Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проявляется интерес к культуре средневековья и готическому стилю, как к периоду в развитии средневекового искусства, что обусловлено чрезвычайно высоким ценностным и смысловым потенциалом эпохи.
XIX век, заинтересованный ломкими силуэтами готических построек, отвечающими эстетическим предпочтениям переломной эпохи декаданса, не только начинает изучать средневековое искусство, но и активно заимствует технические и стилистические приемы, методы работы средневековых мастеров.
Готика проникла в Англию в последней четверти XII в. и за Ла-Маншем приобрела ярко выраженное национальное своеобразие. Главным средоточием соборного строительства оставались крупные аббатства. Характерные особенности английской готики обозначились рано. Уже Кентерберийский собор, перестроенный после пожара 1174 г., являл ряд существенных отличий от французских прототипов. Они обнаружились в плане: здание имеет два трансепта, один из которых короче другого. Сдвоенный трансепт стал впоследствии отличительной чертой соборов в Линкольне, Уэлсе, Солсбери.
Романские традиции оказались в Англии стойкими. Старые соборы были вместительны и не требовали коренной перестройки, на старое ядро надевали лишь новые готические «одежды» (восточная часть собора в Глостере, собор в Винчестере). Усилия английских зодчих сосредоточивались не столько на конструктивной, сколько на декоративной стороне нового искусства. Пространство английских соборов долгое время оставалось расчлененным: хор, нефы, трансепт были обособлены, горизонтальные членения преобладали над вертикальными.
Готический стиль, один из самых противоречивых и оригинальных, до сих пор вызывает неослабевающий интерес со стороны искусствоведов, культурологов, художников и историков. Готика с эпохи Ренессанса и до конца XVIII - начала XIX веков ассоциировалась с варварским наследием, отрицающим законы красоты и целесообразности, несмотря на то, что в скандинавских странах она просуществовала до XVII, а в Англии ее рецидивы проявлялись на протяжении XIX столетия.
Объект исследования: архитектура готического стиля.
Предмет исследования: готические соборы.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности английской готической архитектуры.
Задачи:
- определить возникновение готического стиля.
- охарактеризовать этапы развития и особенности готического стиля в Англии.
- выявить специфику английского готического стиля.
- исследовать характеристики английского готического стиля.
- проанализировать готическую архитектуру в Англии.
Теоретико-методологический потенциал исследования основывается на компаративистском методе и методе системности, применение которых позволило сопоставить различные подходы к готическому стилю в Западной Европе. Сравнительный метод использовался для выявления особенностей готического стиля в странах западной Европы. Теоретической основой исследования послужили научные труды по культурологии.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ
1.1 Возникновение готического стиля
Готика в живописи пришла на смену романскому стилю. Термин «готика» ввел в употребление итальянский художник и искусствовед Джорджо Вазари при определении периода между Средневековьем и эпохой Возрождения. Движущей силой творчества архитекторов и живописцев периода готики выступало христианское мировоззрение, пронизывающее все сферы жизни людей той эпохи. Готический стиль развивался во всех видах искусства под сильным влиянием церкви.
Готика появилась во Франции, а датой рождения готического стиля принято считать 14 июля 1140 года. Именно тогда началось обновление церкви в бенедиктинском аббатстве Сен-Дени, служившем усыпальницей королей в эпоху Меровингов. В ходе реконструкции монастыря впервые были реализованы характерные элементы готической архитектуры - нервюрные своды, которые затем стали отличительной чертой всех зданий, построенных в этом стиле[5, c 57].
Готический стиль пришел на смену строгому романскому стилю примерно в XII веке и захватил практически всю Европу от запада до некоторых территорий на востоке. Традиционно термин "готика" используется по отношению к архитектурным постройкам, хотя влияние этого стиля можно увидеть в скульптурах, живописи, орнаментах и даже костюмах тех времен.
В архитектуре стиль готика коснулся в первую очередь строительства религиозных зданий - церквей, храмов и монастырей. Этот стиль разительно отличался от романского с его лаконичными фасадами, массивными стенами, округлыми арками и минимумом декоративных деталей. Постройки в готическом стиле имели заостренные линии, высокие и узкие башни, а также чрезвычайно богато украшенный фасад с резными элементами. В готике используются вертикальные линии, и все постройки как бы стремятся стрелами вверх, к небу.
Яркий и запоминающийся готический стиль сложился не сразу, а прошел несколько этапов. Специалисты выделяют раннюю готику, зрелую (или высокую) и позднюю (пламенеющую).
К ранней готике относят самые первые постройки в зарождающемся стиле. Историки даже выделили сооружение, давшее начало этому захватившему Европу на несколько веков архитектурному стилю. Первым готическим монастырем стал Сен-Дени, строившийся по проекту аббата Сугерия. Им были убраны многие лишние опоры и массивные стены, что сделало монастырь Сен-Дени гораздо более легким и воздушным по сравнению с церковными крепостями в романском стиле.
Несколько веков готический стиль использовался для строительства изящных храмовых комплексов, но со временем он утратил свое значение. На смену готике сначала в Италии, а потом и во всей Европе пришел стиль ренессанс. Считается, что конец эпохи готики пришелся на XVI век.
Готический стиль сложился главным образом благодаря новому подходу к строительству сводов. Во времена романского стиля использовались цилиндрические своды, для которых необходимы массивные стены. С изобретением крестовых сводов появилась возможность строить легкие и как будто невесомые сооружения, что и дало основу готики[11].
Главная особенность стиля - обилие вертикальных линий и стремление в высоту. Для готических храмов характерно использование узких высоких окон, стрельчатых арок, ажурных конструкций и витражей.
Распространение готического архитектурного стиля с его ажурными орнаментами и большими окнами повлекло изменения в отделке церквей. Характерные для романики фрески стали вытесняться витражами и мозаикой, а живопись в храме - играть подчиненную роль. Новые требования к росписи стен привели к тому, что художники заимствовали мотивы из архитектурных элементов и дополняли картины орнаментами, которые служили продолжением нервюрных сводов.
Готика в живописи появилась на несколько десятилетий позднее, чем в архитектуре. Направление развивалось на фоне политической нестабильности, которая была характерна для Европы периода раннего Средневековья. Изменения происходили и в католической церкви - большая часть еретических сект была уничтожена, одновременно возросло влияние нищенствующих монашеских орденов, призывающих прихожан к братской любви и аскетизму.
1.2 Этапы развития и особенности готического стиля в Англии
Готика зародилась во Франции, а уже затем перекинулась через Ла-Манш и стала развиваться на берегах Туманного Альбиона. За свою многовековую историю английская готическая архитектура прошла три этапа развития, и имеет собственные конструктивные особенности.
Отличия в соотношениях по высоте и длине в архитектурных сооружениях Англии и Франции стали, определяющим фактором в развитии английского архитектурного творчества в период позднего средневековья, творчества, которому мы обязаны многими великолепными памятниками. Сложившуюся культуру храмостроения в Англию принесли норманны-
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамчик М.В. Архитектура. Краткий справочник / М.В. Адамчик – М.: Харвест., 2015. – 624с.
2. Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учебное пособие / Н.В. Бирюкова. - М.: Инфра-М, 2018. - 128 c.
3. Вачьянс, А.М. Вариации прекрасного. Западноевропейское Средневековье / А.М. Вачьянс. - М.: Айрис-пресс; Издание 2-е, испр., 2014. - 136 c.
4. Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир. - Москва: РГГУ, 2019. - 352 c.
5. Виолле-ле-Дюк, Э.Э. Архитектура. Всемирная история архитектуры / Э.Э. Виолле-ле-Дюк. - М.: АСТ, 2010. - 304 c.
6. Гельфонд, А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учеб, пособие. Допущено Министерством образования РФ / А.Л. Гельфонд. - Москва: «Архитектура-С», 2016. - 280 с.
7. Гнедич П.П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. В 3 т. - М.:1. ОЛМА-ПРЕСС. 2017. - 87с.
8. Губарева М.В., Низовский А.Ю. 100 великих храмов мира / М.В. Губарева, А.Ю. Низовский - М.: Вече, 2020. - 512с.
9. Муратова К. М. Мастера французской готики Х11-Х111 веков. Искусство, М.,2018. - 123 с.
10. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика. 2014. - 336с.
11. Прокопенко, Н.И. История архитектуры и строительной техники: Учебное пособие / Н.И. Прокопенко. - СПб.: Лань, 2016. - 576 c.
12. Саксон, Р. Атриумные здания: Пер. с англ. / Р. Саксон; Под ред. В.Л. Хайта. - М.: Стройиздат, 2007. - 136 с
13. Соловьев, А. К. Архитектура зданий. Учебник / А.К. Соловьев, В.М. Туснина. - М.: Academia, 2014. - 336 c.
14. Ткачев, В.Н. История архитектуры / В.Н. Ткачев. - М.: Альянс, 2016. - 272 c.
15. Чинг, Ф.К. Всемирная история архитектуры. Сооружения всех стран и континентов за 6000 лет: От IV тысячелетия до н.э. до наших дней / Ф.К. Чинг, М.М. Яржомбек; Пер. с англ. А. Кулаков. - М.: АСТ, Астрель, 2016. - 784 c.
16. Шуази, О. Всеобщая история архитектуры / О. Шуази; Пер. с фр. Н.С. Курдюков, Е.Г. Денисова. - М.: Эксмо, 2012. - 704 c.
17. Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко. - М.: СПб: Алетейя, 2013. - 256 c.