Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы состоит в том, что на сегодняшний день механизм обеспечения национальной безопасности России играет важную роль, поскольку в последнее время на Российскую Федерацию стало оказываться колоссальное давление со стороны иностранных государств в различных сферах деятельности. При этом существующая социально-экономическая обстановка в стране непростая с учетом введения некоторыми странами санкций в отношении РФ, ослабления национальной валюты, кризисных явлений на внешнем и внутреннем рынках, недостатка бюджетного финансирования и проблем обеспечения социальных и иных прав граждан, финансовых трудностей субъектов предпринимательской деятельности, сокращения доходов и покупательской способности юридических и физических лиц.
Экономическая безопасность является важнейшей составной частью национальной безопасности страны. В наше время – национальная, а в частности экономическая, безопасность – это сфера, которая требует особого внимания со стороны правительства.
Как показывает практика, без независимой, суверенной экономической системы страны, невозможно развитие государства в правильном направлении. Экономика обеспечивает удовлетворение потребностей человека: как материальных (пища, жилье и т.д.), так и духовных (образование, культура, спорт и т.д.). Экономика должна способствовать развитию общества и достойной жизни граждан данной страны.
На сегодняшний день, экономическая безопасность государства играет ключевую роль в защите экономики страны от возможных и уже наступивших угроз. Стоит отметить, что существует большое количество угроз экономической безопасности России. По источнику образования, они делятся на внутренние и внешние. Для защиты экономики государства от угроз, необходим четко разработанный комплекс мер по обеспечению экономической безопасности государства. В работе будет дана оценка, что, на сегодняшний день, угрожает экономической системе России и попытаемся разработать меры по устранению существующих внутренних и внешних угроз экономической безопасности России.
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с обеспечением национальной безопасности.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, которые регламентируют вышеуказанные общественные отношения.
Цель исследования – национальная безопасность РФ: угрозы, пути повышения.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие национальной безопасности;
определить виды национальной безопасности;
рассмотреть важные новации и проблемные повторы Стратегии;
определить стратегию безопасности и развитие практики стратегического планирования;
рассмотреть паспортизацию показателей национальной экономической безопасности: ориентиры формирования.
В работе используется общенаучный метод исследования. Исторический подход поможет изучить вопрос происхождения понятия «национальная безопасность» в мировой и отечественной истории.
При написании курсовой работы были изучены работы отечественных зарубежных авторов по исследуемой проблеме, статистические данные.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
1. Теоретические аспекты национальной безопасности РФ
1.1 Понятие национальной безопасности
До сих пор как в российской, так и в зарубежной науке отсутствуют единые подходы к определению сущности и содержания основного понятия теории национальной безопасности – «национальная безопасность». Так как авторы не ставят перед собой цель рассмотреть весь комплекс теоретико-методологических аспектов определения сущности национальной безопасности, в рамках данной работы предлагается исходить из определения, введенного в оборот Стратегией национальной безопасности Российской Федерации в 2015 г.: «национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации .
С формальной точки зрения появление новой версии Стратегии национальной безопасности – вполне предсказуемый шаг. Ранее действовавший вариант аналогичной стратегии принимался в 2015 году, а в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О стратегическом планировании» корректировка Стратегии национальной безопасности (СНБ) должна проводиться не реже, нежели раз в шесть лет. Естественно, что любая такая стратегия – очень многоплановый документ.
Также рассматривалась целесообразность подготовки и принятия в дальнейшем двух самостоятельных документов – стратегий национальной и экономической безопасности, при том как последняя не указана специально ни в Федеральном Законе № 390-ФЗ «О безопасности» , ни в Федеральном законе № 172-ФЗ «О стратегическом планировании». При этом отмечалось, что Стратегия экономической безопасности, если она остается самостоятельным документом стратегического планирования, не может быть просто расшифровкой или детализацией соответствующих разделов Стратегии национальной безопасности. Стратегия экономической безопасности, скорее, видится как связующее звено между СНБ и «базовой стратегией социально-экономического развития страны, а также и иными ведущими инструментами стратегического планирования (государственные программы, национальные проекты и других документов).
Россия является активным участником внешнеполитических отношений и парламентером в разрешении мировых военных и политических конфликтов, что влечет за собой необходимость создания слаженной и в полной мере функционирующей общей системе обеспечения национальной безопасности. Как отмечал Спиноза: «Безопасность – главная добродетель государства», а Руссо внес свои дополнения, указав «заботу о самосохранении» самой важной заботой государства
Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности». Официально термин «национальная безопасность» впервые прозвучал в 1904 г. в послании президента США Т. Рузвельта. А в 1947 г. в Соединенных Штатах был принят закон «О национальной безопасности». Этимологически в основе самого термина «национальная безопасность» лежит латинское слово «natio» («род», «племя»), что отражает генезис понятия национальной безопасности как безопасности существования и развития племени на определенной стадии этногенеза нации.
Современное же понимание данного термина заимствовано от американского «national security» («национальная безопасность»), под которой понимается стратегия, направленная прежде всего на обеспечение жизненно важных национальных интересов. При этом английское слово «nation» употребляется в значении «нация», отождествляемом со значением «страна», что полностью отражает исторические особенности развития американского народа. Для обозначения же понятия «государственная безопасность» нередко употребляется выражение «state security» («безопасность государства»). В английском языке эти два понятия разведены изначально, и в этом заключается существенное различие с их использованием в русском языке. В литературе по вопросам обеспечения безопасности на русском языке оба понятия зачастую отождествляются при явном приоритете, самодавлении понятия «государство». В большинстве случаев подобный подход сохраняется и сейчас .
Таким образом, при использовании термина «национальная безопасность» условно можно поставить знак равенства между понятиями «нация» и «государство». Национальная безопасность представляет собой сложное многоаспектное явление, терминологическая сложность в осмыслении которого связана с тем, что оно заимствовано из западного лексикона.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – 20 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – 5 декабря.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 1 февраля.
4. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. – 2011. - N 1. - Ст. 2.
5. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 26 (часть I). - Ст. 3378.
6. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. – 2001. - N 23. - Ст. 2277.
7. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. – 2002. - N 5. - Ст. 375.
8. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 год» // Собрание законодательства РФ. - 2017 г. - N 17. - Ст. 2546.
9. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 2017. - N 20. - Ст. 2902.
10. Акопян, Е.В. Конституционные основы национальной безопасности России / Е.В. Акопян // Научный лидер. 2021. № 13 (15). – С. 147–152.
11. Акьюлов, Р.И. Проблемы и перспективы мониторинга и оценки социально-экономической безопасности российских регионов [Электронный ресурс] – URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2015/04/12/
12. Бауэр, В. П. «К вопросу об оценке влияния угроз экономической безопасности на решение задач в области обороны» Экономическая безопасность. / В.П. Бауэр. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 26.
13. Борисов, В.В. Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности / В.В. Борисов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2020. Т. 5. № 2. – С. 64–72.
14. Бухвальд, Е.М. Национальная безопасность России: старый закон и новые проблемы / Е.М. Бухвальд // Федерализм. 2020. № 1. – С. 99–112.
15. Бухвальд, Е.М., Валентик О.Н. Проблемы национальной безопасности России в свете конституционных новаций 2020 года / Е.М. Бухвальд // Экономическая безопасность. 2021. Т. 4. № 2. – С. 191–208.
16. Голубев, С.С. Современные факторы обеспечения национальной безопасности / С.С. Голубев // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 3. № 2. – С. 55–61.
17. Ефименко, С.Д. Оценка рисков и угроз современного состояния экономической безопасности Российской Федерации / С.Д. Ефименко // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. - № 1(61). – С. 12-15.
18. Лев, М.Ю. «Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты». Экономические отношения. / М.Ю. Лев. – 2020. Т. 10. № 2. – С. 447-466.
19. Лев, М.Ю., Лещенко Ю.Г. «Экономическая безопасность России в аспекте управления международными резервами». Экономика, предпринимательство и право. / М.Ю. Лев. – 2019. Т. 9. № 4. – С. 223-244.
20. Митяков, С. Н. «Методы оценки рисков экономической безопасности» / С.Н. Митяков // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 1. – С. 18.
21. Министерство экономического развития Российской Федерации, [Электронный ресурс]. – URL: http://economy.gov.ru,
22. Назаров, В.П. Проблемы развития общей теории национальной безопасности в контексте корректировки Стратегии национальной безопасности Российской Федерации / В.П. Назаров // Власть. 2020. Т. 28. – № 1. – С. 9–19.
23. Национальный рейтинг трезвости [Электронный ресурс]. – URL: http://russia-rating.ru/info/9422.html
24. Официальный сайт Министерства финансов России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minfin.ru/ru
25. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fas.gov.ru/
26. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru/
27. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/
28. Павлов, В. И. «Проблемы и противоречия реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» / В.И. Павлов // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 1. – С. 29.
29. Пирогов, Г.А. Концепция социальной безопасности. Социальная сфера как средоточие проблем национальной безопасности Электронный ресурс] – URL: http://www.observer.materik.ru/observer/ N09_97/010.htm
30. Реальные и потенциальные угрозы экономической безопасности России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rae.ru/
31. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/
32. Федоренко, А. В. Понятие и меры обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации / А. В. Федоренко. // Молодой ученый. – 2022. – № 4 (399). С. 257-259.
33. Экономическая безопасность государства [Электронный ресурс]. – URL: http://econcrime.ru