Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Устройство государственного правления, как предметная область научного исследования, которая формирует представление об одном из важнейших элементов функционирования государства, отражающего структурно-институциональные и функциональные стороны организации верховной власти в стране, объективно отнесено к «вечным» научным проблемам. Интерес к этому вопросу возник еще с греко-римских времен, когда выдающиеся мыслители заложили прочный фундамент для дальнейшего изучения, анализа и исследования государства: его содержания, сущности и, конечно, форм.
Сегодня форма правления или способ организации верховной власти в стране, соотношение высших органов государственной власти между собой, особенности их формирования представляют собой определяющий элемент формы самого государства. Форма правления отражает конфигурацию высших органов государственной власти, отвечает на вопрос о том, как общие функции государства по управлению общественными делами распределяются между ними, каким образом формируются высшие органы власти и через какие институты суверенная воля народа воплощается в жизнь.
Собственно, каждое государство на основании своего исторического, социального, культурного, экономического развития сформировало собственную модель государственного правления с самобытным механизмом формирования регулирующих органов.
В данном контексте особого внимания заслуживает опыт Франции, являясь одной из крупных стран Европы.
Вместе с тем, несмотря на наличие в политологической и юридической литературе значительного количества публикаций, которые посвящены изучению функционирования органов государственной власти в разных странах мира и освещению концептуальных основ, направлений и тенденции развития отдельных институтов государственного механизма, представляется, что французская модель государственного правления требует специального, отдельного исследования.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, эволюция форм государственного правления, статуса главы государства, а также государственный режим во Франции вызывает значительный научный интерес, что в целом предопределяет выбор темы данного исследования и составляет ее целевую направленность.
Степень разработанности темы. Работа выполнена на основе изучения и использования научно-монографического материала отечественных и зарубежных ученых. Основу исследования составили научные труды таких учёных, как Н.А. Боброва , Э.А. Ахвердиев , Д.А. Авдеев , А.М. Осавелюк , В.Н. Островская , А.Н. Пилипенко , Ю.И. Рубинский , Н.В. Якуб и других.
Объектом исследования выступает государственное устройство, складывающееся во Франции в процессе историко-правового развития.
Предметом работы являются действующие форма правления и государственный режим во Франции.
Цель исследования — рассмотреть действующие форму правления и государственный режим во Франции.
Поставленные цели определили и круг конкретных исследовательских задач:
- рассмотреть историю становления системы государственного
управления во Франции;
- дать общую характеристику формы правления и государственного режима во Франции;
- раскрыть роль президента Франции и законодательной власти в действующем государственном режиме;
- рассмотреть структуру государственной службы во Франции;
- изучить особенности судебной власти и конституционного контроля во Франции.
Нормативная база исследования. Нормативной базой исследования послужили: Конституция 1958 г., и другие законодательные акты Франции.
Методологическую основу исследования составил комплекс научных методов и средств. Основными методологическими способами исследования выступали диалектический подход, историко-правовой метод, сравнительно-исторический метод, системный метод, сравнительно-правовой метод.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце исследования приведён библиографический список использованных источников.
1. Особенности государственно-политического строя Франции
1.1. История становления системы государственного
управления во Франции
У школы государственного управления Франции есть своя ха¬рактерная особенность, которая выражается в господстве до 50-х годов ХХ века теории институтов (М. Дюверже и М. Прело).
Достоинством французской школы стала институциональная теория государства, пришедшая на смену интерпретированию го¬сударства как юридического лица. В соответствии с данной кон¬цепцией государство можно рассматривать как институт воплоще¬ния власти. При таком подходе на первое место ставилось «общее дело», цель, задачи, которым подчиняется государство. И тогда кар¬динально изменялось место правящей верхушки в государственном управлении: она становилась только агентом высшей власти, и ее действия были ограничены правовым полем. М. Дюверже утверж¬дал, что теория государства должна быть полезна как президенту и премьер-министру, так и всем государственным и политическим деятелям .
Жесткая централизация власти - одна из серьезных проблем Франции. В связи с этим ученые П. Авриль и Э. Фор искали пути повышения эффективности государственного управления через ее децентрализацию. Распределение государственной власти между различными ее уровнями, существенное расширение полномочий местных органов власти, в особенности муниципалитетов и ком¬мун, передача оппозиции некоторых прав и полномочий при ус¬ловии неприкосновенности государственных институтов - таковы предложения большинства французских ученых.
М. Понятовский создал радикальную концепцию государ¬ственного управления нового типа. Он утверждал, что организация управления в государстве должна иметь иерархическую структуру. Необходимо, чтобы государство передало часть своих полномочий компетентным органам или организациям. Так, положим, вопроса¬ми энергетики или транспорта может заняться специально создан¬ная третья палата парламента, в состав которой будут входить часть избираемых представителей и часть назначенных властью лиц.
Алэн полагал, что государственный аппарат работает не пло¬дотворно, там господствует бюрократизм и круговая порука. Недо¬статочно разработанные государственные программы, различные упущения, невыполнение намеченных планов - все это тщательно скрывалось. Единственным действенным методом, направленным против злоупотребления властью Алэн считал создание системы контроля со стороны избирателей, парламента, министров.
По утверждению Алэна, современный министр должен иметь постоянную потребность препятствовать бюрократическому пре¬вышению власти, и совершенно не обязательно, чтобы он был специалистом в соответствующей области управления.
Основателем классической теории государственного управле¬ния во Франции считается Анри Файоль. Им впервые был постав¬лен вопрос об организованном обучении менеджменту во Франции. В своей работе «Общее и промышленное управление», написанной в 1916 г., Файоль сформулировал классическое определение научного управления: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, рас¬поряжаться, координировать, контролировать» . Он также определил универсальные принципы управления, которые можно применить везде: в экономике, в правительственных учреждениях, в армии и на флоте. Сформулированные Файолем функции: технические, ком¬мерческие, финансовые, страховые, учетные и административные - используются в управлении любой организацией. Причём админи¬стративные функции определены как основополагающие. Ни перед одной из ранее использованных функций не стояла цель выработать общий алгоритм работы учреждения, подобрать свой рабочий состав, координировать усилия, гармонизировать действия. В связи с этим административным функциям принадлежит главная роль.
Немаловажную роль в развитие французской школы го¬сударственного управления внёс бывший президент Франции В. Ж. де’Эстен. В своей книге «Французская демократия» он пред¬ложил собственную теорию «социального государства» и основные принципы государственного управления.
Изучая историю Франции, мы узнаем, что до Французской ре¬волюции она была монархическим государством. Последняя дина¬стия, стоявшая во главе государства, была династия Бурбонов. Ныне Франция - это республика, по форме правления парламентско-пре¬зидентская, с преобладанием президентской власти. Франция разде¬лена на 95 департаментов, каждый из которых состоит из коммун, органов местного самоуправления .
В качестве основных территориальных подразделений Фран¬ции выступают коммуны (синдикаты коммун, дистрикты, кантоны, округа и регионы). Основой территориального различия Франции являются территориальные коллективы: коммуны, департаменты и заморские территории.
Термин «самоуправление» чужд для Франции, так как намного шире применяется название «коммунальная власть» и «децентра¬лизация», которая существует с 1972 года, где функции управления переданы территориям. Первичной основой системы местного са¬моуправления является коммуна. На первый взгляд кажется, что это понятие сформулировано в ходе Великой Французской революции. Однако это не так. Понятие коммуны сформулировано задолго до нее, вокруг церковных приходов. Во главе коммуны стоит совет, из состава которого избирается мэр.
Департаменты «обязаны» своим появлением 1791 году. Депар¬таменты имеют меньше самостоятельности, чем коммуны. В их функции входит доведение государственной политики до системы местного управления. Высшим органом управления департамента является генеральный совет, избираемый на шесть лет и подлежа¬щий обновлениям половины состава через три года.
Регион как самая крупная административная единица управ¬ляется региональным советом, который избирается на шесть лет. Региональный совет избирает своего председателя, являющегося исполнительной властью в регионе.
1.2. Общая характеристика формы правления и политического режима во Франции
Франция представляет собой современную демократическую республику с унитарным типом административного деления и пре¬зидентской формой правления. Это не только ведущее европейское государство, которое на сегодняшний день лидирует в ЕС наравне с Германией, но и мировая держава, играющая ключевую роль в по¬литических и экономических процессах современного мира.
Французское государство имеет тысячелетнюю историю и всегда активно участвовало в формировании европейской и мировой политики, в том числе опираясь на свои колониальные владения.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и иные правовые акты
1. Конституция Французской Республики 1958 года с изменениями, внесенными 23 июля 2008 года: Электронный ресурс // Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view
2. Конституция Пятой Республики // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т. 2: Современное государство и право / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. - Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 672 с. – С. 163-182.
3. Закон об избрании членов Национального собрания // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т. 2: Современное государство и право / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. - Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 672 с. – С. 161-162.
4. Закон об избрании членов Национального собрания, изменяющий закон от 05 октября 1946 года // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т. 2: Современное государство и право / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. - Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 672 с. – С. 162-163.
Литература
5. Авдеев Д.А. Государственное устройство и государственный строй: от старого формата к новому образцу // Современное право. - 2017 - №10. - С. 24-27.
6. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 560 с. – С. 268-317.
7. Ахвердиев Э.А. О современном понимании и социально-экономических факторах становления формы государственного правления // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2018 - №3. - С. 125-129.
8. Боброва Н.А. Смешанная форма правления: общетеоретический анализ // Евразийский юридический журнал. - 2018 - №9(124). - С. 398-399.
9. Малько А.В. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. — 352 с. – С. 152-171.
10. Осавелюк А.М. Государственный режим как способ реализации формы правления: проблемы и перспективы // Уральский форум конституционалистов. 2017. № 1. – С. 13-18.
11. Пилипенко А.Н. Публичный контроль во Франции: монография. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2019 — 256 с.
12. Франция. В поисках новых путей / Отв. ред. Ю.И. Рубинский. – М.: Изд-во «Весь мир», 2007. – 624 с.
13. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. - 528 с. – С. 369-392.
14. Эволюция государственного управления в зарубежных странах: учебное пособие / В. Н. Островская, Е. Б. Дорина, Г. В. Воронцова, О. Н. Момотова. – Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2014. – 123 с. С. 102-109.
15. Якуб Н.В. Государственное управление в Великобритании и Франции: учебное пособие. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (ОмГУ), 2019. – 100 с.