Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является разрушительной силой для растущего человека. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И, хотя проявления школьной дезадаптации на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются наиболее губительными.
Выводы многих известных педагогов и психологов, результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками поступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния, отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания.
Личность развивается формируясь. Формообразование личности начинается в раннем детстве. Возникнув как способ ответа ребенка на неблагоприятные социальные воздействия, эти психологические новообразования постепенно обретают собственную логику развития. Их становление продолжается и при отсутствии некогда вызвавших их условий. Более того, сама личность начинает создавать среду, способствующую доминированию отрицательных качеств в личностной системе, приводящих к дальнейшему искажению «формы личности». [11]
Особым, наиболее важным, влияющим на формирование школьной дезадаптации, является, межличностные отношения и психологический
климат в семье, тип преобладающего воспитания.
Цель: Изучение дезадаптации младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебная деятельность младшего школьного возраста.
Предмет исследования: дезадаптация младших школьников.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Рассмотреть особенности дезадаптации младшего школьного возраста.
3.Исследовать причины дезадаптации младшего школьного возраста.
Методы исследования:
• Методика «Экспертная оценка адаптированности ребёнка к школе» (экспертная оценка родителей) В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина; Схема изучения социально – психологической адаптации ребенка в школе (экспертная оценка учителя) Э.М. Александровской Социометрия: тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” О.А. Ореховой
• Структура работы включает: введение, 2 главы, заключение, литературу, приложение.
ГЛАВА 1 ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ, КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие дезадаптации в психологии
Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды[1].
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. [11]
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся неполной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить, как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. [7]
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: [6]
1) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
2) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения. Оценка личностных качеств, окружающих как фактора, привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора, отталкивающего — с её нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие. [11]
Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной учебной и профессиональной деятельности [7]
Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.
Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть, как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.
1.2 Адаптация к процессу обучения
В современной школе заметна проблема увеличения количества детей, у которых процесс адаптации к школьному обучению проходит со значительными трудностями. Для того, чтобы помочь детям преодолеть трудности адаптации, необходимо знать особенности этого процесса.
В концепции А. В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент в становлении личности, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего развития [8].
Социально-психологичская адаптация представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности и связана с изменениями статуса индивида. Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологич ских механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.
Социальная адаптация включает: [12]
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
2.Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
3.Жегульская, Ю. В. Социальная адаптация лиц с нарушениями социализации. Сущность, виды, факторы социализации и социальной адаптации: учебное пособие / Ю. В. Жегульская. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры [изд.], 2018. – 116 c. –
4.Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 178 с. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация: монография / И. А. Коробейников. – Москва; Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 192 c.
5.Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация: монография / И. А. Коробейников. – Москва; Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 192 c.
6.Костин, И. А. Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра: монография / И. А. Костин. – Москва: Теревинф, 2019.
7.Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 307 с.
8.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
9.Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности: Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.
10.Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.
11.Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога: практическое пособие / Е. И. Рогов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
12.Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2018. 384 с.
13.Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие / И. В. Дубровина [и др.]; под редакцией И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.
14.Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 224 с.
15.Цаболовой Я.Э. Организация работы учителя с неуспевающими школьниками как фактор повышения качества обучения / Я.Э. Цаболова // Наука через призму времени. - 2018. - № 12 (21). - С. 284-287.