Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение психики человека берет начало еще в средних веках, когда в рамках религиозного знания психика обозначалась понятием души. Активное развитие психологии за рубежом начиная с 18 века, и в отечественной научной среде начиная с 19-го, позволяют нам говорить о богатой истории психологического знания.
Психика и ее функционирование – основной предмет рассмотрения психологов всех направлений, от медицинской психологии, до педагогической и психологии травм. Психические процессы, их нормальное или нарушенное функционирование, являются определяющими факторами в жизни человека, его способности реагировать на действительность, адаптироваться самореализоваться. Личность, имеющая проблемы функционирования психики, как правило, страдает от этих сложностей и требует помощи специалистов области психологии.
Знание структуры психики, специфики ее формирования и развития – та базовая структура, на которой строится обучение специалиста в области психологии, поскольку все вопросы психологии, так или иначе, сводятся к нарушениям психики и индивидуальным ее особенностям.
Таким образом, актуальность исследования темы определяется важностью понимания специалистом-психологом такого базового компонента дисциплины как психика человека.
Объект исследования: психика человека.
Предмет исследования: свойства и функции психики человека.
Цель: теоретически исследовать особенности формирования и функционирования человеческой психики.
Задачи:
1. провести анализ теоретических подходов к изучению психики;
2. изучить специфику выделения свойств и функций психики разными авторами;
3. обосновать возможности работы психолога по формирования и изменению функций психики человека;
Теоретическая значимость исследования: исследованы и уточнены особенности свойств и функций человеческой психики.
Методологическую базу исследования составили работы П.В. Добросельского, А.С. Горбатенко, А.Н. Леонтьева и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сопоставление данных.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Понятие «психика» и история изучения психики
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром. Она заключается в восприятии стимулов внешнего мира с последующим формированием в сознании человека представлений об этом мире, которые помогают ему видеть реальность как взаимосвязанную структуру и правильно реагировать на ее воздействия. В самом общем смысле, психика человека – это мыслительная структура, ориентированная на непрерывное восприятие окружения и адаптацию к нему с целью создать для личности наиболее комфортные условия существования.
Психика — субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека [6, c. 13].
На вопрос о том, является ли психика структурой, присущей только человеку, существуют различные ответы, напрямую зависящие от психологических концепций, к которым принадлежат авторы.
Рене Декарт, представитель антропизма, настаивал, что психика присуща только человеку. Нейропсихизм Чарльза Дарвина утверждает, что психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему. К.К. Платонов связывает формирование психики с наличием у животного головного мозга, А.Н. Леонтьев представляет критерием появления зачатков психики у живых организмов наличие чувствительности. Критерием чувствительности является способность к образованию условных рефлексов.
Исходя из самого понятия психики, предполагающего работу по восприятию и обработке образов окружающей действительности, мы можем предположить, что она не является уникальным явлением, присущим только человеку, поскольку и животные воспринимают окружающий мир, способны обработать информацию о нем, реагировать сообразно ситуации.
Но при этом необходимо отметить, что психика человека находится на более высокой ступени организации, чем психика остальных существ, что обусловлено наличием у человека такого образования как личность, личностная идентичность.
Личность каждого человека уникальна, поскольку неповторим опыт, ее сформировавший, она представляет собой внутренний, субъективный мир человека, его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Высокий уровень развития эмоциональной сферы, эмпатии, нравственных категорий, а так же развитое умение долгосрочного планирования отличают психику человека от психики существ более низких ступеней развития.
В состав психики включаются следующие психические процессы:
1. мышление,
2. восприятие,
3. память,
4. мотивы,
5. чувства,
6. эмоции,
7. речь,
8. внимание [12].
Все процессы психики являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Так, например, нарушение внимания ведет к закономерному отставанию индивида в мышлении, развитии речи и т.д. Полноценная личность, обладающая здоровой психикой, демонстрирует гармоничное развитие по всем параметрам психических процессов.
Сохранная и развитая психика – то, что обеспечивает адекватное поведение человека, возможность понимать окружающих и быть ими понятым. Нарушение психики выводит человека за пределы нормы. С другой стороны, высокое развитие психических процессов – памяти, мышления, речи, внимания – позволяет человеку быть более успешным и творческим.
В психике можно выделить управляющую и исполнительную часть. Управляющая часть психики – это то, что называют личностью в естественнонаучном подходе. К исполнительной части психики относят мышление, речь и психомоторные процессы.
В типологии психических процессов особое место занимают воля и сознание. Сознание является сугубо внутренним компонентом психики, отвечающим за формирование субъективных образов внешнего мира и обработку впечатлений, получаемых от внешних стимулов.
Само сознание непосредственно не контактирует с внешним миром, работая с поставляемыми ему от органов чувств образами. Восприятие окружающего пространства человеком, таким образом, есть система образов в его сознании, а не непосредственно сами эти образы вовне.
Волевые компоненты психики, напротив, являются связующим звеном между внешним и внутренним, помогая личности соотносить свои действия со стимулами, полученными извне и корректировать мотивы и цели своей деятельности.
Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы регуляции деятельности. Психический образ — целостное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности [11, c. 43].
Они могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Первичные образы несут информацию о пространственных отношениях, локализации объектов, их физических свойствах, такое восприятие мира присуще и животным. Вторичные же образы создаются путем компилятивной работы с впечатлениями от внешнего мира, и они позволяют человеку создавать абстрактные понятия и оперировать ими, что выводит психику человека на уровень, кардинально отличающийся от функционирования психики животного.
Психика — субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией, нашими знаниями и потребностями [13].
Психика человека способна на ассоциативном уровне творчески «достраивать» какие-то характеристики объекта, при условии, что человек обладает достаточным для этого жизненным опытом.
В психическом образе могут отсутствовать многие элементы реального объекта отражения. И напротив, в образе могут присутствовать даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации.