Фрагмент для ознакомления
2
Изучение иностранного языка на начальном этапе – это способ познакомиться с культурой жителей англоязычных стран. Следовательно, урок иностранного языка можно назвать начальным лингвистическим образованием, способствующим сравнению учащимися условий своей и чужой страны. Таким образом, учащиеся младших классов начинают формировать языковую, т.е. лингвистическую компетенцию.
Однако, как отмечает О.С. Алимова, формирование элементарной иноязычной компетенции не является основной задачей изучения иностранного языка в начальной школе. Младшие школьники должны ощутить, в первую очередь, потребность в изучении иностранного языка [Алимова, 2013, с. 6].
В различных психолого-педагогических трудах можно обнаружить точку зрения, что в детях наблюдается природная расположенность к языкам, эмоциональная готовность к овладению иностранными языками. Эту готовность психологи и педагоги называют сензитивностью. Сензитивность детей, по мнению большинства психологов и педагогов, тесно связана с явлением готовности ребенка к школе, т.е. психологической и физиологической готовностью детей к обучению, необходимым уровнем их развития для усвоения различных учебных дисциплин, включая иностранный язык.
Как известно, начало младшего школьного возраста определяется моментом начала обучения ребенка, т.е. его поступления в школу. Под начальным периодом обучения сегодня понимается возраст от 6-7 до 10-11 лет, т.е. 1-4 классы школы. Этот период характеризуется, прежде всего, усиленным физическим и психофизиологическим развитием детей [25].
Если раньше считалось, что сензитивный возраст детей – это период от 4 до 8 лет, когда дети характеризуются большой любознательностью, потребностью в познании, гибким усвоением языкового материала, то сегодня исследователи подтверждают уменьшение сензитивного возраста современных детей.
Психологи и педагоги сегодня подтверждают, что раннее обучение иностранному языку создает большие возможности для возникновения интереса к языку, к культуре изучаемого языка, следовательно, способствует развитию коммуникативно-речевого акта. Сензитивный период усвоения иностранного языка в школе повышает возможности педагогов не упустить преимущества данного возраста [7, с. 31].
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте постепенно становится учебная деятельность, которая развивает память, внимание, мышление, восприятие и воображение школьников. Однако игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью дошкольников, до сих пор остается в силе в младшем школьном возрасте. Дети не теряют интереса к игровым занятиям. Можно сделать вывод, что младшие школьники характеризуются многообразием видов деятельности, которые пересекаются между собой. В связи с этим в учебную деятельность школьников начальных классов необходимо включать игровую, познавательную и учебную деятельность в равных пропорциях, что приведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому предмету.
Младшие школьники открыты и восприимчивы. К сожалению, их природная открытость происходит только в среде родной культуры. Однако темпы современной жизни требуют постоянного совершенствования лингвистических и лингвокультурных знаний. Поэтому с самого начала младшие школьники должны приобщаться к иностранному языку сквозь призму культуры изучаемого языка.
Доминирующей функцией в анализируемом школьном возрасте обладает мышление, поскольку в младшем школьном возрасте мыслительные процессы активно развиваются и перестраиваются на нужный лад. В этом возрасте наблюдается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, поскольку именно в рамках школьного обучения словесно-логическое мышление получает максимальное развитие. Следует отметить, что школьники только первые два года работают с наглядными материалами, а в последующие годы обучения в школе объем наглядности заметно сокращается.
Несомненно, в структуре мышления младших школьников довольно долго сохраняется наглядно-образное мышление, что, с нашей точки зрения, оптимально использовать во время формирования лексического навыка. Сочетание наглядно-образного мышления с развивающимся абстрактным мышлением создает оптимальные условия для изучения иностранного языка в школе [16, с. 25].
Что касается особенностей памяти младшего школьника, то в возрасте 1-4 классов у учащихся довольно сильно развита долговременная память, в отличие от оперативной памяти, которая развита намного хуже. Следовательно, вся информация, которую запоминает учащийся начальных классов, запоминается им надолго. Однако основная проблема состоит в том, что в этом возрасте школьник еще не может извлекать выученную им информацию из памяти, тем более целенаправленно ее использовать и осознанно применять в процессе иноязычной коммуникации. Эта проблема решается, с точки зрения Г.И. Шайметовой, посредством создания у учащихся младших классов строго определенных установок, которые мотивируют школьников на запоминание того или иного учебного материала [Шайметова, 2011, с. 32].
Особую роль при составлении методики преподавания иностранного языка для формирования лексического навыка в младших классах играет учет физического развития детей. Согласно Л.А. Чаусенко, необходимо учитывать следующие физические характеристики учащихся младших классов:
совершенствование головного мозга и нервной системы;
неразвитость отделов головного мозга, отвечающих за регуляцию и контроль психической деятельности;
развитие и окостенение конечностей, позвоночника;
усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц;
общее развитие двигательного аппарата, как следствие – стремление к беганию, прыжкам и т.д.;
интенсивное развитие нервно-психической деятельности, что приводит к высокой возбудимости детей, большой подвижности и, как следствие, высокой утомляемости;
неспособность выдерживать физические перегрузки, например, продолжительное письмо или утомительную физическую работу [Чаусенко, 2015].
Таким образом, при формировании лексического навыка на уроке иностранного языка в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся младших классов. Младшие школьники обнаруживают психологическую готовность к школе, к образовательному процессу, что называют сензитивностью. Мы отметили, что возраст сензитивности с каждым годом уменьшается, т.е. современные учащиеся, начинающие процесс обучения, становятся все младше и младше. Следовательно, основной задачей педагогов является не упустить преимущества сензитивного периода детей младшего школьного возраста и как можно раньше начать прививать элементы иноязычной компетенции.
1.2 Сущностные характеристики понятия «лексический навык» в отечественной и зарубежной методике обучения
Вопрос формирования лексического навыка в рамках изучения иностранного языка является одной из наиболее значимых проблем обучения языку в общеобразовательной школе. Знание и практическое использование лексического строя языковой системы иностранного языка позволяет развить вербально-семантический уровень вторичной языковой личности учащегося, т.е. тот языковой уровень, без которого невозможно дальнейшее изучение иностранного языка и в целом достижение иноязычной коммуникативной компетенции.
Под лексическим навыком приято понимать синтезированный процесс выбора лексической единицы, исходя из ее значения и сочетания с другими лексическими единицами языка. Причем основой лексических навыков являются лексические динамические связи, которые выступают в виде слов и словосочетаний.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраменко А.А. Развитие коммуникативной компетенции посредством использования потенциала детских сказок на уроках английского языка в начальной школе (целостное описание актуального педагогического опыта) / А. А. Авраменко. - Белгород, 2012. - 31 с.
2. Алимова О.С. Театрально-музыкальная деятельность – средство формирования иноязычных речевых навыков у дошкольников / О. С. Алимова // Инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков: педагогические технологии, наиболее эффективно реализующие ФГОС: Материалы VII Всероссийского семинара для преподавателей английского языка. Екатеринбург, 2013. - С. 6-14.
3. Английский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. С.I / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2012. 104 с.
4. Английский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 6-е изд. М., Просвещение, 2012. 115 с.
5. Английский язык. Reader. 3 класс. М.: Просвещение, 2012. 87 с.
6. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2012). М.: Буки-Веди, 2012. - С. 152-154.
7. Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции / Н. Д. Гальскова // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. М.: Тезаурус, 2013. - С. 25-34.
8. Давыдова Ю.Г. К вопросу о понятии «лексическая компетенция» на продвинутых уровнях владения иностранными языками / Ю. Г. Давыдова // Альманах современной науки и образования. 2013. - №5(72). - С. 55-60.
9. Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка / И. Н. Дмитрусенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. 2012. - №25. - С. 126-127.
10. Еремин Ю.В. Продуктивное чтение: Учебное пособие / Ю. В. Еремин, А. В. Рубцова. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 248 с.
11. Жежерова В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова / В. П. Жежерова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. - №1. - С. 36- 43.
12. Ивенин Ф.В. Интернет как интерактивное средство обучения иностранному языку / Ф. В. Ивенин // Среднее профессиональное образование. 2014. - №7. - С. 38-39.
13. Кладова И.С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков: учебное пособие / И. С. Кладова. - Березники, 2010. - 15 с.
14. Колесников Л.И. Проблемные задания как средство понимания текста и развития обучающихся / Л. И. Колесников // Реализация методов проблемного обучения в условиях модернизации российского образования: вопросы теории и практики: материалы VI Западно-Сибирской Всероссийской научнопрактической конференции «Образование на грани тысячелетий» (Нижневартовск, 10 ноября 2010 года) / Отв.ред. Е.В. Ковалевская. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - С. 13-15.
15. Короткова И.П. Роль фольклора в многоуровневой системе обучения английскому языку младших школьников / И. П. Короткова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. - №5. -Т. 109. - С. 217-220.
16. Ладик Н.А. К вопросу о разработке современного учебного пособия по английскому языку для студентов гуманитарных специальностей ФМО / Н. А. Дадик // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: Электронный сборник. Вып.1. Минск, 2011. - С. 24-25.
17. Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков. 2-е изд., испр. и доп. / Н. Ф. Михеева. - М.: РУДН, 2010. - 73 с.
18. Мухамедьянова А.Х. Ролевые игры на уроке иностранного языка / А. Х. Мухамедьянова // Вестник КАСУ. 2007. - №2. - С. 128-133.
19. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.
20. Орехова Ю.М. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современном школе (на примере сети интернет) / Ю. М. Орехова // Крымский научный вестник. 2015. - №4. - С. 290-300.
21. Ремнева И.Ю. Использование виртуального ученого пространства MOODLE в обучении английскому языку / И. Ю. Ремнева // Современный учитель английского языка: сборник статей. – СПб., 2012. – с. 30-33.
22. Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностр. яз.» / Н. М. Родина, Е. Ю. Протасова. – М.: Владос, 2010. – 201 с.
23. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2014. - 239 с.
24. Ткачева Т.А. Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения / Т. А. Ткачева // Наука, техника и образование. 2014. -№2(2). - С. 88-91.
25. Чаусенко Л.А. Возрастные особенности младших школьников. 2015. / Л. А. Чаусенко. - URL: http://pedportal.net/nachalnye-klassy/psihologiya/vozrastnye-osobennostimladshih-shkolnikov-532982 (дата обращения 0305.2022).
26. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92.
27. Шайметова Г.И. Роль игр на начальном этапе обучения английскому языку / Г. И. Шайметова // ФЭН-Наука. 2011. - №3. - С. 37-38.
28. Шибко Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей / Н. Л. Шибко. - СПб.: Златоуст, 2015. - 336 с.
29. English Lesson - Daily Routine - Sometimes, Never, Always, Often. - URL: http://portall.zp.ua/video/english-lesson-daily-routine-sometimes-neveralways-often/id-oBmp-iS3wBD.html (дата обращения 0305.2022).
30. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. – 3d edition / J. Harmen. – Longman ELT, 2001. – 386 c.