Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДНИЕ
Заведения ресторанного бизнеса в структуре туристского продукта являются очень важной составляющей.
История пищевой промышленности уходит своими корнями в Древний мир — от таверн и почтовых станций до современных фешенебельных ресторанов, изысканной французской кухни и полного сервиса.
Заведения ресторанного бизнеса разнообразны и соответствуют туристическим предпочтениям и потребительскому спросу. К основным видам организаций относятся рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого питания, а также предприятия, специализирующиеся на той или иной кухне. Это китайские и итальянские рестораны, предприятия японской, украинской, грузинской кухни и др. Рынок организаций ресторанного бизнеса очень разнообразен и подвижен и играет важную роль как ресурс туристической отрасли региона. Однако в современных исследованиях изучению рынка индустрии ресторанного бизнеса как ресурса регионального туризма еще не уделялось должного внимания и осмысления. Разрядить эту ситуацию может мониторинг организаций ресторанного бизнеса, целью которого будет систематизация информации о заведениях ресторанного бизнеса региона, их местоположении, среднем чеке, гастрономических особенностях и т. д. Мониторинг организаций ресторанного бизнеса определяется целью обучения.
Актуальность работы обусловлена необходимостью развития сферы туризма и общественного питания в Республике Татарстан, так как регион обладает богатым культурным потенциалом и развитой сферой туризма.
Цель исследования – на основе проведенного маркетингового исследования выявить основные направления развития рынка общественного питания в качестве инструмента развития туризма в Республике Татарстан.
Задачи исследования:
1. Изучить экономическую характеристику и маркетинговую среду на рынке общественного питания Республики Татарстан
2. Проанализировать сегменты рынка общественного питания Республики Татарстан
3. Изучить ценовую политику на рынке общественного питания Республики Татарстан
4. Рассмотреть основные способы продвижения продукции на рынке Республики Татарстан
Методы исследования: анализ и синтез информации, расчеты и измерение, моделирование.
1. Общая характеристика Республики Татарстан как субъекта РФ
1.1. Основные показатели экономической деятельности в республике
Примите во внимание эволюцию модели развития РТ за последние 25 лет, а также дайте ей благоприятствование и ожидание мест. Особое внимание к механизму согласования интересов основных групп элиты и выработки консенсуса по приоритетам республиканского развития, поскольку этот аспект модели не нашел адекватного отражения в предыдущих исследованиях.
Консенсус элиты принял ключевую роль в странах, сравнимых с территориями РТ. Сейчас этот аспект приобретает центральное значение в связи с вызовами, стоящими перед Татарстаном. В частности, в общей сумме с ужесточением бюджетных ограничений в РФ после анализа 2008-2009 гг. и особенно после 2014 г. и выявлению на этом фоне межрегиональной конкуренции за доступ к ресурсам федерального центра, следует отметить новые моменты в отношениях между Казанью и Москвой, которые могут включать в себя размыкание особого статуса РТ.
Так, в конце 2016 года РТ выступил с публичными протестами против перераспределения 1% налога на прибыль от использования федерального центра весной 2017 года ЦБ РФ отказался в выделении средств на санацию одного из важнейших банков региона летом 2017 года федеральный центр отказался отказаться от согласия о разграничении между Российской Федерацией и Республикой Татарстан. В этих условиях формирования в Татарстане модели догоняющего развития по аналогии со странами Юго-Восточной Азии будут определены тем, в какой мере нынешняя элита РТ найдет консолидированный ответ на эти новые проблемы. РТ наладила конгресс, научно-технические и иные связи более чем со 170 зарубежными странами и представителями организаций. В пределах стран — США, Франции, Италии, Болгарии, Ирана, Турции, Казахстана, легковых, Литве и др. — имеются торговые, информационные представительства государственных органов.
Внешнеэкономическая деятельность региона имеет выход на благоприятную динамику, где речь идет о таких странах, как Польша, Нидерланды, Турция, Великобритания, Германия. В настоящее время регион динамично развивается в рамках выстроенной экономической модели.
Республика выступает лидером по уровню социально-экономической и инвестиционной привлекательности, уступая только федеральным округам. Татарстан выступает одним из лидеров реализации национальных проектов и с большим успехом реализует все поставленные федеральные программы.
Опыт татарстанских экономических успехов, татарстанского «экономического чуда» вряд ли применим к большинству других регионов Российской Федерации. Все составляющие элементы этого явления не уникальны по своей сути, но их сочетание практически невозможно повторить.
Таким образом, результаты изучения пути развития экономики Татарстана позволяют сделать следующие выводы:
1) Накопленный опыт и ресурсы позволяют РТ быть устойчивой моделью регионального развития на фоне многих других субъектов Российской Федерации;
2) история ускоренной модернизации всей производственной структуры этого мощного промышленно-сельскохозяйственного региона-донора свидетельствует об опыте грамотного хозяйственного освоения, приведшего в настоящее время к заметному отрыву от большинства дотационных регионов РФ;
3) Опыт нефтегазового сектора РТ, плавный переход к национализации промышленного сектора и его поддержка наглядно показывают, каким может быть вектор экономического развития Российской Федерации.
1.2. Характеристика РТ как туристического региона
Результаты исследования. Массовые спортивные мероприятия способствовали увеличению турпотока в Россию, и в частности в Республику Татарстан. В данном субъекте Федерации построена инфраструктура, насчитывающая более 11 тысяч сооружений, в том числе для проведения летней Универсиады, чемпионата мира по водным видам спорта, чемпионата мира по футболу, а также для массового физкультурно-оздоровительного движения.
РТ выступает лидером по количеству обслуженных туристов по всему Приволжскому федеральному округу. Туристический поток в республику значительно увеличился за последнее десятилетие. Так, в 2006 году Татарстан посетили 3,9 млн туристов, а в 2017 году их число увеличилось и стало равняться 7 млн человек. В 2012 году число зарегистрированных ночевок составило 4,4 млн, а в 2017 году их число увеличилось до 10 млн.
Если проанализировать бюджет РТ за последние пять лет в части затрат на туризм, то можно заметить колебание затрат, в том числе по государственной программе «Развитие туризма и гостиничного бизнеса в РТ» [8] ( Таблица 1.1)
Таблица 1.1 – Расходы на программу «Развитие сферы туризма и гостиничного бизнеса в РТ» [16]
Направление бюджетных затрат, тыс. руб. 2016 2017 2018 2019 2020
Государственная программа «Разви-тие сферы туризма и гостиничного бизнеса в РТ» 84 370,7 156 420,1 88 703,9 56 787,8 100 818,3
Мероприятия, направленные на со-вершенствование государственной политики в сфере туризма и гостиничного бизнеса 23 000,9 24 098,8 28 525,4 18 292,3 23 231,3
Мероприятия, направленные на раз-витие сферы туризма и гостиничного бизнеса в РТ 61 369,8 132 321,3 60 178,5 38 495,5 77 587,0
Анализ таблицы показывает, что в период с 2016 по 2017 год наблюдается резкий рост затрат на туризм. Это связано с проведением в Казани одного из матчей Кубка России по футболу 2016-2017 гг., а также в связи с проведением в 2017 Кубок футбольных конфедераций. Затем в 2019 году произошло снижение затрат на туризм, и только в 2020 году расходы снова увеличились. Увеличение затрат бюджета в 2020 году можно объяснить поправками в закон о бюджете Татарстана для поддержки бизнеса, пострадавшего от карантинного режима, введенного из-за пандемии коронавируса.
Если представить расходы госпрограммы графически и изобразить линию тренда (рис. 1.1), то будет видно, что в регионе происходит снижение затрат на развитие туризма. Аналогичная тенденция наблюдается и в подпрограмме, направленной на развитие туризма и гостиничного бизнеса в РТ (рисунок 1.2).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Д. А. Состояние и тенденции развития общественного питания в России [Текст] / Д.А. Алексеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 6. – С. 151–155
2. Алехина, Е.С. Корпоративное питание на предприятиях как форма сервисного обслуживания потребителей [Текст]/ Е.С.Алехина, Ж.В.Горностаева// Гуманитарные и социальные науки. –2014. –№ 2. –С. 692-695.
3. Ахмадеева, О. А. Тенденции развития рынка общественного питания в России [Текст]/ О.А. Ахмадеева, А.И. Идрисова // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 483-486.
4. Ачилова, К.Г. Повышение качества услуг на предприятиях общественного питания [Электронный ресурс]/ К.Г. Ачилова// Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(46). – Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/11(46).pdf
5. Барановский, В. А. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания [Текст]/ В.А. Барановский. - М.: Феникс, 2016. – 352 c.
6. Баталова, О. Э. Особенности, проблемы и тенденции развития рынка общественного питания в современных условиях [Текст] : сборник трудов по материалам молодежной конференции / О. Э. Баталова / Современные проблемы теории и практики сервисной деятельности. – СПб., 2017. – С. 109–113.
7. Богатова, Н. Современный ресторан. Книга успешного управ-ляющего : учебник [Текст]/ Н. Богатова. – М.: Ресторанные ведомости, 2012. – 216 с.
8. Бокая, Ю. О. Расширение перечня услуг общественного питания как фактор конкурентоспособности [Текст] / Ю.О. Бокая// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 116–120.
9. Бочкарев, С. В. Управление качеством : учеб.пособие [Текст]/ С.
10. Быстров, С. А. Экономик а и организация ресторанного бизнеса: учеб.пособие [Текст]/ С. А. Быстров. – М.: Форум, 2016. – 464 с.
11. В. Бочкарев, А. Б. Петроченков, А. Г. Схиртладзе и др. – М.: ООО «ТНТ», 2014. – 456 с.
12. Василенко, З.В. Технология производства продукции общественного питания. Теоретические основы [Текст]: учебное пособие для вузов по специальности «Производство продукции и организация общественного питания» / З. В. Василенко, О. В. Мацикова, Т. Н. Болашенко, – М.: Феникс, 2016. – 300 с.
13. Васильева, И.В. Технология продукции общественного питания [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Васильева, Е. Н. Мясникова, А. С. Безряднова. – М.: Юрайт, 2017. – 414 с.
14. Васюкова, А. Т. Организация производства и управление качеством продукции в общественном питании [Текст]/ А.Т. Васюкова, В.И. Пивоваров, К.В. Пивоваров Пивоваров. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 296 c.
15. Кулькова В.Ю., Мансуров В.Ю. Региональные тренды развития ресторанного бизнеса в Республике Татарстан// Экономика и управление. – 2014 - № 7 (334). с. 7-14.
16. Шорохова Н.А. Абдуллин И.И. Развитие туризма в Республике Татарстан// Вестник университет Российской академии образования. – 2020 - № 5. С.11.