Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы объясняется тем, что в социуме востребованы умственные знания, подтверждение социального статуса, развитие компетентности в выбранной области, усидчивость в образовательных учреждениях, подавление эмоциональных вспышек. Но исследования ученых доказывают тот факт, что уровень IQ только на 20% используются человеком в течении всей жизни. Примеры, подтверждающие эту цифру, это те выдающиеся выпускники, окончившие любое образовательного учреждение, целью которого является лишь изучение заданного материала и развитие интеллектуальных способностей, акцентирующих развитие только рационального полушария человеческого мозга. Отличники, после окончания школ, вузов и академий зачастую ничем не отличаются от хорошистов, чьи старания были менее выдающимися. Парадокс заключается в том, что некоторые «троечники» занимают руководящие должности, занимаются организацией своего бизнеса и гораздо легче способны заводить связи в социуме и пользоваться ими. Исследования показывают, что ступень их эмоционального интеллекта гораздо выше, чем у усердно обучающихся детей.
В настоящее время такой феномен, как EQ имеет популярность как в научной сфере, так и в социальной жизни каждого. Важность темы подчеркивает спрос, который подтверждает возрастающее число научных работ и исследований, востребованный запрос на полученные знания с целью духовного просвещения и практического применения в повседневности.
Еще задолго до формирования феномена и термина "эмоциональный интеллект", а также потребности к повышенному интересу с анатомической точки зрения и изучения психологических аспектов - об этом заговорил Чарльз Дарвин в своих работах с вопросами и теориями о том, как соплеменники учились распознавать посылы друг друга, взаимодействовать в обществе и договариваться, применяя при этом эмоции. Благодаря попыткам самопознания, люди учились добиваться взаимопонимания, общаться на уровне не только физических потребностей, но испытывая при этом чувства, проявляя первые предпосылки к эмпатии позволяющие лучше понимать ближних.
Сама проблематика проявления, причин, осознание и применение эмоций, вызвала ажиотаж и позволила расширить границы и области изучения самого понятия интеллект.
Важность изучения работы мозговой активности, применение и развитие интеллектуальной сферы индивида, реакции и проявление эмоции при контактировании и самоанализировании в дальнейшем, позволило ученным выйти на новый уровень знаний и открытий в данной теме.
Вопросы, касающиеся самого механизма и алгоритмов возникновения эмоций с рождения ребенка, являются очень актуальными и по сей день, так как образуют нарастающий спрос, начиная от воспитания человека и заканчивая его собственным управлением самого себя в любой сфере своей личной жизни.
Исследования и эксперименты, проведенные группами ученых, актуализируют запрос, который позволяет изменить взгляд в областях уже современной жизни, которые стремительно развиваются и дают возможность выйти коммуникациям на кардинально высшую ступень в сравнении с первыми представителями человека разумного.
Возникновение новых подходов изучения образуются в связи с прогрессивным темпом развития современного мира. Запрос на использование новых знаний и взглядов формируется из-за параллельного открытия новых методов воспитания детей, новых взглядов и создании программ обучения в образовательных учреждениях, при поиске и отношении к приему соискателей на рабочие места.
Личная жизнь также доказывает значимость применения научных знаний при способности осознанно делать выбор при поиске партнера, друга, взаимовыгодных связей и возможности при этом выстраивать гармоничные и долгосрочные взаимоотношения. Сама возможность осознанной жизни в современном обществе, которая предполагает повседневное принятие решений самого человека, начиная от самого незначительного приема пищи до жизненно важных мер, которые могут кардинально повлиять на дальнейший исход- обостряют заинтересованность не только ученных, но и абсолютно каждого человека, кто готов к ответственности прежде всего сам за себя.
Идея современности, которая призывает быть успешным и требует оценки ежедневных способностей каждого из нас, вводит систему взглядом о том, что не только умственные способности и рациональные проявления личности могут обеспечить престижные последствия для их обладателей, а умение социально приспосабливаться и продуктивно использовать коммуникации, регулировать собственные и чужие проявления эмоций, понимать их и принимать. В связи с этим высоким запросом всего общества данная тема «Развитие эмоционального интеллекта у подростков: теоретические аспекты социально-педагогического исследования» является актуальной для подробного, дальнейшего изучения.
Объект исследования - эмоциональный интеллект.
Предмет исследования – возможность социально-педагогического исследования эмоционального интеллекта подростков.
Целью курсовой работы является изучение особенностей эмоционального интеллекта подростков с учетом теоретических аспектов социально-педагогического исследования.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основания понятия «эмоциональный интеллект»;
- дать характеристику эмоционального интеллекта подростков;
- рассмотреть теоретические аспекты исследования и выделить его этапы;
- описать методики исследования.
Методы исследования:
Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта (опросник EQ);
Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина;
Степень изученности проблемы исследования. Различные аспекты проблемы формирования познавательного и эмоционального интеллекта в школе исследованы российскими учеными: Ю. К. Бабанским, В. Ф. Башариным, В. Б. Бондаревским, В. Г. Ивановым, И. Я. Лернером, В. Н. Максимовой, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной и др. Теоретические основы формирования познавательного интереса учащихся раскрыты в трудах Б. И. Адаскина, С. П. Крягжде, А. Т. Мороз, Г. И. Щукиной и др. Взаимосвязь интересов и потребностей, формирование интересов на основе потребностей рассматривается в работах Ф. Н. Гоноболина, Л. А. Гордона, Б. И. Додонова, О. Н. Зайцевой, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теп-лова и др. Психологические подходы к проблеме формирования интереса обучающихся на определенном возрастном этапе выявлены в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др.
Научная новизна и практическая значимость исследования. Полученный материал поможет как с научной, так и обывательской точки зрения взаимодействовать с этой возрастной группой в рамках обучения и контактировать внутри нее.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - Москва: Изд. центр "Академия": Раритет, 2015. - 702с.
2. Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект как управленческая компетенция // Философия образования. 2014. № 6. С. 244-250.
3. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии.-2015. - № 1.- С. 111-131.
4. Александрова Н.П. Эмоциональный интеллект как фактор саморегуляции педагогической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социал. и естественные науки. 2013. № 5. С. 171-177.
5. Амельков, А.А. Основы возрастной психологии: учеб.-метод пособие / А.А. Амельков. - Минск: БИП-С Плюс, 2016. - 47 с.
6. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии. 2017. №5. С. 57 - 65.
7. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 78 - 86.
8. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 83-95.
9. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26-27 ноября 2014 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2014. С. 22-26.
10. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: теория и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конф. Минск, 2013. С. 166-168.
11. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к ―исчезновению‖? // Психологический журнал (Минск) – №1 – 2016 – сс. 28-31.
12. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2015. - 472 с.
13. Бочкарева А.Л. Система внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя как фактор развития его профессиональной компетентности: автореферат дис. Кандидата педагогических наук. Владивосток: Гос. ун-т, 2017. 42 с.
14. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 2014.
15. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 2017. № 2. С.157-159.
16. Вышинская, Е.Г. Особенности адаптации личности юношеского возраста / Е.Г. Вышинская // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. E, Педагогические науки. - 2016. - N 11. - С. 69-72.
17. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М.: Изд-во Моск. у-та, 2015. - 176 с.
18. Голубева М.В. Креативность в структуре эмоционального интеллекта педагога // Приволжский научный журнал. 2014. № 1. С. 218-222.
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. Ценное практическое руководство по развитию и совершенствованию эмоций человека – Москва: АСТ; Владимир: ВКТ – 2014.
20. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2013. 487 с.
21. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии // Психологическая наука и образование. 2015. № 2. С. 170-180.
22. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2016. -224 с.
23. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2016. - 368 с.
24. Егорова О.В. Эмоциональный интеллект и его развитие у студентов педагогического колледжа // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. 2016. № 4. С. 35.
25. Ефимкина, Р. П. Психология развития. Методические указания / Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2014. - 54 с.
26. Жербер-Хуснутдинова Л. Формирующий эксперимент в исследовании развития социального интеллекта детей младшего школьного возраста // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы под ред. В.А. Барабанщикова. – М.: Институт психологии РАН – 2014 – с. 607-610.
27. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания // КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – №2 – 2018 – сс. 97-103.
28. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2015. - 480 с.
29. Кон, И. Психология ранней юности / И. Кон. - М.: Просвещение, 2016. - 225с.
30. Кравцова А.К. Тип управленческого взаимодействия лидеров и эмоциональный интеллект // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 6. С. 22.
31. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2015. -
32. 992 с. Кутеева В.П., Юлина Г.Н., Рабаданова Р.С. Эмоциональный
интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 3. С. 59-65.
33. Кэмерон-Бэндлер Л., Лебо М. Заложник эмоций, С-Пб.: Прайм- Еврознак, 2018.
34. Лобанов, А.П. Интеллект и личностный рост: Учеб. пособие / А.П. Лобанов, С.И. Коптева, О.А. Ткачук. - Минск: БГПУ, 2015. - 128 с.
35. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика – 2016 – №4 – сс. 3 – 22.
36. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 29- 36.
37. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования под ред.Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова – М.: Институт психологии РАН – 2014 – сс. 129-140.
38. Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности: автореферат дис. ... кандидата психол. наук. Барнаул: Гос. ун-т, 2014. 22 с.
39. Нгуен Минь Ань. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – №3 -2017 – сс. 46-51.
40. Нестерова Ю.С., Лапшина Т.Н. «Развитие эмоциональной регуляции взрослого человека». // «Проблемы управления психоэмоциональным состоянием человека». Астрахань, 2018. СС. 54-56.
41. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России. - 2015. - 442 с.
42. Основы психодиагностики: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. А.Г. Шмелева. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. - 541 с.
43. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. № 1(9). С. 7.
44. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 2015. С. 133-179.
45. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико- методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2014.
46. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2014
47. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. Ярославль: Психодиагностика, 2013.
48. Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситемии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 2013. С. 89-96.
49. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. № 6(8). С. 2.
50. Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: автореферат дис. кандидата психологических наук. Иркутск, 2015. 160 с.
51. Темиров Т. Проблема профессионального выгорания педагогов в современной психологической науке // Право и жизнь. 2016. № 168 (6). С. 44- 48.
52. Хлевная Е.А., Штроо В.А., Киселева Т.С. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта // Психологическая наука и образование. 2016. № 3. С. 50-60.
53. Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. «Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни». / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2015 – №1.
54. Шастина А.Е. Эмоциональный интеллект как фактор эффективности работы руководителя // В мире научных открытий. 2016. № 12. С. 197-203.
55. Шушляпин О.И., Богдан В.В. Сознание, эмоциональный, рациональный интеллект и вера в их взаимосвязи и взаимообусловленности // Сознание и физическая реальность. 2016. Т. 15. № 6. С. 2-12.
56. Юрасов И. О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта // Управление персоналом – №16 – 2018.
57. Якиманская И.С. и др. Психология и педагогика / учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Оренбург: Издательство Руссервис, 2015. 567 с.
58. Ясюкова Л.А. Особенности становления социального интеллекта младших школьников. // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы под ред. В.А.Барабанщикова – М.: Институт психологии РАН
– 2016 – сс. 766-770.