Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В текущих условиях в быстроменяющейся и абсолютно непредсказуемой среде не только бизнеса, но и жизни в целом, важно использование современных и актуальных инструментов для управления и развития бизнеса. Одним из таких инструментов является диверсификации деятельности предприятия, которая выступает как метод обеспечения, в первую очередь, выживания компании, а также открывает новые возможности для ее развития.
Вызовы, брошенные пандемией COVID-19, стали серьезным испытанием для предприятий всех без исключения отраслей экономики, но особенно тяжело пришлось компаниям в сфере общественного питания. В 2020 году прекратили существование сотни предприятий, продолжившие работу предприятия понесли колоссальные убытки, тысячи людей потеряли рабочие места.
Важность использования диверсификации в деятельности предприятия весьма высока, так как в современных рыночных отношения экономическая среда не стабильна и меняется очень быстрыми темпами. Формы диверсификации постоянно претерпевают изменения. Актуальность исследования данной темы можно обусловить следующими причинами:
в современных рыночных отношениях появляются все новые отношения и тенденции в деятельности предприятий;
скорость происходящих в мире изменений увеличилась в разы, соответственно предприятиям необходимо оперативно и своевременно реагировать на любые изменения;
происходящие в мире события оказывают все большее влияние на деятельность каждого из существующих предприятий, вне зависимости от сферы их работы. Несомненно, важным фактором последних полутора лет, влияющим на деятельность многих предприятий, стала пандемия COVID-19,
но не стоит забывать и о различных политических и социальных решениях, принятых как в контексте эпидемии, так и вне ее, и оказавших существенное влияние на развитие или упадок целых отраслей.
Таким образом, можно считать, что часто диверсификация деятельности, производства, рисков, активов, портфеля компании является в текущей действительности не чем-то уникальным, инновационным или необычным, а вынужденной необходимостью.
Объектом исследования является ресторанный бизнес.
Предметом исследования - место ресторанного бизнеса в сфере обслуживания.
Целью исследования является изучение развития ресторанного бизнеса и его место в сфере обслуживания.
Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить современный ресторанный бизнес в России;
раскрыть тренды ресторанного бизнеса;
представить общую характеристику об ООО «Семейный очаг»;
дать оценку развития ресторана;
провести SWOT-анализ ООО «Семейный очаг»;
предложить пути решения проблем.
В качестве общенаучных методов исследования автором применялись: диалектический метод, методы анализа и синтеза, в качестве методов обработки данных - экспертные методы, сравнения, динамический и аналитико-расчетный методы.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Современные тренды развития ресторанного бизнеса в России
1.1. Современный ресторанный бизнес в России
Современный ресторанный бизнес в России не смотря на цикличность развития рыночной экономики, на противоречивость динамики денежных доходов населения, их структурную диспропорциональность, характеризуется существенными качественными и количественными изменениями. С количественной точки зрения растут его масштабы, причем не только в мегаполисах, в крупных городах, в курортных зонах, в местах отдыха и лечения населения, но и в райцентрах, в малых поселениях; более того, растет товарооборот в этой сфере, несмотря на довольно устойчивый рост цен на продовольствие, на логистику, на обслуживание [31].
Еще больший интерес вызывает качественная характеристика этого динамичного, сложного процесса. Причем, данные качественные характеристики касаются не только самого ресторанного бизнеса, но и клиентуры. Рыночный спрос на услуги ресторанного бизнеса является довольно устойчивым, но дифференцированным: так, особенно в крупных городах, где работники получают приличные заработные платы, иные доходы, их спрос является довольно устойчивым и растущим поскольку они выполняя сложные функции в сфере национальной экономики, причем интенсивно, могут позволить себе экономить на домашнем труде и увеличить тем самым свое свободное время, которое они отдают саморазвитию, самореализации, укреплению своего здоровья, карьерному росту. В этом смысле они лояльны по отношению к ресторанному бизнесу: у них есть свои любимые рестораны, места в этих ресторанах, зоны обслуживания; они ориентированы на авторскую кухню, на получение дополнительных услуг в данных заведениях.
Вместе с тем, достаточно активно, масштабно растет спрос на ресторанные услуги представителей среднего класса и даже категории малообеспеченных людей, которые стараются спорадически, эпизодически, провести приятное свободное время в ресторанах.
Так, они на основе использования кредитных ресурсов, займов проводят в этих заведениях свадебные мероприятия, юбилеи, дни рождения и так далее.
Данный рост ресторанного бизнеса можно объяснить такими обстоятельствами, как:
наблюдаемый общий рост благосостояния людей, как в общем по стране, так и в большинстве ее регионов;
дальнейшим развертыванием ресторанного бизнеса в стране, как универсального плана, так и эксклюзивного, связанного с удовлетворением дифференцированных потребностей особо требовательных клиентов;
ростом доступности ресторанных услуг, в силу удешевления исходного сырья, связанного с повышением эффективности логистики, транспортировки, использованием более совершенных технологий эксплуатации, извлечения полезности из экономических благ сельскохозяйственного происхождения;
активизацией, повышением интенсивности и развитием цифровых услуг в сфере ресторанного бизнеса;
нарастанием комплексности предоставление нюансированных услуг покупателям (в частности, это касается празднование детских праздников, детских дней рождений с использованием анимацией, уютного семейного отдыха и т.д.);
с явно недостаточным масштабированием, тиражированием национальной кухни, национальных форм обслуживания, дополнительных, сверх ресторанного бизнеса услуг.
с повышением уровня и качества безопасности в сфере ресторанной деятельности при обслуживании клиентов / потребителей / покупателей [32].
Так, со стороны ресторанного бизнеса известным формализмом отличается привлечение клиентуры, развитие ее лояльности, – поскольку предлагаемые им бонусы, программы, не имеют значимой экономической / материальной силы для покупателя / потребителя; явно недостаточна его ориентация на целевые аудитории (богатые; средний класс; случайные посетители; постоянные клиенты; также, явно недостаточно изучается мотивация клиентуры, которая предпочитает и питаться, и получить дополнительные услуги в сфере ресторанного бизнеса).
Последнее обстоятельство как представляется, связано с приходом в ресторанный менеджмент случайных людей, ориентированных на получение максимальной прибыли любой ценой, при низком качестве коммуникации. Далее, связанных с экономией на технике, оборудования, на качестве обслуживания клиентов, с явно недостаточным вложением прибыли развитие бизнеса, а также с противоречивым процессом вытеснения российского сегмента ресторанного менеджмента иностранным.
Анализируя российский сегмент ресторанного бизнеса в сфере общественного питания в России, следует подчеркнуть, что особого бума здесь не наблюдается, хотя востребованность этих услуг в настоящее время резко возрастает. Почему? Как представляется, это связано прежде всего с тем, что домашнее питание сегодня в России явно доминирует над общественным, данным тяжелым, рутинным трудом ежедневно занята в основном женщина, которая плюсом к этому еще и осуществляет целый комплекс услуг… Данное обстоятельство приводит к тому, что свободное время женщин в России, которое они могли бы потратить на укрепление своего здоровья, красоты, воспитание детей, развитие, саморазвитие, приходится тратить на вышеобозначенные цели / нужды. Не решает обозначенной проблемы и производство полуфабрикатов, которые используются женщинами в домашней кухне, поскольку большинство россиян не доверяют их уровню и качеству – их калорийности, структуре полезных элементов, чистоты приготовления, упаковки, условиям хранения, транспортировки и т.д. [34].
Также вызывает крайнее удивление и равнодушие деятелей ресторанного бизнеса в России к обеспечению полноценного, качественного своевременного питания занятых в общественном производстве – на заводах, фабриках, в сфере малого бизнеса, особенно информационных / цифровых технологий. В этой связи одним из возможных способов решения данной проблемы была бы оптимизация / интеграции крупного, среднего и малого ресторанного предпринимательства, в том числе с участием иностранных субъектов. Пожалуй, другой существенной проблемой в данной сфере является необходимость обеспечения и сохранения здоровья покупателей / потребителей ресторанных услуг. Так известно, что в частности в США использование фастфуда вызывает ожирение у его покупателей, рост заболеваний гипертонии, сердечно- сосудистых заболеваний, что приводит к не только росту смертности, но и к усилению финансовой нагрузки на социальное страхование и медицинское обслуживание.
Дифференциация сферы данного бизнеса безусловно является отрадной. Однако, тем не менее следует заметить, что их территориальное размещение, их локализация, время работы далеки от оптимальных, и явно не отвечают конкретным запросам потребителей / покупателей.
Так известно, что ресторанный бизнес стремится расположиться на территориях, где проживает обеспеченное население, которое способно согласиться на тарифы ресторанных услуг, однако получение прибыли в данной сфере возможно и за счет повышения проходимости в специализированных организациях ресторанного бизнеса, отвечая конкретным текущим запросам клиентов (быстрый перекус, здоровый образ жизни, экологичность и т.п.) [33].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Юрайт, 2021. – 304 с.
2. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2021. – 363 с.
3. Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2021. – 559 с.
4. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации: учебник / Е. С. Григорян. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
5. Диденко, Н. И. Международный маркетинг. Практика: учебник для вузов / Н. И. Диденко. – М.: Юрайт, 2021. – 406 с.
6. Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: учебник / Ю. Н. Егоров. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
7. Егоров, Ю. Н. Управление маркетингом: учебник / Ю. Н. Егоров. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 238 с.
8. Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика: учебное пособие для вузов / С. В. Карпова. – М.: Юрайт, 2021. – 181 с.
9. Карпова, С. В. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие для бакалавров / С. В. Карпова. – М.: Юрайт, 2019. – 408 с.
10. Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге: учебное пособие для вузов / Г. П. Кожевникова. – М.: Юрайт, 2021. – 444 с.
11. Коноваленко, В. А. Основы интегрированных коммуникаций: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2021. – 486 с.
12. Корнеева, И. В. Маркетинг: учебник и практикум для вузов / И. В. Корнеева. – М.: Юрайт, 2021. – 436 с.
13. Короткова, Т. Л. Управление маркетингом: учебник и практикум для вузов / Т. Л. Короткова. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Юрайт, 2021. – 242 с.
14. Маркетинг. Практикум: учебное пособие для вузов / под ред. С. В. Карповой. – М.: Юрайт, 2021. – 325 с.
15. Маркетинг: создание и донесение потребительской ценности: учебник / под ред. И. И. Скоробогатых. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 589 с.
16. Маркетинг-менеджмент: учебник и практикум для вузов / под ред. И. В. Липсица. – М.: Юрайт, 2021. – 379 с.
17. Международный маркетинг: учебник и практикум для вузов / под ред. К. Пецольдт. – М.: Юрайт, 2020. – 398 с.
18. Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг: учебник и практикум для вузов / В. Л. Музыкант. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Юрайт, 2021. – 475 с.
19. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – М.: Юрайт, 2021. – 374 с.
20. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – М.: Юрайт, 2021. – 219 с.
21. Основы маркетинга. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / под ред. С. В. Карповой. – М.: Юрайт, 2021. – 325 с.
22. Пашкус, Н. А. Стратегический маркетинг: учебник и практикум для вузов / Н. А. Пашкус. – М.: Юрайт, 2020. – 225 с.
23. Реброва, Н. П. Стратегический маркетинг: учебник и практикум для вузов / Н. П. Реброва. – М.: Юрайт, 2021. – 186 с.
24. Рыжикова, Т. Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик: учебное пособие / Т. Н. Рыжикова. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 288 с.
25. Рыжикова, Т. Н. Маркетинг: экономика, финансы, контроллинг: учебное пособие / Т. Н. Рыжикова. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 225 с.
26. Секерин, В. Д. Инновационный маркетинг: учебник / В. Д. Секерин. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 237 с.
27. Токарев, Б. Е. Маркетинг инновационно-технологических стартапов: от технологии до коммерческого результата / Б. Е. Токарев. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2020. – 264 с.
28. Фарахутдинов, Ш. Ф. Современные тенденции и инновационные методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие / Ш. Ф. Фарахутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 231 с.
29. Цахаев, Р. К. Маркетинг: учебник / Р. К. Цахаев. – 5-е издание. – М.: Дашков и К°, 2020. – 548 с.
30. Щепакин, М. Б. Экономика маркетинговой и рекламной деятельности: учебное пособие / М. Б. Щепакин. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 232 c.
31. Каким был 2021 год для ресторанного бизнеса. Итоги и новые реалии // https://place.lemma.ru/article/kakim-byl-2021-god-dlya-restorannogo-biznesa?ysclid=l2sv8mvlog.
32. Ресторанные итоги 2021 года: «Мишлен», икра и однотипные рестораны. И прогноз на 2022 год // https://www.afisha.ru/restaurant-news/restorannie-itogi-2021-goda-mishlen-ikra-i-odnotipnie-restorani-i-prognoz-na-2022-god/?ysclid=l2sv9n13x3.
33. Ресторанный бизнес: итоги года // https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/actual/restorannyy-biznes-itogi-goda/?.
34. Тренды ресторанного бизнеса 2022 // https://writegate.ru/trendy-restorannogo-biznesa-2022.html?.