Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная учебная программа является неотъемлемой частью всей жизни каждого школьника. По сути, это курс, в котором происходит образование, развитие и раскрывается личность. Урок нельзя рассматривать как форму распространения содержания образования, его следует оценивать как источник развития учащихся, раскрытия их познавательных способностей, что проявляется в рациональной организации совместной деятельности педагога и учащихся.
Цель современного урока - формирование и развитие личности учащегося на основе использования всех компонентов образования. Данная цель направлена на развитие учебной мотивации, мышления и способностей учащихся, а также на развитие восприятия, внимания, памяти, речи и воображения.
При постановке целей урока необходимо ответить на 3 вопроса: что должно быть освоено, какие личностные характеристики должны быть обеспечены и какие ценности должны быть содержательно ориентированы. Уроки являются основной формой организации учебных курсов. В преподавании существует много различных определений учебных программ. Это такая форма организации процесса обучения, при которой учитель ведут групповую деятельность, учитывая особенности каждого из учеников и создавая благоприятные условия для того, чтобы все учащиеся непосредственно усваивали основные понятия предмета в процессе обучения.
Одним из основных программ с 5 по 11 классы во всех школах является урок истории. С точки зрения смысла, времени и организации учебный план на уроках истории представляет собой целостную часть образовательного процесса (исторические этапы, звенья, элементы и личности), являющуюся основной формой обучения с тройственной целью: обучение, воспитание и развитие.
Актуальность работы состоит в том, что уроки истории в настоящее время очень важны, благодаря им учащиеся узнают то, что было до них, что существовало и развивалось раньше, как сто лет назад, так и несколько веков до этого. Любой урок включает в себя части, которые, в свою очередь, делятся на темы, разрабатываемые под руководством преподавателя в течение 40-50 минут.
Гипотеза. В работе выносится предположение о том, чтобы улучшить преподавание истории, необходимо следовать методикам ФГОС основного общего образования.
Объект работы – преподавание урока истории.
Предмет – особенности методики преподавания истории России в 9-тых классах в соответствии с ФГОС основного общего образования.
Цель работы – провести анализ особенностей методики преподавания истории России в 9-тых классах в соответствии с ФГОС основного общего образования, а также изучить, какую значимость они несут в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Раскрыть теоретические особенности истории преподавания в целом;
2. Рассмотреть структуру и классификацию уроков;
3. Изучить требования к современному уроку;
4. Проанализировать современные технологии и методы в преподавании урока истории;
5. Провести сравнительный анализ урока истории в 30-50 годов и современного урока истории;
6. Изучить блочно-модульную технологию преподавания;
7. Провести анализ использования современных технологий при подготовке учителя истории к уроку.
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования:
1. теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Афанасьева Л.В., Бибекова О.А., Еремина Т.Я., Зименкова Ф.Н. и т.д.
Структура работы. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, его цель, задачи, методы, предмет, объект, теоретическая и эмпирическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты методики преподавания истории. Во второй главе проведено исследование особенностей методики преподавания истории России в 9-тых классах в соответствии с ФГОС основного общего образования. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИСТОРИИ
1.1. История методологии преподавания уроков истории
В условиях сложившейся формы организации обучения использовался разнообразный арсенал методического инструментария. Выбор различных источников, из которых студенты получали знания, во многом зависел от формы организации обучения. Поэтому одной из важнейших задач методологии является разработка единой формы организационного обучения и выявление ее методических возможностей .
В нашей стране и за рубежом наиболее распространенной являлась классная система обучения. При участии педагогических мыслителей, таких как К.Д. Ушинский, эта система была дополнительно усовершенствована. Его система заключалась в разделении учащихся на классы, реализующие соответствующие учебные программы. При этом процедура изучения каждой темы состояла из частей, которые, в свою очередь, делились на темы, разрабатываемые под руководством преподавателя в течение 40-45 минут.
Классовая система выдержала испытание столетиями и, несмотря на сильную критику, остается почти во всех частях света. Но в то же время эта система в настоящее время претерпевает значительную эволюцию в ряде европейских стран и Соединенных Штатах.
Ключевым компонентом системы обучения в классе всегда являлся учебный план. До сих пор в преподавании естественных наук преобладает мнение, что учебный план - это способ организации деятельности коллектива преподавателей и студентов на определенный период времени,
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список:
4. Афанасьева, Л.В. Особенности образовательного процесса в школе / Л.В. Афанасьева. - М.: Учитель, 2018. - 160 c.
5. Бибекова, О.А. Современные образовательные технологии / О.А. Бибекова. - М.: Учитель, 2016. - 128 c.
6. Еремина, Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках истории / Т.Я. Еремина. - М.: Просвещение, 2018. - 160 c.
7. Зименкова, Ф.Н. Воспитание творческой личности школьника на уроках истории и внеклассных занятиях / Ф.Н. Зименкова. - М.: Прометей, 2019. - 533 c.
8. Лебедева, Г.Н. Современный урок истории с применением информационных технологий / Г.Н. Лебедева. - Москва: Гостехиздат, 2018. - 240 c.
9. Лемина, Г.Л. История и обществознание 8-11 классы / Г.Л. Лемина. - М.: Учитель, 2017. - 128 c.
10. Лутцева, Е.А. Сценарии уроков / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2020. - 208 c.
11. Лутцева, Е.А. Современный урок истории в школе / Е.А. Лутцева. - М.: LAP, 2018. - 112 c.
12. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская. - М.: Каро, 2019. - 248 c.
13. Муштавинская, И.В. Система подготовки учителя к уроку / И.В. Муштавинская. - М.: Каро, 2017. - 144 c.
14. Пустохина, О.А. Технологии, методы, приемы на уроках истории / О.А. Пустохина. - М.: Учитель, 2019. - 175 c.
15. Роадкау, Й. Природа и власть. Всемирная история окружающей среды / Й. Роадкау. - М.: ИД ВШЭ, 2014. - 472 c.
16. Ромашина, Н. Урок с применением информационных технологий / Н. Ромашина. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 160 c.
17. Саломатин, А.Ю. Всемирная история государства и государственного управления: Учебное пособие / А.Ю. Саломатин. - М.: Норма, 2018. - 482 c.
18. Сапожников, В. Организация уроков / В. Сапожников. - М.: LAP, 2014. - 364 c.
19. Соколова, И.С. Всемирная история. 9 класс. I полугодие / И.С. Соколова. - РнД: Феникс, 2018. - 187 c.
20. Стенн, К. Волосы. Всемирная история / К. Стенн. - М.: Эксмо, 2016. - 96 c.
21. Терешина, Л.В. Деятельностный метод обучения / Л.В. Терешина. - М.: Учитель, 2018. - 120 c.
22. Тихвинский, С.Л. Избранные произведения. В 5-и т. Т. 4. Отечественная и всемирная история. Великая Отечественная война, внешняя политика и международные отношения / С.Л. Тихвинский. - СПб.: Наука, 2006. - 561 c.
23. Турунен, А. Всемирная история высокомерия, спеси и снобизма / А. Турунен. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 224 c.
24. Турунен, А. Только после Вас: Всемирная история хороших манер / А. Турунен. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 261 c.
25. Фортунатов, В.В. Всемирная история в лицах / В.В. Фортунатов. - СПб.: Питер, 2013. - 560 c.
26. Хапилина, И.А. Дополнительный материал к истории / И.А. Хапилина. - М.: Учитель, 2018. - 200 c.
27. Хоптон, Р. Дуэль. Всемирная история / Р. Хоптон. - М.: Эксмо, 2010. - 432 c.
28. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде / Е.В. Чернобай. - М.: Просвещение, 2014. - 487 c.
29. Чурилов, Ю.Ю. Всемирная история неправосудия / Ю.Ю. Чурилов. - РнД: Феникс, 2012. - 186 c.
Электронные источники:
30. ФГОС [Электронный ресурс]. 2016-2021. Дата обновления: 05.02.2021. URL: https://fgos.ru/