Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях рыночной экономики основным двигателем развития рынка является малый бизнес и предпринимательство. Более пятидесяти процентов всей мировой продукции приходится на малый и средний бизнес.
С развитием малого предпринимательства создаются дополнительные рабочие места, оптимально используются местные сырьевые ресурсы, расширяется потребительский сектор, рынок насыщается товарами и услугами. Малое предпринимательство способствует формированию «здоровой» конкурентной среды, росту реальных доходов населения и повышению качества их жизни.
К сожалению, в настоящее время, роль малого предпринимательства в Российской Федерации заметно снижена, чем в таких развитых странах, как США, Япония, Китай и многих других. Во многих странах мира малое предпринимательство обеспечивает основную долю ВВП, доминируя как по количеству в общем числе предприятий, так и по объемам произведенного товара и оказываемых услуг.
Однако ошибочно считать, что малое предпринимательство в Российской Федерации, в отличие от среднего и крупного бизнеса не оказывает существенного влияния на хозяйственную деятельность страны. Кроме того, нельзя упускать тот факт, что собственники малых предприятий в большей степени могут быть заинтересованы в дальнейшем развитии своей организации, так у них проявляется высокий уровень личной мотивации в достижении наибольшего финансового успеха.
Статистика показывает, что по производству товаров и выполнению услуг малые предприятия в некоторых странах имеют доминирующее положение по сравнению со средним и крупным бизнесом. По этой причине развитие малого предпринимательства является важнейшей составляющей грамотной и продуманной экономической политикой развитого государства.
Опыт развитых стран показывает, что использование малого предпринимательства в качестве движущей силы развития экономической сферы может привести к максимизации экономической мощи государства. Использование подобного опыта других стран для Российской Федерации представляется особенно перспективным, так как из-за большой территории малому предпринимательству наиболее комфортно развиваться в регионах.
Цель курсовой работы состоит в изучении механизмов государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Тверской области и разработке предложений по ее совершенствованию.
Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучение государственной поддержки малого бизнеса как функция государственного управления;
- анализ организационно-правовых основ механизма поддержки малого предпринимательства в Тверской области;
- определение направлений совершенствования региональной поддержки малого бизнеса в Тверской области.
Объектом исследования является малый бизнес Тверской области.
Предметом исследования является поддержка малого предпринимательства в Тверской области.
Информационной базой исследования послужили материалы федеральных и региональных статистических органов, информационно-аналитических центров министерств и ведомств Российской Федерации и Тверской области, данные, опубликованные в периодической печати, государственные региональные программы развития малого и среднего предпринимательства. Содержащийся в работе анализ опирается на федеральное и региональное законодательство.
Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1. Государственная поддержка малого бизнеса как функция государственного управления
1.1. Понятие, общие характеристики и роль малого предпринимательства в экономике современного государства
В современном обществе каждый человек имеет право использовать свои возможности, материальные и другие имущества для осуществления предпринимательской и иной, легальной экономической деятельности. Это продекларировано в Конституции Российской Федерации .
Гражданский кодекс РФ определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, которая направлена на регулярное получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, которые зарегистрировались в данном качестве в установленном законом порядке .
В России принято разделять предпринимательство на 3 вида: малый, средний и крупный бизнес. В отличии от крупного бизнеса, развитие малого и среднего бизнеса на прямую зависит от уровня предпринимательской активности населения. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) определены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (табл. 1) .
В 2019 г. по данным Службы государственной статистики в России действовало более 5,9 млн. малых и средних предприятий, включая 5,676 млн микропредприятий и 3,388 млн индивидуальных предпринимателей.
Рассматриваемая динамика в развитии малого предпринимательства за 2017-2019 гг. свидетельствует о снижении количественного роста предприятий в целом на 2,1%. Минфин России объясняет сокращение числа предприятий малого и среднего бизнеса обновлением Реестра МСП и успешной борьбой с фирмами-однодневками.
Таблица 1 - Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к различным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства
Субъекты МСП являются основой для развития экономической и социальной стороны жизни населения, и на развитие региона в целом. Благодаря малому и среднему бизнесу возможно улучшение конкуренции на рынке, повышается количество занятого населения, используется больше новых технологий, создаются современные производств.
Распределение субъектов МСП в России по видам экономической деятельности по итогам 2019 г. представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Распределение субъектов МСП в России по видам экономической деятельности в 2019 г., в %
Согласно СберДанным в 2019 году 25,6% занятости в России обеспечивает сектор малого и среднего предпринимательства. Доля занятых в МСП от общей численности занятого населения к 2030 году должна составить 35%. Число работников в активных бизнесах МСП составляет 18,3 млн. человек. Более половины трудящихся в малом и среднем бизнесе сконцентрированы всего в 10 регионах на Москву приходится 20%. В микроорганизациях работает в среднем по 3 сотрудника: 3,7 - в юридических лицах и 2,6 - в ИП. В малых юридических лицах - 27 человек, а в средних порядка 97 чел. Далее компания органически превращается в крупный бизнес и покидает состав МСП. Самый крупный наниматель в малом и среднем бизнесе сектор торговли, на него приходится 31%. В секторе операций с недвижимостью 96% услуг предоставляют компании МСП.
На современном этапе Правительство РФ рассматривает развитие малого и среднего предпринимательства как фактор, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.
Экономисты выделяют следующие положительные эффекты от развития малого предпринимательства в регионах (рис. 2).
Рисунок 2 - Положительные эффекты от развития малого предпринимательства в регионе
Заключим, что малое предпринимательство является важным элементом социально-экономической системы региона, так как способствует созданию конкурентной среды, насыщению потребительского рынка и стимулированию совокупного спроса, структурным сдвигам и др. В качестве системообразующего элемента экономики муниципальных образований оно оказывает воздействие на развитие инфраструктуры и наполнение бюджета локальных территорий. Способствует решению одной из главных задач социального государства – повышению уровня жизни населения страны. Высокая значимость малого предпринимательства определяет потребность и необходимость его развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144.
4. Указ Президента РФ от 14.11.2017 N 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282702.
5. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462.
6. Постановление Правительства Тверской области от 25 октября 2016 г. N 326-пп «О Порядке определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области некоммерческим организациям, учредителем которых является Тверская область» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/16398084.
7. Постановление Правительства Тверской области от 24 января 2020 г. N 1-пп «О государственной программе Тверской области «Эффективное развитие экономики, инвестиционной и предпринимательской среды Тверской области» на 2020 - 2025 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/tver/1326518.
8. Гусеинов Р.Ш. Применение малым бизнесом специальных налоговых режимов // В сборнике: Предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры экономики и предпринимательства МГОУ. отв. ред. Т.Б. Фонина. Москва, - 2019. - С. 118-124.
9. Есикова И.Н. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России // В сборнике: Сборник студенческих работ кафедры «финансы и банковское дело» Отв. ред. Я.Ю. Радюкова. Тамбов, - 2019. - С. 129-142.
10. Желябовская К.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России // в сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции. Курск, - 2019. - С. 170-179.
11. Занятость в МСП: далеко ли до целей Стратегии 2030? СберДанные [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sberbank.com/ru/analytics/sberdata.
12. Иванов И.Н. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России // Вестник университета. - 2020. - № 2. - С. 126-133.
13. Исаева И.А. Антикризисные меры государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательства // Научно-практические исследования. - 2020. - № 5-4 (28). - С. 37-42.
14. Колесникова О.А. Анализ развития предпринимательства как фактора повышения занятости населения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2019. - № 1. - С. 64-68.
15. Кочубей Е.И. Актуальные налоговые льготы для малого бизнеса в российской федерации // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 2 (37). - С. 445-448.
16. Кремин А.Е. Малое предпринимательство и уровень жизни населения: взаимовлияние и проблемы управления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2020. - Т. 13. № 2. - С. 214-229.
17. Полянин А.В. Цифровизация процессов малого и среднего предпринимательства // Управленческое консультирование. - 2020. - № 4 (136). - С. 80-96.
18. Последствия пандемии коронавируса COVID-19 для российской экономики: опрос представителей бизнеса. РБК Исследование рынков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: marketing.rbc.ru
19. Центр поддержки предпринимательства «Мой Бизнес» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mybusiness69.ru.
20. Центра поддержки экспорта Тверской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://export-69.ru.
21. Чазова И.Ю. Роль органов публичной власти в развитии предпринимательской деятельности // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2020. - Т. 30. № 2. - С. 222-229.