Фрагмент для ознакомления
2
В группу экономически активного (занятого) населения включаются также безработные, как группа временно незанятых. В группу экономически неактивного населения – незанятого населения по соответствующим причинам – включена группа, которую можно назвать как самонезанятые (группы трудоспособных, но не занятых по собственной воле), никак не стремящиеся включаться в трудовой процесс и ценящие другие, чем трудовые, источники существования. Трудоспособным населением в трудоспособном возрасте считается постоянное население в трудоспособном возрасте за минусом неработающих инвалидов и людей, которые получают пенсию на льготных условиях (мужчины в возрасте от 16 до 59 и женщины в возрасте от 16 до 54 лет).
Данные табельного и отдела кадров, а также статистическая отчетность по труду служат источниками информации для анализа трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы предприятия (персонал) – это совокупность всех физических лиц, которые состоят с предприятием как с юридическим лицом в регулируемых договором найма отношениях [8, с. 74].
От качества трудовых ресурсов предприятия зависит результат его деятельности и конкурентоспособность. Понятие «трудовые ресурсы предприятия» отражает его потенциал. Характерно, что в отличие от других ресурсов предприятия, только эта группа может требовать от работодателей изменения условий работы и оплаты, а также сотрудники предприятия могут добровольно отказываться от выполнения работ и увольняться по собственному желанию. Поэтому использование трудовых ресурсов предприятия должно быть максимально эффективным и продуманным.
Трудовые ресурсы предприятия обладают двумя ключевыми характеристиками: структурой и численностью.
Количественная характеристика этих ресурсов определяется списочной (количество на определенную дату по документам), среднесписочной (за определенный период) и явочной (явившихся на работу в определенное время) численностью.
Качественная характеристика персонала зависит от квалификационной подготовки работников и их соответствия занимаемым должностям.
Качественные характеристики оценить гораздо сложнее, чем количественные, поскольку единого понимания качества труда сегодня фактически не выработано. Структура трудовых ресурсов определяется по совокупности отдельных групп работников, которые объединяются по определенному признаку. Выделяют промышленно-производственный и непромышленный персонал.
Промышленно-производственные ресурсы предприятия участвуют в непосредственном производстве материальных ценностей (рабочие цехов, аппарата заводоуправления, научных отделов и пр.).
Непромышленные (непроизводственные) ресурсы заняты в обслуживании сферы производства. К этой группе относят работников, занятых в бытовой и социально-культурной сфере (подсобные хозяйства, медицинские, жилищные службы, школы и т.д.).
Все сотрудники предприятия промышленно-производственной сферы подразделяются на ряд категорий:
- Руководители осуществляют управление предприятием. Трудовые ресурсы предприятия высшего уровня - директора и их заместители. Среднее звено представлено начальниками смен, цехов, участков. Низовой уровень представляют мастера, бригадиры.
- Специалисты заняты в цехах и службах заводоуправления, они занимаются инженерной подготовкой, разработкой технологий, организацией производства и т.д. Все специалисты подразделяются по уровням. Высший уровень представлен главными специалистами, начальниками управлений, секторов и их заместителями.
Средний – экономистами, юристами, инженерами и т.д. Низовое звено – младшие специалисты, распределители работ, техники, т.д.
- Рабочие непосредственно заняты в производстве. В зависимости от характера участия рабочих в производственном процессе их можно разделить на основных и вспомогательных.
- Служащие занимаются техническим обслуживанием производства (чертежники, счетоводы, делопроизводители).
Структуру можно рассматривать и анализировать по таким признакам, как профессиональная структура (соотношение профессий и специальностей), квалификационная (соотношение работников различных квалификационных уровней или степени профессиональной подготовленности), половозрастная, по стажу (общему или на данном предприятии), по уровню образования (высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, общее среднее, неполное среднее или начальное).
Производительность труда представляет собой сложную экономическую категорию, характеризующую эффективность (плодотворность) деятельности работников в сфере материального производства.
Ответ на вопрос о понимании сущности производительности труда в экономической науке и практике далеко не однозначен.
Г. З. Суша в книге «Экономика предприятия» считает, что производительность труда характеризует результативность трудовой деятельности человека [16, с. 78].
А. И. Ильин в книге «Экономика предприятия» пишет, что «производительность труда представляет собой сложную экономическую категорию, характеризующую эффективность (плодотворность) деятельности работников в сфере материального производства» [9, с. 106].
А. С. Головачев в книге «Экономика предприятия» считает, что «производительность труда – это эффективность, продуктивность труда работников в процессе производства» [10, с. 45].
Обращаясь к работам Адама Смита, можно увидеть, что, по его мнению, производительность труда повышается за счет разделения труда. Это выражается тремя способами: за счет улучшения ловкости отдельного рабочего, с помощью экономии времени при переходе от одного вида работ к другому и способствуя изобретению машин.
В своих работах он признал равноценность всех видов производительности труда как создателя и конечного мерила стоимости, так же обосновал, что стоимость должна выражаться в меновых пропорциях, в количественном отношении обмена товарами, а при достаточно развитом товарном производстве — в деньгах. Но при этом он не изучал труд как сущность стоимости и не различал процесс труда как фактор создания и перенесения стоимости, поскольку все его внимание было направлено на меновую стоимость, на количественную меру стоимости, как она проявляется в меновых пропорциях, в конечном счете — в ценах.
Так как термин «производительность» в современной экономической науке применяется не только к ресурсам труда, вовлеченных в производство, но и к капиталу, земле и предпринимательству, основным факторам производства, которые в сочетании обеспечивают производство продукции, можно говорить о производительности каждого из этих элементов. Д. Скотт Синк так трактует общее понятие производительности: «В систему вводятся затраты в форме труда (человеческие ресурсы), капитала (физические и финансовые активы), энергия, материалы и информация. Эти ресурсы преобразуются в продукцию (товары и услуги). Производительность — это отношение количества продукции, произведенной данной системой заданный период времени, к количеству ресурсов, потребленных для создания или производства продукции за тот же период» [23, с. 240].
Таким образом, вместе с производительностью труда можно говорить о производительности материалов, энергии, запасов, оборудования и т.п., а также об общей производительности, характеризующей эффективность использования всех вовлеченных в производство ресурсов. Поэтому при расчете показателя производительности труда необходимо помнить, что не только труд является источником принимаемой в расчет произведенной продукции.
1.2 Методики расчета использования трудовых ресурсов
Методы измерения производительности труда зависят от способа определения объема производства. Есть природные, и трудовые затраты (денежный) методы.
Уровень производительности определяется количеством продукции (объемом работы или услуг), которые производит один работник за единицу рабочего времени (час, смену, сутки, месяц, квартал, год) или количеством рабочего времени, затраченного на единицу продукции (работы или услуги).
Методы измерения и основные показатели, используемые в практике управления, приведены на рисунке 1.2 [8, с. 68]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. - № 31. - ст. 4196.
2. Анализ развития персонала на предприятии: учебное пособие / ред. А. Д. Чудновский. - М.: ЭКМОС, 2020. - 399 с.
3. Анущенкова, К. А. Финансово-экономический анализ: учебно-практическое пособие / К. А. Анущенкова, В. Ю. Анущенкова. - М.: Дашков и К', 2019. - 403 с.
4. Арутюнов, Ю. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю. А. Арутюнов. - Изд. 2-е, стер. - М.: КноРус, 2020. - 309 с.
5. Басовский, Л. Е. Экономический анализ: (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие для вузов / Л. Е. Басовский, А. М. Лунева, А. Л. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 221 с.
6. Беляцкий, Н. П. Управление персоналом: учебное пособие для вузов / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько, П. Ройш. - Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2018. - 349 с.
7. Бордюг, Т. Развитие персонала в организации / Т. Бордюг / / Коммерсантъ-Деньги. - 2021. - N9. - С. 23-27
8. Веснин, В. Р. Управление персоналом: учебное пособие / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2019. - 239 с.
9. Воскресенский, В. Ю. Развитие трудового потенциала предприятия / В. Ю. Воскресенский / / Закон и право. - 2022. - N 2. - С. 106-109.
10. Галицкая, С. В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: учебное пособие / С. В. Галицкая. - М.: Эксмо, 2020. - 650 с.
11. Гапоненко, А. Л. Стратегическое управление: учебник для вузов / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2020. - 464 с.
12. Головнина, Л. А. Экономический анализ : учебник / Л. А. Головнина, О. А. Жигунова . - М. : КноРус , 2018. - 396 с.
13. Губенко, Н. Совершенствование развития персонала на предприятии / Н. Губенко, Е. Писаревский / / Закон. - 2022. - N4. - С. 3-10
14. Гуляев, В. Г. Трудовой менеджмент / В. Г. Гуляев. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 303 с.
15. Дриго, М. Ф. Анализ современных тенденций в инвестиционных процессах / М. Ф. Дриго / / Управленческий учет. - 2021. - N 2. - С. 89-97.
16. Зинина, Л. Стратегическое управление предприятием: структурно-функциональная модель / Л. Зинина, Л. Ефремова / / Проблемы теории и практики управления. - 2019. - N 9. - С. 77-83.
17. Илышева, Н. Н. Анализ финансового состояния как основа целевого прогнозирования финансовых потоков организации / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов / / Экономический анализ: теория и практика. - 2020. - N8. - С. 11-15.
18. Ионова, А. Ф. Финансовый менеджмент : учебное пособие / А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева . - М. : Проспект , 2019. - 582 с.
19. Кашинская, И. Принципы успешного управления / И. Кашинская // Кадровый менеджмент. – 2021. – № 1. – С. 6-9.
20. Кибанов, А. Найти компромисс между администрацией и работниками / А. Кибанов // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2020. – № 1. – С. 9-11.
21. Кибанов, А. Разработка кадровой политики организации / А. Кибанов // Кадровик. Кадровое делопроизводство. – 2020. – № 1. – С. 19-25.
22. Киреева, Н. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие для вузов / Н. В. Киреева. - М.: Соц. отношения, 2019. - 506 с.
23. Ковалева, А. В. Модели развития и стратегическое управление предприятием / А. В. Ковалева / / Аудит и финансовый анализ. - 2018. - N 1. - С. 239-245.