Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономические преобразования в России, положили начало преобразованиям в развитии национальной экономики.
Различные виды экономической деятельности, динамично развиваются в течение последних десяти лет, многие из них относятся к высокорентабельным отраслям, к которым проявляют повышенный интерес отечественные и зарубежные инвесторы. Устойчивый рост объемов производства был достигнут благодаря модернизации действующих и строительства новых предприятий, внедрению новейших технологий, повышению качества продукции и соответственно ее конкурентоспособности.
Между тем, в последние годы российские рынки сбыта характеризуются ростом предложения при одновременном сокращении спроса на товары, а также и услуги. Такое положение усиливает конкуренцию между владельцами предприятий.
Практическое значение указанных проблем и объективная необходимость адаптации научных подходов к разработке инструментария оценки и поиск новых конкурентных преимуществ предприятий и всех прочих коммерческих организаций, активно хозяйствующих на рынках, позиционирования их на рынке для определения стратегии конкурентного поведения с учётом приоритетных видов экономической деятельности обусловили актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Что же касается объекта исследования, то с повышением степени конкуренции многих российских рынков для торгово-промышленных холдингов остро встает вопрос эффективного управления деятельностью. Исходя из вышесказанного, тема выбора стратегии развития ООО Агроторг является достаточно актуальной.
Цель работы состоит в разработке проекта достижения конкурентных преимуществ коммерческой организации ООО Агроторг.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования конкурентных преимуществ организации;
- проанализировать особенности формирования конкурентных преимуществ ООО Агроторг;
- разработать проект по формированию конкурентных преимуществ ООО Агроторг.
В ходе исследования применялись как общенаучные методы исследования (наблюдение, логический и структурно-функциональный анализ, аналогия), так и специальные приемы и процедуры (сравнение и обобщение).
Глава 1. Теоретические аспекты формирования конкурентного преимущества
1.1 Понятия, виды и источники конкурентных преимуществ организации
В современном мире ключевым понятием является конкурентоспособность. Однако современная экономическая наука не дает как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.
В общем случае под конкурентоспособностью принято считать способность конкурировать на рынках товаров и услуг. Трактуя понятие «конкурентоспособность», многие авторы опираются на термин «конкуренция», определяя его как «экономическое соревнование». Однако в современной экономике все чаще термин «конкурентоспособность» используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность: товара, фирмы, отрасли государства.
В зависимости от особенностей конкурентной борьбы и преобладания тех или же иных конкурентных преимуществ обычно различаются рынки совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистические или монополистические рынки .
Сегодня поиск конкурентных преимуществ на рынках сбыта осуществляется не только за счет регулирования цен, но и качественными характеристиками продукции (работ или же услуг), сроками поставок, гарантиями, надежностью и уровнем репутации поставщиков, возможностями реализации на условиях кредита, уровнями послепродажного обслуживания и прочими условиями. Конкурентные преимущества, которыми хозяйствующие субъекты обладают по сравнению со своими конкурентами, согласно теоретической позиции М. Портера, в основном обусловлены: а) возможностями самих коммерческих субъектов производить и продавать товары (или же услуги) с суммарно меньшими издержками, чем у конкурентов; б) возможностями обеспечивать потребителей большим количеством потребительских свойств сходных товаров .
Таким образом, конкуренция - природа рыночных отношений между изготовителями и продавцами однородных видов продукции и услуг, то есть процессы, в ходе которых сами хозяйствующие субъекты стремятся привлечь потребителей к именно своим видам продукции . Конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка.
Конкуренция на рынке выполняет четыре основных функции: регулирования, мотивации, распределения и контроля.
Как известно, конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов представляют собой сложные экономические категории. На основе проведенного анализа имеющихся научных публикаций по проблемам конкурентных преимуществ предприятий нами выделены три основных ее характеристики .
Это, во-первых, возможности адаптивности хозяйствующих субъектов к изменениям окружающей среды; во-вторых, конкурентные преимущества в рамках комплекса маркетинга; в-третьих, собственные результаты экономической деятельности (в сравнении с конкурентами) .
Конкурентоспособность организации означает преимущество по сравнению с другими организациями.
Конкурентное преимущество означает наличие особенной ценности у организации, обеспечивающее ей превосходство перед другими конкурентами.
Для обеспечения конкурентного преимущества необходимо:
- концентрировать ресурсы фирмы для того, чтобы предвидеть действия конкурентов и иметь возможность маневрировать в динамичной среде;
- иметь гибкую систему управления, которая смогла бы быстро перенастраиваться при каждом изменении окружающей среды.
Конкурентное преимущество зависит от ситуации на конкретном рынке, свойствами товара, дающими это преимущество.
С точки зрения среды конкурентное преимущество может быть внешним, то есть быть важным для внешнего пользователя или внутренним, ценным для внутреннего функционирования предприятия.
Внешнее преимущество определяет ценность деятельности организации для его покупателей и позволяет увеличить потенциал компании для роста ее эффективности деятельности.
Внутреннее конкурентное преимущество основано на способности компании обеспечивать свой производственный процесс ресурсами, что позволяет ей доминировать на основе более низких издержек.
То есть конкурентное преимущество компании обеспечивается ее рыночной силой и производительностью.
Для формирования рыночной стратегии необходимо в первую очередь уметь выявлять стратегические возможности.
Стратегическая возможность определяет уровень соответствия ресурсов компании и ключевых компетенций для ее роста.
Ресурсы компании в стратегическом управлении являются активами компании в материальной и нематериальной форме.
Компетенции представляют собой процессы или технологии, необходимые для использования ресурсов.
Выделяют два вида стратегических возможностей компании:
- пороговые возможности;
- возможности для конкурентного преимущества.
Каждый характеризуется своим типом ресурсов и компетенций.
Пороговые возможности – минимальные возможности для выхода на рынок и обеспечения конкурентоспособности компании.
Возможности для конкурентного преимущества требуют уникальных ресурсов и ключевых компетенций.
Уникальные ресурсы включают редкий для данного рынка вид ресурса. Например, для ресторана в качестве такого ресурса могут быть уникальные продукты, которые достаются рестораном из-за рубежа по специальному заказу.
Ключевая компетенция или ключевой фактор успеха (КФУ) представляет собой процесс использования ресурсов, который обладает уникальностью и копирование которого значительно затруднено. Для ресторана – это может быть уникальные рецепты приготовления блюд, которых никто больше не может приготовить, шеф-повар, обладающий уникальными способностями приготовления блюд.
КФУ являются частью стратегического потенциала ресторана только в случае наличия возможностей их эффективного использования с учетом особенностей внешней среды. Например, введение экономический санкций Россией против стран Евросоюза привело к тому, что некоторые блюда потребовали поиска других разрешенных продуктов или таких же продуктов из стран, против которых не были введены санкции.
С изменением внешней среды рестораны были вынуждены искать новые КФУ, которые позволяют им сохранять лидерские позиции в длительной перспективе.
Таким образом, КФУ, определяющие ключевые конкурентные преимущества являются тщательно спланированными возможностями взаимодействия ресторанов с окружающей средой с учетом имеющихся у него ресурсов. То есть ключевые факторы успеха являются специальной категорией организационной компетенции, которые позволяют предприятию в длительной перспективе сохранять свое стратегическое конкурентное преимущество, делая его устойчивым и трудно копируемым для конкурентов.
1.2 Факторы, влияющие на формирование конкурентных преимуществ
Факторы, которые влияют на формирование конкурентных преимуществ, были исследованы М. Портером.
Рассмотрим подробнее каждый из этих факторов.
1. Сила влияния потребителя на предприятие зависит от уровня заинтересованности покупателей в продукции, их власти на рынке, которая определяется количеством покупателей.
2. Сила влияния поставщиков зависит от того, насколько поставщики согласны идти на уступки в поставке материально-сырьевых ресурсов, а также других ресурсов необходимых для производства продукции.
3. Уровень конкуренции в отрасли определяет количество имеющихся и потенциальных конкурентов. Количество имеющихся конкурентов определяет, насколько сильной является конкуренция в данный момент, чем больше конкурентов, тем сильнее конкуренция и труднее найти свое конкурентное преимущество.
4. Потенциальная конкуренция определяет силу конкурентов в будущем, устойчивость конкурентного преимущества,
5. Товары заменители определяют, насколько покупатели могут заменить данную продукцию аналогичной, чем менее заменимой является продукция, тем более высока ее ценность для покупателя и тем более устойчивым является конкурентное преимущество.
Перечисленные факторы определяют для компании возможность получать прибыль и быть рентабельной в течение длительного периода времени.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление/ 7-е изд.- СПб: Питер, 2019 - 496 с.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питерком, 2019.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. –М.: Экономика. 1989 – 519 с.
4. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. Учебное пособие (ГРИФ) – М.: ИНФРА-М, 2019 – 285 с.
5. Дресвянников В.А. Стратегическое управление организацией [Электронный ресурс] : учебное пособие для подготовки к экзамену (зачету) / В.А. Дресвянников, А.Б. Зубков. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 214 c.
6. Дюков И. Стратегии развития бизнеса. Практический подход. Спб: Питер, 2018 – 240 с.
7. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ. Учебник и практикум. - М.:Юрайт, 2019.
8. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 080100 / Б.Т. Кузнецов. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. — 623 c.
9. Курс MBA по стратегическому менеджменту [Электронный ресурс] / Айзенштат Расселл [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Альпина Паблишер, Альпина Бизнес Букс, 2018. — 586 c. — 978-5-9614-0573-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43678.html
10. Маркова В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 320 с. ISBN 978-5-16-009860-9; (ЭБС znanium.com).
11. Панов А.И. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению (080100) «Экономика и управление» / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. — 304 c.
12. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для бакалавриата и магистратуры: [гриф УМО] / С. А. Попов, Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. - М.: Юрайт, 2016. – 463 с.
13. Попов, С.А. Концепция актуального стратегического менеджмента для современных российских компаний: монография / С.А. Попов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 223 с.
14. Портер, М. Конкурентная стратегия. методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2020. — 454 с.
15. Портер, М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2021. — 716 с.
16. Портер, М. Конкуренция / М. Портер; Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2020. — 608 с.
17. Портных В.В. Стратегия бизнеса [Электронный ресурс] / В.В. Портных. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2018. — 275 c.
18. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Электронный ресурс] : учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 577 c.
19. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : учебник для вузов / А.Н. Фомичев. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2016. — 468 c.
20. Шадченко Н.Ю. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» / Н.Ю. Шадченко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2020. — 48 c.
21. Ходченков Е. Ю. Бизнес Прогноз 2022. Как найти голубой океан бизнеса [Электронный ресурс]: учебник для вузов /Е.Ю. Ходченков. - Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: https://www.youtube.com/business.prognoz/goluboyocean.
22. Ходченков Е. Ю. Личный блог об удаленном бизнесе [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://blog.fin-svoboda.com/blog/3-glavnyx-novosti-etoj-nedeli. (Дата обращения 15.06.2022)
23. Чан К., Моборн Р. Стратегия голубого океана [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fastsalttimes.com>sections/solution.(Дата обращения 15.06.2022)
24. Юданов А. Ю. Покорители «голубых океанов» (фирмы - «газели» в России) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pokoriteli-golubyh-okeanov-firmy-gazeli-v-rossii. (Дата обращения 15.06.2022)