Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Уставный капитал является основой деятельности публичного акционерного общества при его регистрации. По результатам деятельности компании при получении прибыли ее часть может быть направлена на выплату дивидендов акционерам. Аудит уставного капитала и расчетов с учредителями – это проверка правильности, полноты, законности и соответствующего документального оформления всех операций по формированию уставного капитала и выплаты дивидендов.
Особенность аудита основных документов коммерческой организации заключается в том, что, с одной стороны, он не несёт в себе каких-либо особых затруднений, с другой перед аудитором встаёт необходимость тщательной проверки расчётов с учредителями и правильности налогообложения по таким расчётам. Аудит учредительных документов – это проверка ключевых документов, на основании которых компания была создана и действует. С точки зрения закона, для акционерного общества, учредительным документом является Устав. Помимо устава, аудитором также проверяется учредительный договор, протоколы общих собраний учредителей и тому подобных соглашений, документация, касающаяся уставного капитала будущего акционерного общества и бухгалтерского учёта расчётов с его учредителями. При проверке учредительных документов часто выявляются ошибки и нарушения, которые могут привести как к незначительным, так и к очень существенным последствиям. Таким образом, из всего вышесказанного вытекает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение аудита учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с учредителями.
Для этого в работе должны быть выполнены следующие задачи:
рассмотреть современные направления развития аудиторской деятельности и ее роль в системе экономической безопасности;
изучить организация аудита учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с учредителями;
рассмотреть процесс проведения аудита учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с учредителями;
дать экономическая характеристика ПАО «Аэрофлот»;
обосновать организацию аудита учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с учредителями в ПАО «Аэрофлот»;
провести аудит учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с учредителями в ПАО «Аэрофлот».
Объектом исследования является ПАО «Аэрофлот».
Предмет исследования – учредительные документы, уставный капитал и расчеты с учредителями в ПАО «Аэрофлот».
В работе использованы как теоретические (анализ, синтез, классификация, сравнительный анализ, формализация, метод анализа литературы по теме), так и практические (описание, сравнение, табличный, графический) методы исследования. Для написания работы использовались учебные пособия, материалы периодических изданий, данные интернет-источников, документы компании ПАО «Аэрофлот».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, УЧЕТА УСТАВНОГО КАПИТАЛА И РАСЧЕТОВ С УЧРЕДИТЕЛЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Современные направления развития аудиторской деятельности и ее роль в системе экономической безопасности
Начало 21 века требует высокого уровня обеспечения экономической безопасности. Для этого большое значение имеет аудит, так как именно он дает ответ для правильного решения вопросов, от которых зависит возможность создания условий для экономического роста коммерческой организации. Чтобы компания работала правильно и эффективно, максимально используя свою полезность для себя и общества в целом, требуется очень высокий уровень знаний об основах контроля и науке управления коммерческой организацией.
Современное состояние аудиторской деятельности и проблемы, связанные с ее осуществлением, определены Концепцией дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее — Концепция). Как закреплено в самой Концепции, она представляет собой систему взглядов на развитие аудита до 2024 г.
Концепция называет итоги развития института аудита с момента его зарождения в России по настоящее время. Механизм функционирования рынка аудиторских услуг, который также имеет потенциал развития в будущем, сформировался [1]. Сформирована и нормативно-правовая база для осуществления аудиторской деятельности, однако, на наш взгляд, она должна быть еще более усовершенствована в будущем, во взаимоувязке с другими отраслями права, а внедрение международных стандартов аудита (МСА) на территории Российской Федерации должно быть подвергнуто еще большей адаптации и совершенствованию в будущем.
Важным результатом развития аудиторской деятельности является создание и деятельность профессиональных институтов аудиторов, а также формирование аудиторского рынка, который функционирует с условиями информационной открытости. Немаловажным итогом можно считать существование современной функционирующей системы регистрации индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, а также организационное оформление аудиторской профессии. Созданы системы профессиональной аттестации и внешнего контроля качества за осуществлением аудиторской деятельности, с возможностью воздействовать на тех аудиторов, которые нарушают всеобщие правила, нормы и требования [4].
Важными достижениями развития аудиторской деятельности также стали: создание системы общественного контроля, который по отношению к институту аудита является независимым, а также признание отечественного института аудита м его модели на международном уровне.
Если рассмотреть основные показатели рынка аудиторских услуг, то можно увидеть тенденции развития по таким показателям, как: количество аудиторских организаций, занятых в аудиторской деятельности, а также количество аудиторов, осуществляющих индивидуальную деятельность в Российской Федерации; распределение субъектов, занятых в данной деятельности по регионам (федеральным округам); распределение аудиторских организаций по России и другие важные показатели.
Аудит является независимой проверкой деятельности, цель которой состоит в проверке достоверности финансовой отчётности организации.
За последние три года стагнацию следует признать главной чертой рынка аудиторских услуг в России. Устойчивый спад наметился спустя несколько лет стабильного развития по всем показателям, непосредственно в год перехода на механизмы саморегулирования. Безусловно, мировой экономический кризис оказал свое воздействие, болезненно ударив абсолютно по всем отраслям экономики и стремительно сократив финансовый потенциал заказчиков аудиторских услуг. Аудиторам, находясь в зависимости от собственных клиентов, приходилось идти на уступки по ценовым предложениям и обучаться механизмам выживания в условиях ожесточающейся конкурентной борьбы [5].
Развитие и стабилизация доверия как делового сообщества, так и общества в целом к итогам оказания аудиторских услуг является главной задачей будущего развития аудиторской деятельности в России. При этом целевая модель компании, регулирования, надзора и реализации аудиторской деятельности основывается на современных международно общепринятых стандартах.
Одним из значимых факторов, определяющих развитие страны в целом, является рост спроса на аудиторские услуги. По мере нарастающей интеграции российских фирм в мировую экономику требования, предъявляемые к уровню и качеству аудиторских услуг, повышаются. На сегодняшний день унификация аудиторской деятельности, стандартизация абсолютно всех значительных факторов аудита и предоставления аудиторской информации считается одним из доминирующих направлений развития аудита в мире [5].
В плане финансовой отчетности Россия стремится к европейским показателям. Количество компаний, нуждающихся в действительно качественных услугах аудитора, ежегодно увеличивается, а число аудиторских организаций, за счет удорожания банковских кредитов для компании, роста стоимости обязательного аудита и т. д., существенно сокращается.
Государство, в настоящее время, ведет реестр саморегулируемых учреждений аудиторов, формирует политику и нормативно-правовое регулирование в аудиторской сфере, проводит анализ состояния рынка аудиторских услуг в России. Аудиторские организации, самостоятельно поддерживающие процесс регулирования в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральным органом по контролю и надзору, реализовывают внешний контроль качества деятельности аудиторских организаций [6].
Сектор международного аудита увеличивается быстрыми темпами. Его заказчики являются большими платежеспособными фирмами. При всем этом они желают совершенствовать не столько продукты и услуги, сколько систему внутреннего соблюдения порядка, управления, информационные системы, а также усилить свою личную прозрачность. Заинтересованность у подобных организаций вызывает получение квалифицированного заключения, составленного согласно международным нормам и подписанного известными составителями [6]. Прибыльность подобных услуг достигает 30%, и спрос в отдельных случаях превышает предложение.
В настоящее время в России одним из важных факторов является формирование рынка аудиторских услуг, которое характеризует развитие страны в целом. В связи с увеличением интеграции российских компаний в мировую экономику, ужесточаются требования предъявляемые компаниями к уровню и качеству аудиторских услуг. Несмотря на то, что число аудиторских организаций сокращается, можно сказать, что рынок аудиторских услуг развивается в полном смысле этого слова и находится в зависимости от состояния российской экономики в целом.
Аудиторская деятельность также тесно связана с обеспечением экономической безопасности организаций.
Каждый уровень иерархии научной теории аудита в определенной мере обеспечивает по-своему тот или иной сегмент экономической безопасности, т. е. такое состояние финансово-хозяйственной деятельности, которое способно защищать экономические интересы предприятия от внутренних и внешних угроз и вызовов, обеспечивать его эффективное функционирование. Экономические интересы заключаются в обеспечении прибыльности, конкурентоспособности, устойчивости к изменениям рыночной конкуренции и противодействии экономическим санкциям на политической основе. Экономическую безопасность обеспечивают оптимальная структура комплекса, продуктивность (способность выпускать нужное количество необходимого качества продукции), эффективность (способствует повышению уровня экономической безопасности), гибкость (способность быстро реагировать на конъюнктурные изменения), адаптивность (способность приспосабливаться к изменениям внешней среды) и информационная безопасность. В рамках аудиторской компании скапливается и анализируется значительный массив информации, представляющий интерес для промышленного и финансового шпионажа, и чем компания крупнее, тем выше угроза попадания ее конкурентам легальным или нелегальным путем.
Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.
Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:
терминология;
правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
деятельность аудиторских организаций;
обязательный аудит и конкурсы;
оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
аудиторское заключение;
квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
контроль деятельности аудиторских организаций.
Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступил в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).
Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав. К ним относятся: организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, организации, бухгалтерская отчетность которых включается в проспект ценных бумаг, кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп, головные организации банковских холдингов, страховые организации, общества взаимного страхования, организации профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), управляющие компании паевых инвестиционных фондов, управляющие компании негосударственных пенсионных фондов.
Одним из новых направлений развития аудиторской деятельности также является то, что установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
условия внесения сведений в этот реестр;
орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
порядок внесения сведений в реестр;
публичный характер реестра;
основания для отказа во внесении сведений в реестр;
основания для исключения сведений из реестра;
условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Следующее нововведение – установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации на финансовом рынке.
Правила те же, но речь также идёт о Реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям именно на финансовом рынке, которого ранее не было.
Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлено, что он с 2023 года ведет базы данных:
об аудиторских организациях на финансовом рынке – как лицах, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке;
их должностных лицах;
иных лицах, в отношении которых получает персональные данные.
Для аудиторских фирм введены новые обязанности:
предоставлять аудируемым лицам информацию о внесении сведений об аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО аудиторов);
вести сайт аудиторской организации;
раскрывать информацию о своей деятельности на сайте (ранее Совет по аудиторской деятельности лишь рекомендовал аудиторским организациям раскрывать информацию на своем сайте);
обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него (с 2023 г.);
обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Банк России и получать такие документы от него (с 2023 г.);
назначать руководителей аудита;
осуществлять взаимодействие с Банком России;
сообщать об отказе аудируемого лица – общественно значимой организации на финансовом рынке либо о своем отказе от проведения обязательного аудита в ЦБ.
Также расширен предмет аудита. Так, дополнительно предметом аудита определены:
бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» нормативными актами Банка России (ранее – не устанавливалась);
консолидированная финотчетность, предусмотренная ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (ранее – не упоминалась).
Нововведения коснулись и аудиторской тайны. Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Новой ст. 14.1 Закона об аудиторской деятельности предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским фирмам.
В связи с этим аудиторская организация не вправе:
передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну полученные сведения и документы;
разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме ЦБ и лица, которому оказывались аудиторские услуги (кроме случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и др. ФЗ (ранее такое требование не формулировалось).