Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях роль и значение налогов резко возрастает. Налоговая система оказывает существенное влияние на экономику в целом. Она играет регулирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности, как отдельных предприятий, так и в целом по всей стране. Как известно налоги и сборы составляют большую часть бюджета государства. А бюджет – это показатель экономического и социального состояния, а также политического положения государства.
В Российской Федерации налоги уплачивают физические и юридические лица. Основными видами налогов, которые обеспечивают большую долю поступлений в бюджет - являются: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что расчеты по налогам и сборам занимают значительное место в хозяйственной деятельности коммерческих организаций и каждая организация сталкивается с учетом и контролем расчетов по налогам и сборам, которые является основными в системе налогообложения населения. Выше перечисленные налоги регулируют доходы коммерческой организации в целом.
Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам. Так же следует отметить, что контроль уплаты тех или иных налогов и сборов значительно позволит снизить налоговую нагрузку на организацию, путем правильного планирования затрат на производство.
Целью работы является изучение порядка учета и контроля расчетов по налогам и сборам в коммерческой организации.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить экономическую сущность налогов и сборов;
- определить задачи учета и нормативно-правовое регулирование учета расчетов по налогам и сборам;
- изучить синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Онлайн Трейд»;
- изучить нормативное регулирование расчетов по налогам и сборам в ООО «Онлайн Трейд»
- рассмотреть контроль и отчетность, составляемую по налогам и сборам.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «Онлайн Трейд».
Предметом исследования является – бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам.
Основной информационной базой для написания дипломной работы послужили законодательные и нормативные документы, регулирующие порядок учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, учебные пособия, научные статьи, а также учетная документация ООО «Онлайн Трейд».
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что в работе предложены рекомендации совершенствования деятельности ООО «Онлайн Трейд» в области контроля и учета расчетов по налогам и сборам, что делает их возможными для непосредственного применения в исследованной организации.
Структура работы обусловлена поставленными задачами, целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономическая сущность налогов и сборов в коммерческой организации
Расчеты по налогам и сборам регулируют взаимосвязанные с собой уровни дохода не только работника и организации, но и экономики в целом. Учет расчетов по налогам и сборам является одним из направления контроля над хозяйственной деятельностью организации.
Экономическую сущность учета расчета по налогам и сборам и его назначение можно оценить, уяснив его возможности воздействия на уровень реальных доходов населения и организации, который позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета. Кроме того, своевременный и верный учет расчетов по налогам и сборам, организациями – налоговыми агентами, важен для достоверности налоговой отчетности, на основании которой налоговыми органами осуществляется контроль исчисления, удержания и перечисления в бюджет налогов и сборов, налоговым агентом по каждому налогоплательщик
Расчеты по налогам и сборам представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. В Российской Федерации расчеты по налогам и сборам является федеральным налогом и на основании ст.13 НК РФ и обязателен к уплате на территории всей страны. На основании гл 3 ст.19 НК РФ, налогоплательщиками налогов и сборов признаются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Налоговым Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов [17, c. 32]. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения признаются доходы, полученные налогоплательщиками, а именно:
- дивиденды и проценты, полученные от российской или иностранной организации, а также индивидуального предпринимателя;
- страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской и (или) иностранной организации;
- доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав в РФ или за её пределами;
- доходы, полученные от сдачи в аренду, реализации или иного использования имущества, находящегося в РФ или за её пределами;
- доходы от реализации акций или иных ценных бумаг, а также долей
участия в уставном капитале организаций;
- вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей,
выполненную работу, оказанную услугу;
- иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ или за её пределами.
Налоговая база в соответствии со статьей 210 НК РФ представляет собой совокупность всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. Налоговый период, согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ - это календарный год, или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога [11, c. 127]. Налоговые ставки установлены статьей 224 НК РФ:
1) в размере 13 процентов в отношении всех доходов физических лиц;
2) в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:
- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ;
- процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК РФ;
- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ.
3) в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:
- в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;
- от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
- от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (в ред. от 17.04.2017 №77-ФЗ) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.
4) в размере 9 процентов в отношении следующих доходов:
- доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ; доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года; доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года [21, c. 55].
Таким образом, своевременный и верный учет расчетов по налогам и сборам организациями важен для достоверности налоговой отчетности, на основании которой налоговыми органами осуществляется контроль исчисления, удержания и перечисления в бюджет налогов и сборов.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить на рисунке 1.
Рис.1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Порядок учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов.
Главным законодательным документом по учету расчетов по налогам и сборам является Налоговый кодекс РФ. В Налоговом Кодексе устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» с 1 января 2001 года вступила в силу часть II Налогового Кодекса, в главе 23 которого изложен порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц [18, c. 33].Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, который заменил утративший силу одноименный Федеральный Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Целями Федерального закона № 402-ФЗ являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. В ст. 12 «Денежное измерение объектов бухгалтерского учета» Федерального Закона № 402-ФЗ указано, что
объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению в валюте Российской Федерации.
План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в редакции Приказов от 07.05.2003 №38н, от 18.09.2006 № 115н и от 08.11.2010 №142н) применяется в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета данной организации. Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Содержание внутренних документов, их статус, принципы организации и взаимодействия между ними, а также порядок подготовки и утверждения определяется руководителем организации. Такими документами являются:
– образцы форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета расчётов в организации, порядок их регистрации и правила документооборота; перечень должностных лиц в рамках организации, которым доверено право подписи первичных документов; порядок контроля за своевременным отражением на счётах бухгалтерского учета расчётов; порядок признания доходов; порядок создания и использования резервов организации; другие особенности бухгалтерского учета в организации.
Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные. Перед составлением бухгалтерского баланса необходимо выполнить соответствующие предварительные процедуры, обеспечивающие непротиворечивость, сопоставимость и полноту отражения показателей.
Для проверки непротиворечивости данных бухгалтерского учета происходит проверка:
– взаимосвязь данных бухгалтерского учета с данными синтетического учета;
– соответствие показателей на начало года данным на конец года предыдущего отчетного периода;
– соответствие данных синтетического учета данным аналитического учета.
Завершающим этапом учетного процесса любого хозяйствующего субъекта является составление бухгалтерского баланса. В процессе подготовки к составлению бухгалтерской отчетности проверяется соответствие данных бухгалтерского учета и имеющимся первичным учетным документам. Помимо этого, проверяется полнота отражения всех первичных документов в бухгалтерском учете. При необходимости первичные учетные документы нужно восстанавливать до составления бухгалтерской отчетности.
Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
1) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
2) сумма расходов может быть определена;
3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Как правило, учетной политикой определяются цели бухгалтерского и налогового учета организации, устанавливаются принципы отражения в бухгалтерском и налоговом учете всех фактов хозяйственной деятельности и их оценки.
Таким образом, основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете – обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197–ФЗ // «Парламентская газета», N 2–5, 05.01.2002 (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) – СПС Консультант Плюс
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146–ФЗ // Российская газета, № 148–149, 06.08.1998 (ред. от 01.05.2022) – СПС Консультант Плюс
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402–ФЗ О бухгалтерском учете//Российская газета, № 278, 09.12.2011 (ред. от 02.07.2021) – СПС Консультант Плюс
4. Алексеева, Г. И. Бухгалтерский финансовый учет. Расчеты по оплате труда : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 214 с.
5. Алексеева, Г. И. Бухгалтерский финансовый учет. Отдельные виды обязательств : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 238 с.
6. Бодрунов, С. Д. Теория ноономики [Текст] : курс лекций / С. Д. Бодрунов ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Издательство УрГЭУ, 2020. - 220 с. http://lib.usue.ru/resource/limit/ump/20/p492911.pdf (50 экз.)
7. Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет и анализ : учебник для вузов / И. В. Захаров, О. Н. Тарасова ; под редакцией И. М. Дмитриевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 416 с.
8. Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. М. Дмитриева. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 319 с.
9. Мурзин, Д. А. Учет и налогообложение на предприятиях малого и среднего бизнеса : учебное пособие для вузов / Д. А. Мурзин, Н. Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 261 с.
10. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Черник [и др.] ; под редакцией Е. А. Кировой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 438 с.
11. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. Г. Черник [и др.] ; под редакцией Е. А. Кировой. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 483 с.
12. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. И. Гончаренко [и др.] ; ответственный редактор Л. И. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 524 с.
13. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение : учебник для среднего профессионального образования / В. Г. Пансков. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 474 с.
14. https://yandex.ru
15. https://ru.wikipedia.org/wiki
16. http://www.consultant.ru