Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из приоритетных целей социальной адаптации и интеграции в
общество детей с интеллектуальным недоразвитием в теории и практике
специального образования выделяется подготовка к труду. Она направлена
на достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в
обществе.
На протяжении всей истории организации педагогической работы с
детьми с интеллектуальным недоразвитием вопросы трудового воспитания и
обучения этой категории учащихся привлекали внимание теоретиков и
практиков олигофренопедагогики. Прежде всего, рассматривалась роль труда
как средства развития отдельных личностных качеств и формирования
навыков самообслуживания. Особое внимание уделялось и уделяется
разработке дидактических положений об использовании труда в обучении и
воспитании детей с ОВЗ как средства коррекции их психического и
физического развития. Вопросы трудового обучения и воспитания учащихся
коррекционной школы рассматриваются как социальная проблема.
Одна из основателей советской экспериментальной патопсихологии
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать
как важнейший фактор формирования личности. По отношению к детям с
неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет
собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное
средство [14, стр. 56]. Автор подчеркивает, что труд оказывает влияние на
формирование волевой и эмоциональной сферы умственно отсталого
ребенка.
Исследователь в олигофренопедагогики Шинкаренко В.А. указывает,
что в системе трудового воспитания важную роль играет воспитание
трудолюбия. Его развитию способствует формирование социально ценных
мотивов, воспитание интереса к труду [16, стр. 37]. Автор считает, что важно
4
научить детей преодолевать возникающие трудности, сформировать у них
желание преодолевать эти трудности[16, стр. 38].
Знаменитый русский дефектолог В.П. Кащенко обосновал роль труда в
коррекции аномального ребенка: «Трудовая деятельность ребенка является
источником не только его профессионального образования, но и социального
воспитания» [11, стр. 86].
Таким образом, многие ученые, педагоги – исследователи
рассматривали вопросы трудового воспитания, но, в психолого-
педагогической литературе недостаточно информации о путях
совершенствования системы трудового воспитания умственно отсталых
детей.
Цель курсовой работы – выявление путей совершенствования системы
трудового воспитания умственно отсталых детей.
Объект исследования – трудовое воспитание в системе учебно-
воспитательной работы для детей с умственной отсталостью.
Предмет исследования – структура и содержание системы трудового
воспитания детей с недоразвитием интеллекта.
Для достижения поставленной цели определен ряд задач:
Рассмотреть трудовое воспитание в системе учебно- воспитательной
работы для детей с умственной отсталостью
Изучить структуру и содержание системы трудового воспитания детей
с недоразвитием интеллекта.
Раскрыть пути совершенствования системы трудового воспитания
умственно отсталых детей.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Курсовая работа структурирована в введение, три главы, заключения,
списка используемых источников.
5
1. Трудовое воспитание в системе учебно-воспитательной работы
для детей с умственной отсталостью
Трудовое воспитание в коррекционной школе VIII вида - это не просто
один из предметов школьного курса. Его цель гораздо шире, и влияние на
будущую судьбу студентов трудно переоценить. Целью трудового обучения
в специальной (коррекционной) школе является создание условий для
приобретения и развития учащимися с интеллектуальным недоразвитием
знаний и навыков в области трудового обучения, повышение уровня
познавательной активности, развитие у учащихся способности сознательно
регулировать трудовую деятельность, выявление и развитие индивидуальных
особенностей, предрасположенностей к каждого ученика к определенному
виду деятельности (профориентация).
К основным задачам относятся воспитание любви к труду и уважения к
людям труда; формирование трудовых навыков у студентов в процессе учебы
и общественно полезного труда; мотивация к осознанному выбору профессии
и получению начальной профессиональной подготовки. Работа в этом
направлении - гарантия того, что дети смогут в будущем получить хорошую
профессию, адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни в обществе.
Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения
позволяет подготовить большинство выпускников специальной
(коррекционной) школы к работе в квалифицированных трудовых
профессиях, предъявляющих определенные (более высокие, чем при
неквалифицированном труде) требования к интеллектуальным способностям
работника. Это накладывает особую ответственность на преподавателей
трудового обучения.
Вы можете учить по-разному. Вы можете часами учить ребенка
выполнять одну и ту же операцию, тренировать один и тот же навык
выполнения стандартного изделия. Это будет тренинг по ремеслу. И можно
поставить воспитание совершенно по-другому. Его можно организовать так,
6
чтобы он был связан с изучением материала и инструмента, чтобы ребенку
стало понятно: для использования разных материалов нужны разные
инструменты, а также зачем нужен тот или иной продукт, где и как его
можно использовать. Сегодняшние первоклассники пополнят ряды
производственников в 9-11 лет. Поэтому школа, начиная с первого года
обучения, должна обеспечивать учащимся всестороннюю подготовку,
включающую формирование общих трудовых компетенций,
психологическую подготовку к труду, развитие через труд всех сфер
личности ребенка: сенсорно-перцептивной, психомоторной, когнитивной,
эмоционально-волевой, коммуникативной, духовной и моральный,
творческий.
В связи с этим все задачи трудового обучения и воспитания
подрастающего поколения можно объединить в четыре блока:
1. Политехническая подготовка студентов к работе.
2. Психологическая подготовка студентов к работе.
3. Всестороннее развитие учащихся в трудовой деятельности.
4. Практическая подготовка студентов к производительной работе.
Политехнический принцип в обучении предполагает ознакомление
студентов с:
- объект труда (обрабатываемые материалы),
- инструменты (инструменты),
- трудовая деятельность человека (работа с инструментами),
- продукт труда (готовый продукт).
Важной задачей учителя следует считать систематическое
ознакомление детей с инструментами (ножницы, нож, игла, отвертка, лобзик
и т.д.), методами работы с ними и безопасными условиями их использования.
Изучение техники работы с ручными инструментами следует рассматривать
как основу для изучения станков. Не менее важной задачей является
ознакомление студентов с технологической последовательностью любого
продукта.
7
Она включает в себя несколько этапов:
- чертеж будущего изделия;
- последовательность изготовления;
- необходимые материалы и инструменты.
Говоря о технологическом процессе, учитель указывает на то, что в
производительном труде все - и предмет труда, и орудия труда, и
деятельность человека в труде - объединяются в продукте труда, в готовом
продукте, который приносит пользу окружающим его людям, обществу.
Психологическая подготовка студентов к производительному труду
предполагает формирование положительного отношения к трудовому
обучению, интереса к производственным профессиям, развитие навыков
трудовых процессов, создание условий для успешного овладения трудовыми
навыками.
Психологическая подготовка к работе предусматривает развитие и
совершенствование таких психических процессов, как сенсорное познание,
психомоторные навыки, внимание, мышление, эмоции, воля. Самое главное в
работе - это визуальная ориентация. Отличным средством развития
зрительного внимания является выполнение аппликаций из цветной бумаги и
ткани, работа с натуральными материалами. Восприятие пространственных
отношений, формы и размера объектов, расстояний между ними,
соотношений частей и деталей объектов имеет большое значение в работе.
Работы по изготовлению трехмерных объектов из картона, природных
материалов и пластилина могут быть активным средством воспитания
правильных пространственных представлений у детей младшего школьного
возраста. Значительную роль в работе играет кинестетическая ориентация,
осуществляемая с помощью кожных и суставно-мышечных рецепторов.
Кинестетическая ориентация у младших школьников формируется при
работе с бумагой и картоном, тканью, глиной и пластилином, природными
материалами с различной структурой поверхности. Кинестетические
ощущения развиваются у детей в процессе определения характера
8
поверхности материалов, их пластичности, твердости, вязкости и т.д. Любая
производственная операция выполняется с помощью движений различных
групп мышц, контролируемых сознанием. Мышечная работа в процессе
целенаправленной трудовой деятельности влечет за собой качественные
функциональные изменения в клетках, повышая их эффективность.
Систематическая трудовая деятельность вместе с мышцами укрепляет
костную систему. В процессе работы усиливается кровообращение и
учащается дыхание. Во время посильного физического труда ребенок дышит
глубже, его сердце и легкие работают на полную мощность, происходит
интенсивное обогащение всего организма кислородом, устраняются
застойные явления во всем организме, в том числе и в головном мозге.
Общеизвестный факт: развитие мелкой моторики пальцев влияет на общее
интеллектуальное развитие. Труд является активным средством умственного
развития личности и обусловлен полнотой богатого политехнического
содержания. Относительно высокие возможности развития мыслительных
процессов на уроках труда объясняются еще и тем, что при решении рабочей
задачи учащиеся действуют в соответствии со своими желаниями, а не
только выполняют волю учителя.
С самых первых лет обучения школа должна психологически
подготовить ребенка к участию в общественно полезном труде. Этот
психологический тренинг направлен на развитие моральных,
интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека,
необходимых для творческой работы. В процессе его формирования
положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и
заинтересованность в овладении определенной профессией в сочетании с
практическими занятиями помогают сформировать новое отношение к труду.
Известно, что для любой работы необходимо обладать целым набором
навыков. Во время формирования трудовых навыков ученику сначала
показывают образцы работы, приемы ее выполнения, и он, подражая
учителю, осваивает автоматизированное действие - навык выполнения той
9
или иной операции, который необходим при овладении любой профессией.
Но если бы мы остановились только на этом, то трудовой процесс и его
влияние на личность были бы обеднены. Очень важно развить в ребенке
желание привносить новое в свою работу, проявлять креативность и
самостоятельность, только тогда работа захватывает мысли и чувства
человека, доставляет ему настоящее удовольствие.
Творческий подход к бизнесу требует больших умственных усилий,
основанных на изучении, сборе и обобщении опыта.
Производственный труд в современных условиях требует сочетания
физических и умственных усилий. Поэтому усвоение основ науки и развитие
познавательных способностей студента имеет большое значение в
психологической подготовке к работе. В процессе обучения необходимо
пробудить в детях стремление к знаниям, вооружить их необходимыми
навыками для изучения действительности.
На основе сочетания теоретических знаний и практических навыков
формируются правильные представления о природе и обществе,
формируется отношение к жизни, определяется дальнейший жизненный
путь. Изучая Конституцию, историю, географию, литературу, учащиеся
начинают понимать, насколько велико значение труда в жизни человеческого
общества, они узнают, что в нашей стране труд бесплатный и человека труда
уважают. Изучая биографии выдающихся ученых и писателей, дети узнают,
как люди, не щадя своей жизни, боролись за победу нового над старым, за
счастье всех людей на земле. Наши студенты убеждены, что преподавание
помогает им овладеть своей будущей профессией, участвовать в
общественно полезном труде. Учитель стремится показать ученикам, что вся
нация заинтересована в их знаниях, поскольку общество нуждается в
образованных и культурных людях, способных использовать все достижения
науки и техники на благо народа.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников:
1. Антипов В.И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной
школе. - М., 2008.
2. Архипкина Л.И. Работа по профориентации во вспомогательной
школе интернате.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.-
2000.
4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2008.
5. Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном
развитии. Красноярск- 2003.
6.Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе:
тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины,
ярмарки) - Волгоград: Учитель- 2007.
7. Васенков Г.В. Проблемы развития трудовых возможностей учащихся
вспомогательных школ//Сб.Социальная защита детства,вып.6.М.:ГОМЦ
Школьная книга-2001.
8.Вопилова И.В. Комплексный подход к трудовому воспитанию
учащихся вспомогательной школы.
9. Воронкова В.В. Воспитание и воспитание детей во вспомогательной
школе.
10. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.-
М., 2006.
11. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной
школы к профессиональному труду. 2009.
12. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной
школе. М., 1969.
13. Дефектология, 1983 №1. Возможности трудовой подготовки
глубоко отсталых учащихся.
47
14. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - 2-
е изд., с изм. - М.: Школьная пресса- 2006.
15. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной
школе.М.-2000.
16. Дьячкова А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. -
М., 1965.
17. Епифанцева Т.В. Настольная книга педагога- дефектолога. Ростов -
на-Дону ЕНИКС- 2005г.
18. Жиднина М.В., Кузьмина Н.Н. Ручной труд в специальной
(коррекционной) школе VIII вида.- М., Просвещение.- 2008.
19. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные
учреждения. - М., 2007.
20.Иванова, О. Л. Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках
технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида / О. Л. Иванова,
Е. А. Михайлов, Е. А. Михайлова. - Текст : непосредственный // Молодой
ученый. - 2014. - № 17 (76). - С. 481-483.
21. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1992.
22. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями
интеллекта. М.-2006.
23. Мозговой В.М. Коррекционно-развивающая направленность
обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Межвузовский
сборник научных трудов. - М., 2007.
24. Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. -
М., 1980.
25. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на
занятиях и дома.- М.,Изд. Телевинф.- 2006.
26. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М., 2002.
27. Петров В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-
олигофренов.М.:Педагогика,2002.
48
28.Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в
развитии.- М., Изд.Владос.- 2009.
29.Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ОВЗ в семье.- М.: Аркти,
2007.
30.Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с У.О.- М., Изд.
Энас.- 2009.
31. Рубинтейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.,
1986.
32. Чуркина А.И. Трудовое воспитание во вспомогательной школе. -
М., 2008.
33. Шинкаренко В.А. Трудовое воспитание и воспитание учащихся
вспомогательной школы. - Минск, 2009.