия, 2020 г., стр.4
10. Кожевников, В. В. Теория государства и права: учебник / В. В. Кожевников, В. Б. Коженевский, В. А. Рыбаков. – М.: Проспект, 2017.
11. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. учебно-методическое пособие. М: Дело, 2019. 352 с.
12. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2020. 432 с.
13. Нерсесянц, B. C. Сравнительное правоведение в системе юриспруденции / В.С. Нерсесянц // Государство и право, 2019. № 6. С. 6
14. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник /В.Д. Перевалов. – 4-е изд.,перераб. и доп. – М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА - М, 2017 М.: КноРус, 2017.
15. Поляков, А. В. Общая теория права / А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. - М.: Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. - 472 c.
16. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. 568 с.