Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В наше время классификация документов является одной из наиболее важной и до сих пор нерешенной проблемой. Появляются новые виды документов, увеличивается объем электронного документооборота, вопросы упорядочения работы с документами, а в основном их систематизация и классификация, выступают на первый план. Одним из эффективных способов систематизации и классификации крупных документальных фондов, образующихся в процессе деятельности организаций, является создание номенклатуры дел.
Актуальность темы обуславливается важностью обеспечения для любой организации упорядоченного хранения, использования и обеспечения сохранности документов, создаваемых и поступающих в организацию. Документы не только имеют юридическое значение, они являются и носителем ценной информации, т.е. информации о всей предшествующей деятельности организации и ее взаимосвязях с другими организациями, их использование существенно повышает качество и оперативность подготовки новых документов, исключает затраты труда и времени на повторную подготовку однотипных документов.
Упорядоченное хранение, обеспечивающее оперативный поиск документов, требует их четкой классификации.
Объектом в настоящем исследовании является номенклатура дел.
Предметом исследования являются особенности составления номенклатуры дел.
Цель исследования заключается в анализе особенностей составления номенклатуры дел.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать номенклатуру дел: определение, виды, назначение;
обозначить порядок составления и построения номенклатуры дел;
рассмотреть правила формирования дел и составления заголовков дел в номенклатуре дел;
проанализировать оформление номенклатуры дел.
В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:
теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
систематизацию, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Номенклатура дел как основа управления документацией в организации
1.1. Номенклатура дел: определение, виды, назначение
В деятельности любой организации, учреждения, предприятия образуется большое количество различных документов. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности организации. Большую часть служебной информации, работники предприятия получают посредством документов. В каждой организации на составление документов и на работу с ними в среднем уходит до 60% рабочего времени. Поэтому систематизация документов – одна из важнейших задач в документационном обеспечении управления. От того, как группируются и хранятся документы в делопроизводстве, зависит не только возможность их использования в справочно-информационном обслуживании руководства и специалистов организации, но иногда даже ее финансовое положение. Так, например, вовремя не найденные документы по осуществленной сделке (договоры, акты, гарантийные письма и др.) не позволят доказать правоту при судебных исках, и соответственно, приведут к материальным потерям. За непредставление проверяющим организациям финансовых и кадровых документов на организацию может быть наложен штраф. Таким образом, это доказывает, что документы в организации должных храниться в установленном порядке, чтобы их можно было легко найти. Такой порядок может быть обеспечен только при наличии в организации номенклатуры дел, составленной с учетом всех нормативных требований.
Зачастую и руководители, и специалисты не сразу видят важность задачи правильной систематизации документов. Когда в организации накапливается большое количество документов и в них становится все труднее разобраться, когда секретарь не смог вовремя найти нужный документ, сложилась спорная ситуация, для решения которой нужны документы прошлых лет или начались проверки финансовых, кадровых документов, тогда и возникает вопрос о составлении номенклатуры дел. Кроме того, когда накапливается большое количество документов, возникает вопрос об их дальнейшем хранении. Хранить все созданные документы просто невозможно, а разобраться в том, что нужно хранить дальше, а что можно уничтожить, без номенклатуры дел очень сложно.
Обязательность хранения определенных документов достаточно полно определена в законодательстве, подзаконных нормативных актах, разработаны нормативно-методические документы общего действия, определяющие порядок и методику хранения.
Прежде всего, это, конечно, Федеральный закон РФ «Об архивном деле в РФ», а также множество других законодательных актов, таких как:
ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»;
ФЗ «Об акционерных обществах» и Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ;
ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и др.
Действующие нормативно-методические документы по делопроизводству и архивному делу являются разработками органов руководства архивным делом.
Так как наиболее ценные документы после использования их в оперативной работе передаются на постоянное хранение в государственные архивы, архивные органы заинтересованы в обеспечении сохранности документов еще на ранних стадиях их хранения.
Росахрив РФ разработал систему хранения документов в делопроизводстве организации и организации архива, нормативные сроки хранения документов.
«Основные правила работы архивов организаций» являются главным нормативным документом, закрепляющим систему хранения документов в делопроизводстве и архиве. В них регламентирована технология сохранности документов, в этот норматив включены требования к номенклатурам дел, включая порядок их составления, согласования, утверждения, использования и хранения.
Нормативным документом, закрепляющим сроки хранения, является Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций с указанием сроков хранения и ведомственные перечни, а также перечень решений ЭПК-ЭПМК Комитета по делам архивов при правительстве УР за 1992-2003 гг.
Основными видами работ, обеспечивающими правильную организацию документов в делопроизводстве, являются составление номенклатур дел и формирование дел.
Система хранения документов в каждой организации строится на основе номенклатуры дел, которая, предназначена для организации хранения документов, учета дел, заведенных в каждом календарном году, установления сроков их хранения.
Номенклатура дел – это систематизированный перечень заголовков всех дел, заводимых в делопроизводстве учреждений, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.
Номенклатура дел – это регистр, позволяющий систематизировать все документы, используемые в деятельности организации. Это достигается путем их группировки в дела, сформированные по тематическому признаку с учетом сроков хранения. Перечень таких дел, составленный по определенной форме, и есть их номенклатура (п. 94 ГОСТ Р 7.0.8-2013).
Применение номенклатуры в отношении текущих документов решает несколько задач, таких как:
классификация и учет;
облегчение поиска;
помощь при передаче дел и составлении описей;
системная подготовка к отбору для дальнейшего хранения и уничтожения.
Проще говоря, номенклатура дел – это простейший классификатор, позволяющий быстро разложить документы по папкам (делам) для оперативного поиска их в случае необходимости.
Номенклатура дел – документ многоцелевого назначения:
1) ее главным назначением является систематизация документов; т.е. определяет систему хранения документов в учреждении;
2) определяет сроки хранения – каждое дело, включенное в номенклатуру, имеет срок хранения документов, помещенных в него; распределяя документы в дела в соответствии с номенклатурой, мы проводим 1 этап экспертизы ценности документов;
3) индексация в номенклатуре дел используется при регистрации документов;
4) служит основой для составления описей на дела постоянного и долговременного сроков хранения, для проведения экспертизы ценности документов перед их отбором на архивное хранение;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 N 125-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс»
2. Абуладзе Д.Г. Документационное обеспечение управления персоналом. – М.: Юрайт, 2020. – 300 с.
3. Архивоведение: учеб. пособие для бакалавров. – М.: Дашков и К, 2017. – 184 с.
4. Асалиев, А.М., Миронова, И.И. и др. Основы делопроизводства. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 148 с.
5. Басаков М.И. Документационное обеспечение управления (с основами архивоведения). – М.: КноРус, 2020. – 216 с.
6. Бялт В.С. Документационное обеспечение управления. Юридическая техника. – М.: Юрайт, 2020. – 104 с.
7. Вешкурова А.Б. Документационное обеспечение управления. Учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2020. – 170 с.
8. Гущина И.А., Зайцева Н.А. Документационное обеспечение туристской деятельности. – М.: КноРус, 2018. – 240 с.
9. Делопроизводство: документационное обеспечение управления: учебник. – 14-е изд., перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 376 с.
10. Документационное обеспечение управления и делопроизводство: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 576 с.
11. Доронина Л.А. Документационное обеспечение управления. – М.: Юрайт, 2020. – 234 с.
12. Доронина Л.А. Организация и технология документационного обеспечения управления. – М.: Юрайт, 2020. – 234 с.
13. Казакевич Т.А. Документационное обеспечение управления. – М.: Юрайт, 2020. – 178 с.
14. Колышкина, Т.Б. Деловые коммуникации, документооборот и делопроизводство. – М.: Юрайт, 2020. – 164 с.
15. Корнеев И.К. Документационное обеспечение управления. – М.: Юрайт, 2020. – 385 с.
16. Кугушева Т.В. Документационное обеспечение управления. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2020. – 238 с.
17. Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство. – М.: Юрайт, 2020. – 463 с.
18. Кузнецов И.Н. Организация и технология документационного обеспечения управления. – М.: Юрайт, 2019. – 522 с.
19. Павловская, О.Ю. Правовое обеспечение кадрового делопроизводства. –М.: Юрайт, 2020. – 214 с.
20. Рогожин, М.Ю. Документационное обеспечение управления: Учебно-практическое пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2019. – 384 с.
21. Сологуб, О.П. Делопроизводство. Составление, редактирование и обработка документов. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2018. – 208 с.
22. Стенюков М.В. Делопроизводство (консп. Лекций). – М.: ПРИОР-издат., 2018. – 278 с.
23. Страхов О.А., Алексеева Т.В. Документационное обеспечение управления. Учебник. – М.: Рипол, 2020. – 132 с.
24. Шувалова Н. Н. Документационное обеспечение управления. – М.: Юрайт, 2020. – 266 с.
25. Щеглов В.П. Документационное обеспечение управления (ДОУ). – М.: Феникс, 2017. – 16 с.