Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Свободное время является одним из наиболее важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно- восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным показателем ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его добровольностью выбора всевозможных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются одними из важнейших сфер в самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
По словам А. Демченко, практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, КВН, но не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, опираясь на интересы молодых людей.
На сегодняшний день, важно знать современные культурные запросы молодых людей, предвидеть их изменения и уметь предоставить качественную услугу для развития ребенка.
М.Б. Зацепина выделяет и такой вид культурно-досуговой деятельности как самообразование – это целенаправленная познавательная работа, управляемая самой личностью в приобретении регулярных познаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры, спорта, техники и т.д. В жизни каждого человека можно выделить два вида самообразования. Первое человек совершает по своему желанию в учебном заведении, и другое – самостоятельно, по личному интересу, познает те вопросы науки и искусства, которые в данный момент наиболее привлекательны для его внимания. Именно в самообразовании происходит развитие личности, раскрытие его способностей, творческого потенциала, реализация духовных интересов. Этот вид самообразования происходит в свободное время, т.е. является, по мнению М.Б. Зацепиной, одним из видов культурно-досуговой деятельности.
В чистом виде самообразование детей не рассматривается учеными. Но психологами и педагогами изучаются различные направления самостоятельной деятельности детей: в области художественного творчества (В.В. Гербова, Т.Н. Доронова, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др.); интеллектуальной деятельности (Л.А. Венгер, Н.В. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); игровой (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко и др.).
Большинство людей в своем детве посещали кружки, секции, отряды, школы, принадлежащие культурно-досуговым учреждениям. И начинали посещать культурно-досуговые учреждения с самого раннего возраста, когда выбор посещения занятий лежал на родителях, бабушках, дедушках. В большинстве случаев дети не предполагают, для чего нужно посещать культурно-досуговые учреждения, и зачем родители приводят их на различные занятия, кружки, секции. Кто-то, наоборот, с раннего детства тянулся к творчеству, спорту и родители, заметив это, приводили ребенка в культурно-досуговые учреждения. А кто-то в процессе взросления познает свои увлечения, хобби и сознательно приходит к выбору своей внешкольной деятельности. Но часто ли ребенок задумывается о том, как влияет на его личностные качества посещение культурно-досуговых учреждений? Некоторые сталкивались с неуспеваемостью в школе, и по этой и другим причинам переставали посещать свои кружки и секции. Некоторые под влиянием родительского контроля продолжали посещение, может быть, не самых любимых увлечений.
Зачастую посещение культурно-досуговых учреждений входит в привычку. Но как часто дети задумывались в подростковом, тем более в детском возрасте, о том, зачем они посещают детские школы искусств, дома культуры, спортивные школы? Каким образом влияют данные учреждения на личностное развитие ребенка? Какие качества помогают пробрести? Насколько важно посещение культурно-досуговых центров и важно ли вообще? И как влияет обучение какой-либо деятельности в культурно-досуговых учреждениях на развитее личности? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной работе.
В представленной работе объект исследования - развитие в культурно- досуговой деятельности.
Предмет исследования - влияние культурно-досуговых учреждений на развитие личности.
Цель: изучить культурное значение досуга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и значение досуга;
рассмотреть досуг, его характеристика, функции, виды;
представить виды культурно-досуговых учреждений;
охарактеризовать технологии и методы культурно-досуговой деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ ДОСУГА
1.1. Понятие и значение досуга
Изучение досуга является достаточно актуальным в связи с тем, что современное общество продуцирует все новые формы организации свободного времени. Современный человек испытывает потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии, развлечении и релаксации, общении, которое выходит за рамки рабочего времени. В силу того, что студенты считаются наиболее активной и восприимчивой к социокультурным инновациям группой, досуг представляется для нее особенно важной сферой. Также жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение.
Задача высших учебных заведений состоит в подготовке будущего специалиста, осознающего свою социальную ответственность, является субъектом личностного и профессионального роста, способного к различным видам творческой деятельности .
Досуг оказывает значительное влияние на процесс социализации молодого поколения, что свидетельствует о возрастающей роли досуга в процессе формирования ценностных ориентаций молодого поколения.
Студент сталкивается с необходимостью выбора форм досуга, который крайне ограничен и иногда не предполагает наличия желаемых для молодежи вариантов. Именно поэтому современные молодые люди время досуга посвящают общению в компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная, не всегда позитивная субкультура.
В этой связи отдельное внимание уделяется повышению уровня организации досуга студентов, обеспечивающего успешную самореализацию, саморазвитие, способствующего формированию ценностных ориентаций и формированию социально-активной личности.
Досуг, – как отмечают А.Д. Жарков и В.М. Чижиков, – это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д.
В настоящее время, по словам Т.Г. Киселевой, происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества
Досуг рассматривается социологами в основном как составляющая свободного времени.
Свободное время, – пишет И.Ю. Исаева, – это потенциальное пространство, свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры. Кроме того, свободное от учебы время можно разделить на опосредованно учебное время, содержание которого обусловлено необходимостью подготовки к учебе, и досуговое время. Формально в это время человек свободен, но реально он вынужден его тратить, чтобы успешно выполнять подготовку к учебному процессу. Для определения свободного времени отдельного студента из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает на:
производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту обучения;
физиологический отдых (ночной сон);
оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);
покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования.
Доля суток, которая остается в распоряжении молодого человека после названных выше вычислений, – продолжает автор, – может быть определена как его досуг, именно этой частью времени студент может распорядиться по своему усмотрению.
По мнению В.В. Бочелюка и В.И. Бочелюка свободное время начинается там, где заканчивается не только обучение в высших учебных заведениях, но и всякая другая забота о поддержании физического бытия студента. То есть под свободным временем понимают такое время, что не поглощается непосредственно производственным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, для свободной деятельности и развития. В этом смысле свободное время выступает как пространство для человеческого развития .
Как любая категория, досуг характеризуется специфическими признаками. Л.М. Завацкая выделяет следующие:
свободу выбора досуговой деятельности, свободу от обязанностей;
добровольное участие в досуговой деятельности;
желание получить радость и удовольствие;
самодостаточность и самоценность;
компенсационность досуга.
Главными признаками досуга студентов, – также отмечает автор, – считают свободу от обязанностей и добровольность участия, получение удовольствия, развлечения и отдых, разнообразие жизни.
Ю.А. Стрельцов, в свою очередь, к основным характеристикам досуга относит: свободу от обязанностей, возможность выбора и компенсационность.
К категории досуга следует непременно отнести понятие досуговой деятельности. Обширно характеризует досуговую деятельность И.И. Пядушкина. Она определяет это понятие как специфическую активность людей во время досуга.
Согласно И.Ю. Исаевой, досуговая деятельность – это осознанная и целенаправленная активная деятельность студента, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредовано свободного от учебы времени.
В структуре досуга Ю.Д. Красильников выделяет несколько уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.
Самый простой уровень досуга – отдых. Он предназначен для урегулирования затраченных сил студента во время учебы и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление, стресс и возобновляет утраченные силы. Активный отдых, напротив воссоздает силы студента с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.
Следующий уровень – развлечения. Обычно развлечениями именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха студент восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологического переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.
Познавательная деятельность, которая вырастает из активного отдыха и состоит в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Этот уровень досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности .
В познавательной деятельности набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому студенту и каждому человеку не смотря на его возраст. Творчество дает высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. К творчеству относятся:
декоративно-прикладное творчество (рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество),
художественное творчество (занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в