Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что обеспечение правопорядка является важнейшей функцией и задачей государства: в механизме его обеспечения в той или иной мере участвуют все органы публичной власти, но основную нагрузку несут правоохранительные структуры, и в первую очередь, органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В доктрине правопорядок рассматривается как состояние общественных отношений, качественно характеризующее важнейшее направление правоохранительной функции государства, что позволяет его рассматривать как сложное социально-правовое, политическое и государственное явление в единстве институционального, функционального и социально-правового аспектов.
В институциональном - через систему правоохранительных органов. В функциональном - как целенаправленную управленческую деятельность органов публичной власти в направлении обеспечения правопорядка. В социально-правовом - посредством юридического оформления и организации взаимодействия правоохранительных органов с органами публичной власти, общественными объединениями, гражданами по реализации правоохранительной функции государства.
Правоохранительные органы занимают ключевое место в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка, их особая роль (МВД, ФСБ, ФСКН и др.) проявляется в обеспечении правопорядка и безопасности в ситуациях чрезвычайного характера (террористические акты, аварии, катастрофы, массовые беспорядки), когда прямой угрозе подвергаются жизнь, здоровье, права и свободы граждан.
Деятельность правоохранительных органов в условиях массовых беспорядков сталкивается с целым комплексом проблем, к числу которых относятся: политико-правовые, уголовно-правовые, процессуальные, криминалистические, кадровые, технические, морально-психологические и другие.
В данном случае объектом исследования выступает деятельность органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков.
Предметом исследования являются: конституционные правовые основы деятельности сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации в условиях массовых беспорядков.
Цель курсовой работы – рассмотреть деятельность органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению общественного порядка и безопасности.
Задачи:
- определить понятия правового регулирование охраны общественного порядка и безопасности в России.
- выявить сущность организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности органами внутренних дел.
- охарактеризовать задачи органов внутренних дел и особенности охраны во время спортивно-массовых мероприятий.
- проанализировать охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в условиях массовых беспорядков.
- выявить проблемы применения физической силы сотрудниками Министерства внутренних дел при выполнении задач по охране общественного порядка.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
1.1 Правовое регулирование охраны общественного порядка и безопасности в России
В современных условиях политического и социально-экономического развития Российской Федерации, реализации национальных проектов России, которые должны существенно поднять уровень жизни граждан, стимулировать экономический рост, крайне важно обеспечение социально-политической стабильности. Российское государство в соответствии с Конституцией РФ является правовым государством и потому, как указано в ст. 2 Конституции РФ[1], главной обязанностью государства является защита прав и свобод, законных граждан Российской Федерации.
В этом плане крайне важно соблюдение общественного порядка. Именно общественный порядок может обеспечивать социально-политическую стабильность, а также гарантировать реализацию закреплённых в Конституции РФ законных интересов граждан. Напротив, нарушение общественного порядка, совершение отдельными лицами административных правонарушений, преступлений наносят серьезный вред не только интересам отдельных людей в нашей стране, но и нарушает социально-политическую стабильность, что мешает развитию экономики и социально-политической сферы Российской Федерации. Поэтому в ряде законодательных актов поставлена задача перед правоохранительными органами, а также перед всеми государственными и муниципальными учреждениями по обеспечению охраны общественного порядка.
Так общественный порядок и общественная безопасность эти понятия взаимосвязаны, поскольку укрепление общественного порядка способствуют повышению уровня общественной безопасности.
Общественная безопасность - это состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[5, c 57].
Общественный порядок - это нормальное функционирование социальных отношений, отсутствие рисков и угроз, которые могут нарушать нормальную жизнедеятельность людей и их прогрессивное социальное и профессиональное развитие, создающие обстановку спокойствия и защищенности личности, общества и государства в целом[12].
Общественный порядок и безопасность поддерживается различными субъектами. Здесь участвуют и правоохранительные органы, иные государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, граждане РФ. Особо важную роль в обеспечении общественного порядка играют органы внутренних дел, отдельные их службы и подразделения. Все это делает актуальным анализ обеспечения общественного порядка в России.
Под общественным порядком необходимо подразумевать урегулированные правовыми и морально-нравственными нормами социальные отношения в своей совокупности, обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а так же уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан.
Обеспечение охраны общественного порядка необходимо для того, чтобы гарантировать права, свободы и законные интересы человека и гражданина в Российской Федерации, обеспечить стабильность деятельности государственных, муниципальных и иных организаций, а также создать условия для стабильности всей социально-экономической, культурной и социально-политической сферы российского общества.
В понятие общественного порядка необходимо включать систему общественных отношений, которые формируются в итоге соблюдения и выполнения моральных и правовых норм, а также иных социальных норм, которые не противоречат действующему законодательству. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а такие социальные отношения, которые практически формируются на основе указанных социальных норм [13, с. 7].
Основы общественного порядка формируют отношения, которые создаются в общественных местах, т. е. в местах взаимодействия и взаимосвязей людей, что необходимо для удовлетворения их культурных и духовных, материальных потребностей, а также развитие личности, досуга людей и т.д.
Необходимо отметить, что в настоящее время в законодательстве нет чётко сформулированного определения общественного порядка. КоАП РФ и УК РФ [2] предусматривают санкции за административные правонарушения, преступления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Целями поддержания общественного порядка является охрана таких благ, как жизнь, здоровье, честь, достоинство человека, иных благ и законных интересов граждан, охрана собственности как основы хозяйственного прогресса общества, общественного спокойствия, создание условий для стабильной деятельности государственных, муниципальных и общественных организаций.
Итак, общественный порядок, прежде всего, необходимо понимать в широком смысле, т. е. общественный порядок представляет собой стабильное и устойчивое функционирование всех государственных учреждений, государственных органов, общественных организаций, в целом и социальных институтов, которые функционируют в российском обществе. Речь идет о том, чтобы все социальные институты, например, такие как семья, образование, государство, иные социальные институты, надлежащим образом исполняет свои общественные функции, а деятельность этих социальных институтов регулировалась правовыми нормами, которые соблюдались бы должностными лицами и гражданами страны.
Общественный порядок в узком смысле включает в себя социальный порядок, правопорядок в общественных местах: на улицах, площадях, скверах и парках, на вокзалах, а также других общественных местах, где находятся граждане РФ и иные лица. Охрана общественного порядка необходима для того, чтобы обеспечить соблюдение прав и свобод и законных интересов человека и гражданина в нашей стране, стабильность социально-политического устройства России, гарантировать социальное, культурное развитие общества и каждого человека в Российской Федерации.
Иными словами, можно говорить, что охрана общественного порядка является важнейшим условием для соблюдения всех положений Конституции РФ.
Действующее законодательство РФ нацелено на охрану общественного порядка и общественной безопасности. Так, например, В ст. 2 УК РФ определено, что «задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений» [3].
В ст. 1.2 КоАП РФ определены задачи законодательства об административных правонарушениях, в том числе - защита общественного порядка и общественной безопасности.
Подводя итог, отметим, что под общественным порядком в широком смысле понимается стабильная и устойчивая деятельность государственных учреждений, муниципальных органов и общественных организаций, а также социальных институтов, которые действуют в современном российском
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Собр. законодательства РФ. – 2020. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020) // Собр. законодательства РФ. – 2020. – № 32. – Ст. 3301.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // СПС КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 11.07.2020) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // СПС КонсультантПлюс.
6. Приказ МВД России от 01.09.2017 N 690 (ред. от 26.06.2020) "Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне"// СПС КонсультантПлюс
7. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
8. Административно-правовая деятельность органов внутренних дел. Общая часть / Под ред. Коренева А.П. Издательство «Щит-М» - М.,2017г. - 98 c.
9. Безруков, А.В. Конституционализация правопорядка: сущность, реализация, условия / А.В. Безруков // Российская юстиция. М.: 2019. – N 5. – С. 12 - 14.
10. Безруков, А.В. Конституционно-правовые основы обеспечения правопорядка органами внутренних дел Российской Федерации / А.В. Бкзруков // Административное право и процесс. 2017. № 8. – С. 67–70
11. Бятец, А. В. О некоторых проблемах оперативно-розыскного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах / А. В. Бятец. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 18 (308). - С. 237-239.
12. Громов, М. А. Актуальные проблемы обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях / М. А. Громов // Академия управления МВД России. - 2020. - №2 (22). - С. 50.
13. Жернова, М.В. Профилактика преступности – первоочередная задача полиции / М.В. Жернова // В сборнике: Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики Материалы XХ международной научно-практической конференции: в 2 частях. Сибирский юридический институт МВД России. 2017. – С. 15-17.
14. Кавецкий Д. Б. О совершенствовании навыков владения оружием и специальными средствами у сотрудников органов внутренних дел // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сб. ст. XX междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. С. М. Струганов. - 2018. - С. 249-251.
15. Киселев А.М. Понятие и задачи подготовки сотрудников к действиям при чрезвычайных обстоятельствах // Международный пенитенциарный журнал. 2019. №4(4). С. 73-75.
16. Меньших В.В., Пьянков О.В., Самороковский А.Ф. Применение информационных технологий для подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в кризисных ситуациях // Математические методы и информационно-технические средства Труды VI Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России; редколлегия: Н.Н. Фролов; Е.В. Михайленко; И.Н. Старостенко. 2020. С. 107-109.
17. Порфирьев Б.Н. Проблемы подготовки и экстренного реагирования федеральных, региональных, местных властей и ОВД // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях,- М.: ВИНИТИ, 2016. - 84 с.
18. Правоохранительные органы. Схемы и определения: учебное наглядное пособие / авт.-сост. М. М. Васягина. – Саранск: Издатель Афанасьев В. С., 2017. – 104 с.
19. Синодов, И.А. Актуальные вопросы организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций / И.А. Синодов И Пробелы в российском законодательстве. - 2018. - № 2. - С. 189-191.
20. Трунцевский, Ю. В. Профилактика преступлений органами внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Ю. В. Трунцевский, Я. Г. Ищук. – Безопасность бизнеса. 2019. № 1. – С. 19–23.
21. Юзиханова, Э. Г. Роль и место частных охранных организаций в профилактике уличной преступности (на примере передовых форм и методов их привлечения к обеспечению охраны общественного порядка) // Виктимология. - 2017. - № 3. - С. 57-71.
22. Imbert Р. The Police and the Public // The Police Journal. England. 2015. January. P. 5-12.
23. Interpol. 2012. № 2. P. 41.
24. LOI no 95-73 du 21 janvier 1995 d'orientation et de programmation relative. la s?curit. Art. 4.