Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Осмысление творчества писателя всегда представляет собой сложный и длительный процесс, который часто идет неровно в силу невозможности охватить разом то или иное явление культуры. Так случилось с восприятием творчества Федора Михайловича Достоевского: на протяжении многих десятилетий он открывался все новым поколением читателей то одной, то другой гранью своего мира. Каждая новая эпоха открывала для себя его "жестокий талант". Ф. М. Достоевский проявлялся постепенно в сознании читателей, пока не выстроилось наконец-то грандиозное здание его художественного наследия.
Ф.М. Достоевский является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840—1870-х гг., когда думающий и сопереживающий человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество.
Творчество Ф.М. Достоевского является достоянием не только русской, но и мировой литературы. Романы писателя еще при его жизни были переведены на 17 языков.
Несомненно, что «Преступление и наказание» входит в число лучших творений великого писателя, известных и в России, и за рубежом. Роман можно смело отнести к лучшим социально – психологическим, философско – идеологическим литературным творениям. Его создание относится к сложному для страны времени противостояния идеологических воззрений, устаревшие идеи свергались, а свежие ещё не успели сформироваться.
По этой причине роман беспрепятственно нашёл горячий отклик среди передовой русской общественности и вызвал бурную полемику.
Творческое наследие писателя огромно, поэтому вполне естественен огромный неутихающий с годами интерес к его творчеству литературной критики. Первые критические отклики на роман стали появляться в печатных российских изданиях после первых публикаций в «Русском вестнике» в 1866 г. Современники произведение восприняли с громадным восторгом и он никого не оставил равнодушным. Нельзя сказать, что абсолютно все отклики имели восторженный характер, хотя таковые в абсолютном меньшинстве. Критические работы многих критиков 19 столетия актуальны и по сей день, даже в 21 веке.
Объект исследования: роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”
Предмет исследования: русская критика романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
Цель: провсети анализ русской критики романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
Задачи исследования:
– изучить биографию Ф.М. Достоевского,
– провести анализ романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,
– выделить основные идеи архимандрита Феодора (А. М. Бухарева),
– провести анализ критической статьи Д.И.Писарева «Борьба за жизнь»,
– провести анализ критики Н. Н. Страхова о романе "Преступление и наказание" Достоевского.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ методической литературы по теме исследования.
2. Проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах проектной работы.
3. Интерпретация - истолкование художественного текста.
4. Синтез (обобщение) полученных результатов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
1.1.Биография Ф.М. Достоевского
Родился Федор Михайлович в 1821 году в Мариинской больнице для бедных в Москве. Его отец - Михаил Достоевский - представитель некогда знатной дворянской семьи, работал там штаб-лекарем. Мать - Мария Нечаева - занималась хозяйством.
Семья будущего писателя была не богатая, но трудолюбивая. Дома у них все было по расписанию и подчинено отцовской службе. По воскресеньям и на праздничную литургию они ходили в больничную домовую церковь. Ежегодно ездили с Марией Федоровной в лавру.
Его образованием сначала занимались родители. Мать учила его читать. Главная книга для этого занятия у всех детей Достоевских была «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». Отец учил их латыни.
Детям в семье Достоевских преподавали русский и французский языки, арифметику, географию, Закон Божий. Затем Федор со старшим братом поступил в частный пансион Леонтия Чермака - в Москве он считался одним из лучших частных учебных заведений. Жили они по расписанию: в шесть утра подъем (зимой на час позже), в семь - молитва и завтрак, в восемь - начинаются уроки. В полдень все шли на обед. Потом снова занятия. В шесть вечера чай, в семь - повторение уроков с надзирателями. Ужин был в девять часов. После него - молитва и сон. Денег на учебу двух сыновей отцу семейства не хватало. Им помогала тетка со стороны матери, чей муж был богатым московским купцом.
После окончания пансионата в 1837 году Федор поступает в Инженерное училище в Петербург. В этот же год его мама умирает от чахотки. А еще через два года - отец. Его, якобы, убили крестьяне, но до сих пор на этот счет ходят легенды.
В 18 лет Достоевский остается круглым сиротой. С этого времени у него начинается самостоятельная и неподконтрольная жизнь. Он начинает писать свои первые произведения: драмы «Мария Стюарт», «Борис Годунов», «Жид Янкель».
Окончив училище в 1843 году, его зачисляют полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но в этом статусе он пробудет всего год и подаст в отставку, чтобы посвятить себя литературе.
1844 год - важный для писателя. Он пишет роман «Бедные люди», который приносит ему признание. Казалось бы, дальше его ждет еще больший успех, но судьба распоряжается иначе. В 1849-м из-за публичного чтения запрещенного цензурой письма Белинского к Гоголю Достоевского и его товарищей арестовывают и приговаривают к казни.
«На нас уже одели смертные рубашки и разделили по трое, я был восьмым, в третьем ряду. Первых трех привязали к столбам. Через две-три минуты оба ряда были бы расстреляны, и затем наступила бы наша очередь. Как мне хотелось жить, господи боже мой! Как дорога казалась жизнь, сколько доброго, хорошего мог бы я сделать! Мне припомнилось все мое прошлое, не совсем хорошее его употребление, и так захотелось все вновь испытать и жить долго, долго, - вспоминал писатель. - Вдруг послышался отбой, и я ободрился. Товарищей моих отвязали от столбов, привели обратно и прочитали новый приговор: меня присудили на четыре года в каторжную работу. Не запомню другого такого счастливого дня!», - так свои ощущения Достоевский описал в монологе князя Мышкина в романе «Идиот».
С 1850 по 1854 год писатель отбывает наказание в Омске, а потом его отправляют в седьмой линейный сибирский батальон в Семипалатинск. Здесь он знакомится с будущим другом, этнографом Чоканом Валихановым, и с будущей женой - Марией Дмитриевной Исаевой. Они прожили в браке семь лет, но эти отношения не принесли писателю счастья.
Расцвел и запылал страстью Достоевский, когда начал встречаться с малоизвестной писательницей Аполлинарией Сусловой, будучи в браке с Марией Дмитриевной. Они вместе много путешествовали по Европе, проводили время в казино. Все это закончилось через три года. Девушка остыла к писателю и только морочила ему голову, с чем Достоевский мириться не хотел.
Пока тянулись отношения с Аполлинарией, умирает Мария Дмитриевна, а следом и брат Достоевского - Михаил. Писатель чувствовал себя одиноким и никому не нужным. Он проигрывает деньги, влезает в долги… И начинает писать роман «Преступление и наказание». Следом - «Игрок». Работа над ним в 1866 году и познакомила Достоевского со второй женой Анной Григорьевной Сниткиной. Девушка пришла к нему на работу стенографисткой.
Для Анны Григорьевны это была первая работа и большая ответственность. К тому же она знала Достоевского с детства: он был любимым писателем ее отца. Да и сама она восхищалась его произведениями и плакала, как она пишет в своих воспоминаниях, над «Записками из Мертвого дома».
Через месяц после их знакомства Федор Михайлович признается Анне в любви и предлагает быть его женой. Она соглашается. После свадьбы они уезжают за границу, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание».
В феврале 1868-го в Женеве рождается их первая дочь Соня. По воспоминаниям Анны Григорьевны, Достоевский «оказался нежнейшим отцом»: помогал ей купать, пеленать и укутывать малышку. Но наслаждаться отцовским счастьем пришлось недолго: через три месяца девочка умерла от простуды.
Уже через год, в 1869 году, на свет появится вторая дочь Достоевских - Люба. За ней - два сына - Федор и Алексей. Но Федору и Анне придется еще раз пережить страшный удар судьбы: в три годика не станет Алеши.
Достоевские решили не оставаться в Старой Руссе, где родился их сын, и переехали в Петербург. Именно там, через два года, умрет писатель. 9 февраля 1881 года, на 60-м году жизни, у него обострится эмфизема (заболевание дыхательных путей). Похоронили Достоевского на Тихвинском кладбище в Петербурге.
1.2.Анализ романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьёзные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Роман достаточно сложный и глубокий
Год написания – 1866 г.
История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, в период сильнейших душевных переживаний.
Тема – Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоёв населения, безнадёжности их существования и озлоблённости на весь мир.
Композиция – Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6–7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя до преступления и совершённое им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм.
Во время своего пребывания на каторге Фёдор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришёл к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.
Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжёг практически завершённый роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.
Во время своего пребывания на каторге Фёдор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришёл к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.
Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжёг практически завершённый роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.
Главная тема произведения – угнетённость и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.
Проблема ложных убеждений, поставленная в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.
В романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.
Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит из 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6–7 глав.
Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и в итоге – совершённое им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.
Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются тёмные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.
В заключительной части романа – в эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.
Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих из описанных героев ожидает трагическая судьба и к концу романа лишь немногие останутся в живых.
«Преступление и наказание» относится к психологическому и философскому роману. Сам Фёдор Михайлович называл своё детище «психологическим отчётом одного преступления». Это уникальное литературное произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная, психологическая, философская и любовная составляющие. В нём гармонично сочетаются пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами Раскольникова.
Если говорить о литературном направлении романа, то он полностью соответствует «реализму».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеносов В.В. История русской литературы ХХ века: в 2 ч. Ч.1 [Текст]: учебник для бакалавров / В.В. Агеносова и др. под общ. ред. В.В. Агеносова. – 2 изд., перераб. и доп., серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Издательство «Юрайт», 2019. – 795 с.
2. Бельчиков И. Достоевский в процессе петрашевцев. М., 1971.
3. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года // Современник, 1947, т. 1, № 1.
4. Бердяев Н. А. Русская религиозная мысль и революция / Цит. по кн.: Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел: Материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 4. М., 2000.
5. Голубков, М. М. История русской литературной критики ХХ века : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Голубков — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 357 с.
6. Достоевский: Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Сост. Г.К. Щенников. СПб, 2008.
7. Крылов В. Н. Теория и история русской литературной критики / В.Н. Крылов. – Казань: Казан. ун-т, 2011. – 124 с
8. Кусаинова А.М. Современная русская литература: учебное пособие – Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», 2020. – 220 с
9. Михайловский Н. К. Жестокий талант // Отечественные записки, 1882, октябрь - ноябрь.
10. Муромский, В. П. Русская советская литературная критика. (Вопросы истории, теории, методологии) / В. П. Муромский. —Л., 1985.
11. Леонтьев К. Н. Наши новые христиане. Ф. М. Достоевский и гр. Л. Н. Толстой. М., 1882. .
12. Перхин, В. В. Русская литературная критика 1930-х годов : Критика и общественное сознание эпохи / В. В. Перхин. — СПб., 1997.
13. Писарева Д. "Борьба за жизнь", 1867 г.
14. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского. М., 1884.
15. Страхов Н. Н. Достоевский. Преступление и наказание // Отечественные записки, 1867.
16. О романе Достоевского «Преступление и наказание» по отношению к делу мысли и науки в России// Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев) О духовных потребностях жизни - М., 1991. - с. 220
17. Хализев, В. Е. Русское академическое литературоведение : История и методология (1900—1960-е годы) / В. Е. Хализев, А. А. Холиков, О. В. Никандрова. — М., СПб., 2015.
18. Чупринин, С. И. Критика — это критики : Проблемы и портреты / С. И. Чупринин. — М., 1988.
19. Шевченко, Л. Русская проза трех последних десятилетий (70—90 годы XX века) / Л. Шевченко. — Кельце, 2002.
20. Этов Ю. Достоевский в русской критике. М., 1956.
21. Этов Ю. "Преступление и наказание" в оценке Писарева. Журнал "Литература в школе". 1990, N6, с.63