Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Понятие девиантного поведения в психологии
Девиантное поведение одна из важных проблем современного мира. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. Общество хоть и пытается всячески избавиться от такого вида поведения, но люди, называемые девиантами, всегда будут существовать. Девианты – люди, которые не могут (по каким-либо причинам), или же не хотят жить по установленным правилам и нормам в обществе. Проблема девиантного поведения изучается давно.
В последние годы оно приобрело массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания. Существует целый ряд определений, близких по смыслу и содержанию. Вместе с определением девиантное поведение, используется термин «отклоняющееся поведение», так же его называют делинквентным, асоциальным, антисоциальным. Девиантным поведением интересуются многие учёные из различных областей наук. Каждая область определяет понятие девиантное поведение поразному [5].
Например, в психологии, девиантное поведение трактуется как совокупность поступков или действия, которые нарушают принятые в обществе социальные, психологические, моральные нормы, правила и принципы. Это поведение, которое причиняет вред, будь то это психологический, физический, социальный или моральный.
Так же, девиантное поведение человека можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, которые противоречат принятым в обществе нормам, правилам и проявляются в не стабилизации психических процессов, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственноэстетического контроля над собственным поведением [12].
Многие учёные, давая определение понятию «девиантное поведение», обращают внимание на нарушения в социальной регуляции поведения. Таким образом, отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам). Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются, что придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. Исходя из сказанного, можно трактовать девиантное поведение, как нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывает огромное значение. Поведение подростка является внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения – нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания [1].
Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения, которые объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает данный процесс против действительности или кажущейся несправедливости взрослых.
Проблема отклоняющегося поведения подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем в современном мире. Исследователи отмечают, что среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стала проявляться жестокость и агрессивность, возросла преступность [6]. В отечественной педагогике XX столетия девиантное поведение изучили такие научные работники как В.М. Бехтерев, П.П. Болонский, Л.С. Выговский, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий, и многие другие. Данный вопрос рассматривался и учеными – педологами, тем не менее, начиная с 30-х годов, уменьшилась возможность исследования по предоставленной проблеме в силу гонений в педологию.
В последнее десятилетие большой депозит в исследование преподавательской проблемы девиантного поведения несовершеннолетней молодежи привнесли В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, В.И. Загвязинский, Ю.А. Клейберг, М.А. Ковальчук. События последних лет обусловили ряд негативных особенностей девиантного поведения подростков.
В ним относятся, во-первых, высокий уровень групповой преступности; во-вторых, усиление организованности преступности несовершеннолетних; в-третьих, распространение в среде несовершеннолетних преступлений, ранее характерных для взрослых преступников (в частности, разбойные нападения, торговля наркотиками, торговля краденым, компьютерные преступления, захват заложников, притоносодержательство и сутенерство и др.); в-четвертых, омоложение подростковой преступности, возрастание агрессии, жестокости со стороны подростков.
Статистика за 2019 г. показывает, что среди выявленных лиц, совершивших преступления, каждое четырнадцатое является 10 несовершеннолетним. Несовершеннолетними является каждое десятое (10,4 %) лицо, совершившее тяжкое преступление, каждое четвертое – совершившее вымогательство (25,0 %), каждое пятое – неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (21,4 %), каждое шестое – привлеченное за грабеж (16,7 %) каждое восьмое – совершившее преступления в сфере компьютерной информации (13,1 %).
1.2 Причины и особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте
Девиантное поведение обычно проявляется с самого раннего возраста.
Поведение человека способно совместить в себе компоненты различного уровня: биологические, психологические и социальные. В результате, к которому из них именно относится подросток, таким образом, и формируются причины его поведения.
1. Биологические факторы чаще всего имеют свое отображения в очень нехороших обстоятельствах организма, что затрудняющих его общественную адаптацию. К ним принадлежат:
- генетические, передаваемые по наследству, такие факторы как соматические и затяжные заразные болезни, разные травмы, венерические болезни, влияние наследственности, отягощенной алкоголизмом, наркоманией;
- психофизиологические, они чаще всего имеют место при воздействии на организм человека психофизиологических нагрузок, остроконфликтных обстановок, химического состава окружающей сферы;
- физиологические, к ним допускается причислить дефекты речи, наружную малопривлекательность, недостатки конституционносоматического склада человека, которые в большинстве случаев побуждают отрицательное отношение со стороны находящихся вокруг, что приводит к искажению системы межличностных взаимоотношений ребенка в среде ровесников, коллективе [3].
2. Психологические факторы, чаще всего они отмечаются у ребенка при присутствии психопатологии либо акцентуации единичных черт характера. Подобные отклонения проявляются в психопатии, неврастении, пограничных состояниях, увеличивающих возбуждаемость нервной системы и обусловливающих неадекватные взаимодействия подростка. Подростки с акцентуированными чертами характера, является крайним вариантом психической нормы, весьма чувствительны для различных психологических влияний и нуждаются, как правило, в общественноврачебной помощи наравне с мерами воспитательского характера. По взгляду В. Бородина и В.Н. Кудрявцева, характерологические подростковые взаимодействия такие, как несогласие, группирование, являются результатом эмоционально подвластных, негармоничных домашних взаимоотношений.
3. Социально-педагогические факторы имеют свое отображение в нехватке школьного, либо социального обучения, в основе каковых лежат половозрастные и личные характерные черты формирования детей. В большинстве случает они приводят к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением отрицательного навыка. Так же к социально-педагогическим условиям можно причислить отставание в школе 16 из-за разрыва связей со школой – преподавательскую безнадзорность, ведущую к несформированности у ребенка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Фактор, который требует особого внимания, это формирование ребенка в неблагополучной семье.
Выделяются несколько типов взаимоотношений, приводящих к развитию девиантного поведения подростков:
– дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных взаимоотношений, совмещающий в себе, с одной стороны, послабление желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; либо характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – абсолютно иные;
– неустойчивый, конфликтный образ воспитательных влияний в неполной семье, в условия развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
– общественный образ взаимоотношений в дезорганизованной семье с регулярным потреблением спиртного, наркотиков, аморальным образом существования, криминальным поведением родителей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бородина, Н. Б. Исторический аспект профилактики делинквентного поведения подростков: отечественный и зарубежный опыт / Н. Б. Бородина, И. А. Мушкина, О. П. Садилова // Социальная педагогика. – 2014. – № 6. – С. 121- 128.
2. Воробьева, К. А. О новых проявлениях девиантного поведения подростков в информационном пространстве / К. А. Воробьева // Воспитание школьников. – 2018. – № 8. – С. 41-47.
3. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2014. - 240 c.
4. Годовникова, Л. В. Индивидуально-психологические особенности трудных подростков / Л. В. Годовникова // Социальная педагогика. – 2015. – № 3. – С. 27-31.
5. Голуб Е.В. Социально-педагогическая работа с асоциальными подростками и детьми группы риск:учеб.пособие/Е.В.ГолубОренбург:Издательский центр ОГАУ, 2015. С. 60.
6. Давыдова О.М./Специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России. /Молодой ученый №27 декабрь 2016. С. 110.
7. Дмитриев М.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. Санкт-Петербург 2010г.
8. Загвязинский, В.И. Основы социальной педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Педагогика и психология. 2015г.
9. Зверева, Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для студентов учреждений высшего образования / Н. В. Зверева, Т. Г. Горячева. – 2- е изд., испр. – Москва: Академия, 2015. – 272 с.
10. 3мановская, Е.В. Девиантология/- Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие / Е.В. Змановская - М.: Издательский центр Академия, 2016. С 208.
11. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: Сфера, 2015. С. 9.
12. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: пособие / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. – Москва: ВЛАДОС, 2014. – 286 с.
13. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. - Минск: Беларусь, 2018. С 204.
14. Мирошниченко, М. В. Методы исследования образа мира девиантных подростков / М. В. Мирошниченко // Психология обучения. – 2012. – № 9. – С. 43-54.
15. Нелидов, А. Л. Система профилактики девиантного поведения в общеобразовательной школе / А. Л. Нелидов, Т. Т. Щелина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. – № 1. – С. 39-64.
16. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: метод. пособие / Под ред. И. Соковни. - М.: Просвещение, 2010. – 158 с.
17. Рассел, Д. О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних / Д. Рассел. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 108 с.
18. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 240 c.
19. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2017. - 160 c.
20. Федеральный закон №120 от 23.05.2018 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»
21. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. – Москва: ВЛАДОС, 2010. – 351 с
22. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект; Трикста, 2015. С. 336.