Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы связана со следующими обстоятельствами. Юридическая защита инвалидов в нашей стране выступает приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации и представляет собой систему мер их поддержки, которые направлены на формирование равных с иными гражданами возможностей реабилитации и участия в жизни общества на основании со ст. 7 Конституции РФ. Большое увеличение количества населения с ограниченными возможностями и трудности их интеграции в разнообразные области общественной жизни поставило на повестку дня трудные и многообразные проблемы. Их решение требует как практического, так и научного анализа, который связан с надобностью реализации комплекса мероприятий по предоставлению инвалидам доступной среды обитания с учетом имеющегося законодательства и международных стандартов.
3 мая 2012 г. наша страна ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов 2006 г. в полном объеме (то есть без каких-либо изъятий). Данную Конвенцию можно обозначить всеобъемлющим кодексом прав инвалидов, так как она определяет права инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также имеет определения важных понятий, общие принципы и обязательства государств-участников. Ст. 28 Конвенции требует от всех стран-участниц обеспечить для инвалидов и их семей, государственную помощь для покрытия связанных с инвалидностью расходов, в том числе, надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход. Помимо этого, инвалиды обязаны получать пенсии, пособия и иные социальные выплаты, а также включаться в программы обеспечения государственным жильем.
В связи с этим возникает необходимость гармонизации отечественного законодательства о социальной защите и пенсионном обеспечении инвалидов в соответствии с требованиями международного законодательства. Как показывает анализ судебной практики, споры о пенсионном обеспечении инвалидов возникают довольно часто, что говорит о несовершенстве правового регулирования общественных отношений в указанной сфере.
Данные обстоятельства заставляют в очередной раз обратить внимание на особенности современного правового регулирования пенсионного обеспечения инвалидов в России.
Объектом курсовой работы выступает инвалидность, устанавливаемая в соответствии с законодательством РФ.
Предметом курсовой работы выступает законодательство РФ об инвалидности.
Целью курсовой работы является изучение понятия и порядка установления инвалидности.
Задачами курсовой работы выступают:
- дать понятие «инвалидности»;
- рассмотреть правовое регулирование инвалидности в России;9
- обозначить порядок установления инвалидности;
- выделить критерии и сроки установления инвалидности.
Методологическая основа исследования включает в себя общенаучные методы познания (анализ, синтез, моделирование, классификация, дедукция, обобщение) и частнонаучные методы (исторический и статистический).
Структура курсовой работы состоит введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНВАЛИДНОСТИ
1.1 Понятие «инвалидности»
Статья 7 Конституции РФ провозгласила нашу страну социальным государством, политика которого нацелена на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное становление личности.
Необходимо иметь в виду, что под достоинством понимается публично-правовая, а также конституционная и международно-правовая ценность, которая универсальна по своему характеру и которая стоит в одном ряду с такими базовыми ценностями, как свобода, жизнь, здоровье и безопасность личности .
Основной приоритет нашего государства - это выполнение социальных обязательств перед гражданами. Несмотря на экономические трудности, в настоящее время предпринимаются меры по социальной поддержке граждан, сохраняется традиционный статус социального государства.
Как показывает практика, социальные приоритеты всегда были в центре внимания государства. При формировании бюджетов страны, в весьма сложные для России годы, проводилась принципиальная линия на сохранение этих приоритетов. И какие бы трудности ни обрушивались на российскую экономику, делалось максимум возможного, чтобы кризисные штормы и бури не нарушили социальную стабильность в государстве, чтобы не пострадали граждане России и прежде всего дети, инвалиды, ветераны. Именно из так называемых кризисных бюджетов был рожден материнский капитал, повышены пенсии, решены вопросы жилья для ветеранов и расширены льготы для инвалидов.
Таким образом, в стране сохраняется принцип социальных гарантий, который предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг, и государственная политика концентрируется на воплощении правовых норм, зафиксированных в Конституции РФ, что служит основой консолидации общества. Роль государства в защите уязвимых групп населения возрастает, функция социального обслуживания льготных категорий граждан становится все более разнообразной и качественной.
Трактовка понятия «инвалид» в российском законодательстве может быть осуществлена посредством как определения правового статуса отдельной категории населения, так и обозначения соответствующих юридических фактов .
В первом случае положения ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к инвалидам относят лиц, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость их социальной защиты.
Во втором случае истолковывать понятие «инвалид» можно также и посредством анализа понятия «инвалидность», закрепленного в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» , в соответствии с нормами которого инвалидность представляет собой социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящую к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Трансформация понятия «инвалид» в настоящее время должна быть обусловлена прежде всего присоединением Российской Федерации к Конвенции ООН о правах инвалидов и, как следствие, переходу страны к правозащитной модели инвалидности.
В данной связи следует отметить, что переходу Российской Федерации к правозащитной модели инвалидности, в частности, способствуют:
1) закрепление нормами Закона о выполнении Конвенции основы для установления и развития в Российской Федерации антидискриминационного законодательства ;
2) наделение на конституционном уровне Правительства Российской Федерации полномочиями в области обеспечения функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации ;
3) регламентация вопросов оказания ранней помощи ;
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - № 48. - Ст. 4563.
3. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ. - 07.05.2012. - № 19. - Ст. 2280.
4. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ. - 08.12.2014. - № 49 (часть VI). - Ст. 6928.
5. Федеральный закон от 07.06.2017 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 12.06.2017. - № 24. - Ст. 3485.
6. Федеральный закон от 05.12.2017 № 392-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Собрание законодательства РФ. - 11.12.2017. - № 50 (Часть III). - Ст. 7563.
7. Федеральный закон от 29.12.2017 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 01.01.2018. - № 1 (Часть I). - Ст. 60
8. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. - 16.03.2020. - № 11. - Ст. 1416.
9. Указ Президента РФ от 06.05.2020 № 313 (ред. от 30.07.2020) «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» // Собрание законодательства РФ. - 11.05.2020. - № 19. - Ст. 2977.
10. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 26.11.2020) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ. - 27.02.2006. - № 9. - Ст. 1018.
11. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 12.09.2016. - № 37. - Ст. 5510.
12. Постановление Правительства РФ от 16.10.2020 № 1697 (ред. от 17.02.2022) «О Временном порядке признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ. - 26.10.2020. - № 43. - Ст. 6790.
13. Постановление Правительства РФ от 24.10.2020 № 1730 (ред. от 17.02.2022) «О Временном порядке установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разработки программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания» // Собрание законодательства РФ. - 02.11.2020. - № 44. - Ст. 6988.
14. Приказ Минтруда России от 14.12.2017 № 847 «Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - № 1. – 2018.
15. Приказ Минтруда России от 27.08.2019 № 585н (ред. от 06.10.2021) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2019 № 56528) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, дата обращения 08.05.2022.
16. Приказ Минтруда России от 28.11.2019 № 742н (ред. от 17.11.2020) «Об утверждении Порядка установления причин инвалидности» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2020 № 57579) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 09.05.2022.
17. Информация Росздравнадзора «Информация для граждан по вопросам медико-социальной экспертизы» // Сайт https://roszdravnadzor.gov.ru по состоянию на 09.05.2022.
18. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 08.05.2022.
Научная и учебная литература
19. Как оформить инвалидность? // Азбука права: электрон. журн. 2022.
20. Рочева Я.С., Свинцов А.А., Радуто В.И. Термин «инвалид» с позиций современной модели инвалидности // Социальное и пенсионное право. 2021. № 2. С. 38 - 44.
21. Рыбкова К.О. Об актуальных проблемах деятельности органов государственного управления в сфере защиты прав инвалидов в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2018. № 4. С. 79 - 82.
22. Стремоухов А.В. Внутригосударственная имплементация международно-правовой защиты прав человека // Международное публичное и частное право. 2013. № 3. С. 17 - 19.
23. Умнова И.А., Стальнова А.С. Конституционный принцип уважения достоинства человека: общие подходы в правопонимании и российская конституционная практика // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 10. С. 15 - 20.
24. Шестаков В.П., Свинцов А.А., Чернякина Т.С., Радуто В.И. Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2019. № 2. С. 37 - 42.