Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире деятельность сотрудников органов внутренних дел постоянно находится под угрозой, а его жизнь и здоровье подвергается риску. Преступники часто оказывают открытое сопротивление сотрудникам полиции, угрожают им. При этом правонарушители финансово обеспечены, достаточно обра¬зованы, технически оснащены и специально вооружены. Они используют современ¬ные технологии и имеют высокий уровень физиче-ской подготовленности. Поэтому, зачастую, ежегодно от рук правонаруши-телей гибнут десятки сотрудников органов внутренних дел, сотни получают травмы, но при этом, сотрудники, все равно рискуя своей жизнью, продол-жают нести службу в рядах правоохранительных органов.
Работа сотрудников полиции неразрывно связана с применением фи-зической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Необходи-мость такого применения вы¬текает из специфики осуществляемых данной го-сударственной структурой функций: с одной сто¬роны, жизнь и безопасность должностных лиц органов внутренних дел и иных лиц нередко нахо¬дится под угрозой, с другой стороны, в процессе поддержания общественного по-рядка и борьбы с преступностью возникают ситуации, когда ис¬пользование исключительно «несиловых» мер не представляется возможным.
Однако применение силы и оружия сотрудни¬ками полиции связано с повышенной степенью опасности для окружающих лиц, в связи с чем на¬лицо необходимость четкой регламентации осно¬ваний, порядка и условий данного полномочия. Очевидно, что должностные лица по поддержа¬нию правопо-рядка могут применять силу и ору¬жие только в случае крайней необходимо-сти и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей, при надлежащем уважении прав человека, а также имея соответствующую теоре-тическую и практическую подготовку. Данное по¬ложение быть положено в основу право¬вого регулирования применения сотрудниками полиции силы и огнестрельного оружия.
Актуальность темы состоит в существовании проблем, которые возни-кают у сот¬рудников полиции при применении средств принуждения, которые требуют решения. Поэтому стоит необходимость в разработке рекомендаций и совершенст¬вовании существующих требований для формирования эффек-тивной реализации физических способностей и быстроты принятия решений в реальной обстановке при задержании правонарушителей.
Объектом исследования являются общественные отношения, склады-вающиеся в области применения и правового регулирования применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огне-стрельного оружия.
Предмет исследования – нормы, закрепляющие правовые основы и порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Целью данной работы является комплексный анализ правового регу-лирования применения сотрудниками полиции физической силы, специаль-ных средств и огнестрельного оружия.
Задачи исследования:
- исследовать право сотрудников полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
- рассмотреть общий порядок применения физической силы, специ-альных средств и огнестрельного оружия;
- выявить особенности применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при задержании;
- проанализировать актуальные проблемы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудником полиции в ходе решения оперативно-служебных задач.
Методы исследования. Работа выполнена с помощью методов: диалек-тического, логического, формально-юридического, анализа и синтеза.
Структура исследования предопределена кругом рассматриваемых вопросов и включает введение, две главы, заключение и список использо-ванных источников.
1.ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ: ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Право на применение физической силы, специальных средств и ог-нестрельного оружия
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) сотрудники по-лиции вправе применять физическую силу, специальные средства и огне-стрельное оружие как лично, так и в составе подразделения. В последнем случае определенные изменения претерпевает порядок применения указан-ных мер принуждения. Причем эти особенности распространяются и на слу-чаи, когда в составе подразделения сотрудники полиции вынуждены приме-нять не состоящие на вооружении полиции виды оружия, а также подручные средства.
Как указывается в части 1 статьи 18 Закона, основания и порядок при-менения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружиям устанавливаются не только Законом о полиции, но и иными феде-ральными конституционными и федеральными законами. В связи с этим следует отметить, что согласно статье 30 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» установленные федеральными зако-нами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по-рядок и условия применения физической силы, специальных средств, ору-жия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат. Применение сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей регламентируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре-ступлений» .
На практике нередко возникают вопросы о соотношении Закона о по-лиции и УК РФ в части правового регулирования оснований и порядка при-менения полицией рассматриваемых мер принуждения.
Поскольку УК РФ и Закон о полиции - равнозначные по своей юриди-ческой силе законодательные акты, нормы Закона о полиции, регламенти-рующие, в частности, основания применения полицией мер государственного принуждения, имеют самостоятельное значение. В противном случае зако-нодатель ограничился бы единственной бланкетной нормой, отсылающей правоприменителя к положениям УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, как это сделано, например, в статье 24 Федерального закона «Об оружии» . Из частей 1, 9 статьи 18 Закона о полиции следует, что положения УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность дея-ния, должны учитываться в комплексе с нормами Закона, регламентирую-щими применение сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Практическое значение данного вывода ярко проявляется в ситуациях, когда, например, сотрудник полиции, реализуя естественное право любого гражданина на необходимую оборону, нарушает прямой запрет, установ-ленный частью 5 статьи 23 Закона о полиции: женщина-полицейский стреля-ет в несовершеннолетнего (чей возраст ей известен), совершающего одиноч-ное невооруженное нападение, угрожающее жизни сотрудника полиции. И, наоборот, нередко имеют место ситуации, когда действия сотрудника поли-ции, основанные на Законе о полиции, могут не соответствовать традицион-ному толкованию положений УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (например, в целях пресечения мелкого хулиганства и задержания правонарушителя сотрудники полиции применяют к нему бое-вые приемы борьбы и в силу оказываемого правонарушителем противодей-ствия причиняют при этом вред его здоровью). Важно учитывать, что в от-личие от иных граждан сотрудник
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Рос. газ. 2020. 04 июля.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ //СЗРФ.- 1996.-№25.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г. //СЗ РФ. 2001.- 21 декабря.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правона-рушениях от 20 декабря 2001 г., введенный в действие Федеральным зако-ном № 203- ФЗ от 30 декабря 2001 г.//Российская газета от 30.12.2002 года.
5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Российская газета от 20 июля 1995 г.
6. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об ору-жии» // Российская газета от 18 декабря 1996 г. N 241.
7. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
8. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и па-тронов к нему на территории Российской Федерации» // Российская газета от 20 августа 1998 г.
Материалы судебной практики
9. Постановление Европейского Суда по правам человека от 22 февраля 2011 г. по делу «Соаре и другие (Soare and others) против Румы-нии» (жалоба N 24329/02) // Бюллетень Европейского Суда по правам чело-века, 2011, N 8.
10. Приговор Зеленоградского районного суда г. Москвы от 30 марта 2015 года // СПС КонсультантПлюс.
11. Приговор Чернышевского районного суда Забайкальского края от 23 июля 2019 года по делу № 22-592-2020 // СПС КонсультантПлюс.
12. Приговор Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29 января 2013 года по делу №30-АПУ13-6 // СПС КонсультантПлюс.
Научная литература
13. Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). М.: Про-спект, 2021. 456 .
14. Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному за-кону от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (постатейный). «Деловой двор», 2021. 471 с.
15. Литвин Д. В. Личностная составляющая профессиональной го-товности сот¬рудника к действиям, направленным на реализацию силовых полицейских функций // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слуша¬телей образовательных организаций и сотруд-ников силовых ведомств : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Иркутск, 26-27 сентября 2019 г.). Иркутск: Восточ-но-Сибирский институт МВД России. 2019. С. 198-201.
16. Милюков С. Ф., Никуленко А. В. Силовое противодействие пре-ступному поведе¬нию: анализ модернизации нормативной базы // Уголовное право. 2018. № 6. С. 41-47.
17. Мордакин О. В. Профессиональная компетентность сотрудников полиции при обращении и действиях с огнестрельным оружием // Уголовное право. 2015. № 3. С. 4-9.
18. Невмовенко А. А., Устинов А. А. Роль тактико-специальной под-готовки сотруд¬ников ОВД в формировании их профессиональной направ-ленности // Проблемы правоох¬ранительной деятельности. 2019. № 4. С. 45-48.
19. Несудимова, Д. С. Применение сотрудниками органов внутренних дел оружия и специальных средств / Д. С. Несудимова, Г. И. Плохих // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. № 5(44). С. 172-178.
20. Неяскина Ю. В. Правовые основы применения сотрудниками ор-ганов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрель-ного оружия / Ю. В. Неяскина, А. В. Постнов // Аллея науки. 2018. Т. 6. № 5(21). С. 850-854.
21. Сильников A.M. Применение специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел, как мера административного принуж-дения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. №1. С.142-146.
22. Чапчиков С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 7 фев-раля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (постатейный). М.: «Юстицинформ», 2012. 400 с.
23. Щетинина Н. В. Пределы правомерности применения сотрудни-ками полиции физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия / Н. В. Щетинина, А. Н. Пашнин // Вестник Уральского юридическо-го института МВД России. 2016. № 4. С. 46-49.