Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Государство в собственной деятель-ности ориентировано на то, чтобы осуществить расширение стабилизи-ровать круг законных публичных отношений при помощи повышения свойства правового регулирования, вытеснения из жизни общества по-ведения, не согласованного с правом.
В таком государстве демократия тесно взаимодействует с дисци-плиной и ответственностью. При развитии демократии, расширении су-ществующих гражданских прав и свобод, внедрение которых должно помочь развернуться способностям человека, его инициативы, но не должно причинять вред интересам государства и общества, правам иных граждан, растет роль ответственности.
Наиболее важной задачей борьбы с правонарушениями считается их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих неза-конные деяния. Успех в борьбе с правонарушениями прямо зависит от значительного количества факторов. К их категории необходимо отне-сти и достижения юридической науки, призванной рассматривать во-просы юридической ответственности и правонарушений, определить тенденции и сложить обоснованные предложения, которые связаны с со-вершенствованием норм действующего законодательства и правоприме-нительной практики.
Правонарушения признаются болезненными жизненными укола-ми, постоянно находящимися в центре внимания общества, притягивают нездоровый и здоровый интересы окружающих собственным цинизмом, жестокостью, а также низменными побуждениями. Правонарушения рассмотрены значительно лучше, чем практика законопослушания.
В основании правонарушений заложено несовпадение стабильных форм практической реализации субъектов социальной жизни со спосо-бами, применяемыми этим субъектом на основе объективных либо субъ-ективных факторов. Однако причины объективного характера сами по себе не регламентируют неизбежности правонарушения. Основой его признается внутреннее негативное отношение субъекта к ценности пра-ва, к необходимости соблюдать законодательные предписания и поло-жения других нормативных актов.
Правонарушения считаются распространенным общественным яв-лением, которое затрагивает наиболее разнообразные области жизни общества, совершение неправомерных действий обладает массовым ха-рактером, по этой причине тема исследования довольно актуальна и за-служивает более детального рассмотрения.
Актуальность темы исследования подчеркивает и то обстоятель-ство, что до настоящего времени в теории государства и права не полу-чили достаточной разработки проблемы: взаимосвязи элементов и при-знаков состава правонарушения; соотношения состава правонарушения с правонарушением и правовой нормой; соотношения состава право-мерного поведения и состава правонарушения. До настоящего времени ведутся споры о самом понятии состава правонарушения, количестве его элементов и признаков.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с пра-вонарушениями.
Предмет исследования – особенности правонарушения: понятия, признаков, состава.
Цель данной работы – комплексное исследование правонаруше-ния: понятия, признаков, юридического состава.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следую-щие задачи:
1) рассмотреть понятие, признаки и причины совершения право-нарушений;
2) изучить виды правонарушений;
3) исследовать понятие состава правонарушения;
4) изучить объект и объективную сторону правонарушения;
5) рассмотреть субъекта и субъективную сторону правонаруше-ния.
Методологическую основу составляет диалектический метод по-знания. Также применялись общенаучные и частные научные методы: анализ, синтез, системный подход, метод определения и деления поня-тий, грамматический, исторический и сравнительно-правовой.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика правонарушения
1.1.Понятие, признаки и причины совершения правонарушений
Исторически в юридической науке и в законодательстве сформи-ровалось два подхода к пониманию правонарушений.
В конце 19 века существенно повысилось число административных актов, которые нарушили права индивидов. По этой причине самые развитые страны были вынуждены признать себя ответственными за де-яния собственной администрации, даже если данные деяния были со-вершены согласно предоставленными ей полномочиями. Сформирова-лась необходимость законного и обоснованного решения споров между гражданами и представителями государственной власти. По этой при-чине в развитых мировых странах был создан институт административ-ной юстиции – наиболее важное средство контроля общества над дея-тельностью администраций.
Следовательно, и в настоящий период времени понятие правона-рушения в отечественном законодательстве и юридической науке связа-но, в первую очередь, с карательным характером ответственности.
Проступком (правонарушением) считается посягающее на порядок в государстве, государственную, частную, муниципальную и другие разновидности собственности, права и свободы граждан, на регламен-тированную процедуру управления виновное (неосторожное либо умышленное), противоправное, действие либо бездействие, за которое федеральным законодательством установлена ответственность.
Сущность правонарушения устанавливается его опасностью для общества. Государство, закрепляя в правовых нормах обязательные правила поведения, устанавливает возможность использования за их нарушение принуждение со стороны государства. Именно опасность правонарушения для общества определяет ответственность за его со-вершение. Отсутствие этого признака говорит и об отсутствии самого правонарушения.
Каждое правонарушение, посягая на регламентированный поря-док, наносит ему тот либо другой вред, нарушает согласованность, си-стематизацию, упорядоченность, гармоничность отношений управлен-ческого характера. Вместе с тем нежелательный итог может отражаться как в действительном вреде (безбилетный проезд, мелкое хищение), так и в формировании условий для наступления вреда (к примеру, нарушение санитарно противоэпидемических и санитарно-гигиенических норм).
Исполнительная власть на каждом уровне в активной форме вме-шивается в область частноправовых гражданских интересов, выдавая и отзывая лицензии, а также путем проведения государственной регистра-ции, квотирования и иными методами разрешительной политики госу-дарства.
Исполнительная власть реализует нормы законодательства, регла-ментирующие нормы поведения людей (к примеру, во время проведения демонстраций, митингов, забастовок, пикетов), однако в определенных неотложных случаях и независимо санкционирует порядок обществен-ного поведения еще до момента издания закона (к примеру, при введе-нии так называемой винной монополии).
Следовательно, порядок поведения организаций и норм обще-ственного бытия граждан определяются специально уполномоченными народом органами государства. Именно по этой причине в приведенном нами определении правонарушения такое понятие, как «государствен-ный порядок» включает в себя и «порядок в обществе», основное пред-назначение которого состоит в урегулировании общественной и соци-альной активности граждан, установленной законодательством.
Из определения, предоставленного в КоАП РФ, прямо вытекают следующие особенности административного правонарушения:
- противоправность. Этот признак означает, что это деяние нару-шает определенную правовую норму;
- виновность. Этот признак определяет внутреннее интеллектуаль-но-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию;
- наказуемость. Этот признак означает, что за совершение этого деяния определенным положением КоАП РФ либо закона субъекта Рос-сийской Федерации определена именно ответственность административ-но-правового характера.
В правовой литературе, как правило, выделяют четыре основных признака правонарушения. Три признака закладываются в самом опре-делении административного проступка, находящегося в законодатель-стве. Четвертый признак определяет отрицательное влияние правонару-шения на определенные отношения в обществе, и ситуация с ними явля-ется более сложной.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета, N 17, 27.01.1996.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
Научная и учебная литература:
6. Абдурахманов Р. Р. Понятие правонарушения как социально-правового явления // Журнал «Novaum».-№ 7. – 2017. – С.223-224
7. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с.
8. Башенхаева С.П. Причины совершения правонарушений как общетеоретическая проблема // Проблемы становления гражданского общества. Сборник научных статей. - 2018. - С. 11-13.
9. Варапаев В. О., Рубанцова Т. А. Теоретические аспекты определения состава правонарушения [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 1-3
10. Гайдуков А. А. К вопросу о понятии «правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений» / А. А. Гайдуков // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2018. - № 16-1. -С. 168-170.
11. Гусевский Г.Е. Состав правонарушения: история формирования понятия // Наука, технологии, инновации в мире глобальных трансформаций. Сборник научных статей. - 2021. - С. 400-403.
12. Зырянов С. М. Административное правонарушение - уголовный проступок - преступление. Перспективы и критерии трехуровневой деликтолизации в России / С. М. Зырянов // Вестник Омской юридической академии. - 2017. - Т. 14. - № 4. - С. 15-19.
13. Липинский Д.А., Мусаткина А.А. Является ли четырехэлементная конструкция состава правонарушения общетеоретической? // Журнал «Юридическая наука и правоохранительная практика». – 2017. – С. 9-10
14. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с.
15. Николаева А. О. Причины правонарушений в обществе // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). – 2017. – С. 182-184
16. Ожегов, С.Н. Состав правонарушения / С.Н. Ожегов, А.Н. Долмачев // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. – 2017. – № 2. – С. 98-100
17. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.
18. Смирнов, Н.П. Сущность правонарушения, его социальная природа и состав / Н.П. Смирнов // Юридические науки: проблемы и перспективы Материалы IV Международной научной конференции. – 2016. – С. 27
19. Теория государства и права: учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 582 с.
20. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Городец, 2017. –С. 403
21. Уздимаева Н. И., Игонин А. Е. Классификация правонарушений по российскому законодательству: современные подходы // Журнал «Контентус». – 2019. – С.34-38
22. Чидискина, Я.Ю. О месте понятия «состав правонарушения» в общей теории права / Я.Ю. Чидискина // Пробелы в российском законодательстве. – 2016. – № 4. - С. 77