Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В ситуации рыночной экономики основной задачей каждого предприятия является удовлетворение потребностей жителей и субъектов народного хозяйствования при минимальных затратах и внесение вклада в ускорение экономического развития государства. Для этого предприятие должно обеспечить увеличение прибыли.
Прибыль считается ключевым источником формирования доходов предприятия и погашения долговых обязательств перед кредиторами.
Для предприятий Российской Федерации тематика прибыли и рентабельности является весьма острой, так как высокие налоги и платежи обесценивают получаемую прибыль. Также в условиях «свободного экономического плавания», организации все больше работает в обстановке самоокупаемости и самофинансирования и не могут рассчитывать на государственную поддержку.
В настоящее время источниками инвестирования реальным для предприятий остается акционирование и использование части прибыли.
Из всего вышесказанного определяется актуальность выбранной темы. Показатели прибыли и рентабельности являются ключевыми в системе оценки результативности и деловых качеств организации, степени ее надежности и финансового благополучия.
Анализ прибыли дает возможность обнаружить основополагающие факторы ее роста, эффективное применение ресурсов, потенциальные возможности организации, а также установить влияние внешних и внутренних факторов на объем прибыли, порядок ее распределения.
Предметом курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности и их роль в финансовой устойчивости организации.
Объект курсовой работы – ООО «Метро Кеш энд Керри».
Цель курсовой работы – разработка мероприятий по увеличению прибыли и рентабельности на предприятии ООО «Метро Кеш энд Керри».
Для достижения поставленной цели нужно решить такие задачи, как:
- изучить экономическую сущность прибыли и рентабельности;
- изучить методику анализа прибыли и рентабельности и факторы, влияющие на их величину;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Метро Кеш энд Керри»;
- проанализировать финансовое состояние предприятия ООО «Метро Кеш энд Керри»];
- предложить мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности на предприятии ООО «Метро Кеш энд Керри».
В качестве методологии исследования применялись общенаучные и специальные методы: сравнительного анализа, группировки данных, системного подхода, расчетно-аналитические методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
1 Теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности и их роль в финансовой устойчивости организации
1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности
Понятие прибыли и сущность данной экономической категории волновали учёных с самых истоков возникновения экономики и начала деятельности отдельных, хозяйствующих субъектов [13, с. 91].
Поэтому существует множество трактовок и определений прибыли.
По мнению Карла Маркса – прибыль – это модифицированная прибавочная стоимость, источником эксплуатации которой является неоплаченный труд рабочих [2, с. 154].
Рикардо Д. целиком разграничил заработную плату и прибыль и говорил о том, что прибыль – это остаток, после вычета из стоимости товара, затрат на заработную плату [2, с. 155].
В Налоговом кодексе РФ, прибыль – это разность между полученными доходами и произведенными предприятием расходами, определяемыми в установленном порядке для различных категорий налогоплательщиков.
Г.Б. Поляк считает, что прибыль – это конечный финансовый результат предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов разницу между ценой продукции и ее себестоимостью [13, с. 53].
Г.Р. Ханова и А.Б. Михайлов считают, что прибыль характеризует абсолютную эффективность работы предприятия, и является определением финансового результата деятельности предприятия [2, с. 166].
По мнению Г.В. Савицкой, финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности, понимая под прибылью часть чистого дохода, который получают собственники после реализации произведённых товаров и предоставленных услуг [33, с. 284].
По данным исследований составлена классификация видов прибыли предприятия, она представлена на рисунке 1.1.1.
Рисунок 1.1.1 – Классификация прибыли организации
Величина прибыли организации зависит от эффективности управления организацией и организационного процесса управления финансовыми результатами организации. Процесс формирования финансовых результатов направлен на то, чтобы достичь нужного их размера, реализовать все резервы за счет финансовой операционной и инвестиционной деятельности [11, с. 32].
Оценить эффективность этого процесса можно отследив динамику соответствующих статей в отчете о финансовых результатах организации.
Отчет о финансовых результатах содержит информацию обо всех доходах, полученных организацией, и всех расходах, произведенных организацией за определенный период.
Финансовый результат организации в отчете о финансовых результатах рассчитывается поэтапно.
В отчете о прибылях и убытках выделяются следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток) отчетного периода, капитализированная (нераспределенная) прибыль (убыток).
Цель деловой активности - не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от показателя абсолютной прибыли, рентабельность является относительным показателем и показывает, насколько прибыльным является бизнес. Прибыльность отражает уровень прибыльности на определенной основе. Бизнес является прибыльным, если сумма выручки от продажи продукции достаточна не только для покрытия затрат на производство и продажу, но и для получения прибыли.
Показатели рентабельности измеряют рентабельность компании по разным позициям и группируются по интересам участников экономического процесса. Это важные характеристики факторной среды для получения прибыли и выручки компаний. Таким образом, они представляют собой важные элементы анализа и сравнительной оценки финансового положения компании. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной и ценовой политики.
Основные показатели можно сгруппировать в следующие группы:
- показатели, рассчитываемые исходя из себестоимости проданных товаров;
- показатели, рассчитанные по производственным фондам;
- показатели, рассчитанные на основе денежных потоков.
Рентабельность продукта можно рассчитать как для всех проданных продуктов, так и для отдельных типов. В первом случае он определяется как процент прибыли от продажи продуктов над затратами на их производство и маркетинг. Рентабельность всех проданных продуктов может быть рассчитана как процент прибыли от продажи торгуемых продуктов по сравнению с продажными продуктами. Эти показатели дают представление о текущей экономической эффективности компании и рентабельности реализованной продукции.
Рентабельность отдельных видов продукции зависит от отпускной цены и общей стоимости. Он определяется как процент от продажной цены единицы данного продукта за вычетом общей стоимости к общей стоимости единицы данного продукта.
В этом смысле при планировании ассортимента продукции учитывается, как рентабельность отдельных типов повлияет на рентабельность всех продуктов. Поэтому важно формировать структуру продукта, чтобы повысить общую эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.
Вторая группа показателей прибыльности формируется на основе расчета уровней доходности в соответствии с эволюцией размера и характера привлеченных средств.
Разница между уровнями рентабельности этих показателей характеризует, насколько компания использует финансовый рычаг для увеличения своей прибыльности: долгосрочные кредиты и заемные средства.
Эти индикаторы очень практичны, поскольку служат интересам участников.
Третья группа показателей формируется так же, как показатели первой и второй групп, но вместо прибыли учитываются чистые денежные поступления.
Эти показатели дают представление о степени способности компании предоставлять ликвидность кредиторам, заемщикам и акционерам. Концепция рентабельности, рассчитываемой на основе притока денежных средств, широко используется в странах с развитой рыночной экономикой. Он имеет более высокий приоритет, поскольку операции с денежными потоками являются признаком интенсивного производственного и финансового «здоровья» бизнеса. Переход к использованию этой концепции требует реструктуризации корпоративной отчетности. Эта работа все еще находится на начальной стадии.
Разнообразие показателей рентабельности определяет поиск альтернативных способов ее увеличения. Каждый из исходных показателей разбивается на систему более или менее детализированных факторов, которые устанавливают пределы для выявления и оценки резервов.
1.2 Методика анализа прибыли и рентабельности
Для объективной оценки прибыли, рентабельности и возможностей повышения эффективности функционирования применяют различные методы финансового анализа.
Методом финансового анализа называется комплексное исследование с целью выявление резервов эффективности использования финансовых ресурсов и установления оптимальной структуры их источников для обеспечения устойчивого развития организации.
Методы финансового анализа делятся на качественные и количественные.
Используя качественные методы, можно сделать выводы о финансовом положении организации, уровне ликвидности и платежеспособности, инвестиционном потенциале и платежеспособности организации. Качественные методы включают экспертную оценку, создание сценариев и имитационные игры.
С помощью количественных методов оценивается степень влияния факторов на результат деятельности организации. Количественными методами являются статистические, бухгалтерские и экономико-математические [8, с. 65].
Статистические методы включают сравнительные методы, индексный метод, метод исключения, графический метод, табличный метод, динамические ряды.
С помощью сравнительного метода определяются отклонения от плановых показателей, отчетные показатели сравниваются с плановыми, отчетные показатели - с показателями прошлых периодов, показатели качества продукции организации - с показателями предприятий-конкурентов.
Индексный метод используется для количественной оценки роли отдельных факторов. Индекс характеризуется изменением суммы различных показателей за период времени.
Цепной индекс характеризует изменение показателя данного периода по сравнению с показателем предыдущего периода, а базисный индекс отражает изменение показателя данного периода по сравнению с показателем периода, принятого за базу сравнения. Произведение цепных индексов равно соответствующему базисному индексу.
Метод элиминирования показывает влияние одного фактора на обобщающие показатели и исключает воздействие других факторов [12, с. 3].
Графический метод позволяет представить результаты анализа с помощью графических изображений: графиков, диаграмм.
Табличный метод используется для наглядного отображения результатов анализов, динамики показателей, структурных изменений, сумм, отклонений и процентов.
Ряды динамики характеризуют изменение величин во времени. Используя данный метод, можно определить наличие тенденций в изменении показателей, средний уровень показателей, темпы роста и прироста показателей [6, с. 78].
Основными методами анализа прибыли и рентабельности являются горизонтальный анализ, вертикальный анализ, метод финансовых показателей, бенчмаркинг, факторный анализ.
Горизонтальный анализ основан на анализе динамики показателей во времени. При проведении этого вида анализа рассчитываются темпы роста отдельных показателей и определяются тенденции их изменения.
Вертикальный анализ позволяет определить структуру показателей и выявить влияние каждой позиции на общий результат. При использовании этого метода определяются удельные веса отдельных структурных составляющих финансовых показателей.
Данный метод обеспечивает структурный анализ финансового результата организации, в ходе которого определяется соотношение доходов и расходов, состав доходов и расходов, структурный анализ прибыли, в ходе которого рассчитывается налоговая нагрузка.
С помощью сравнительного анализа сравниваются значения финансовых показателей между собой, вычисляются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей.
Этот анализ используется для сравнения: финансовых показателей организации со средними отраслевыми показателями, показателей этой организации с показателями конкурирующих компаний, отчетных и запланированных финансовых показателей.
Анализ финансовых показателей заключается в вычислении отношения абсолютных показателей друг к другу.
С помощью финансовых показателей сравниваются результаты деятельности организации во времени. Этот метод используется в анализе рентабельности.
Затем рассчитываются показатели рентабельности. Рентабельность организации – это показатель, характеризующий доходность его деятельности, или, другими словами, показатель экономической эффективности.
Для предприятий можно сравнить рентабельность с коэффициентом полезного действия (КПД), то есть соотношением понесенных затрат и полученной в итоге прибылью (то есть, упрощенно, соотношение расходов и доходов). Если бизнес по итогам отчетного периода дает прибыль, то такой бизнес можно назвать рентабельным.
Показатели, позволяющие оценить рентабельность организации с различных сторон представлены в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1 – Группа показателей рентабельности организации
Наименование показателя Характеристика
Показатель рентабельности текущих активов Выражает отдачу, которая приходится на рубль оборотных активов организации
Показатель рентабельности продаж Показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции с учетом произведенных затрат на производство и реализацию
Показатель рентабельности внеоборотных активов Позволяет определить эффективность суммы, вложенной в основные фонды организации
Показатель рентабельности производства Является альтернативным показателем рентабельности
продаж
Показатель рентабельности собственного капитала Позволяет определить эффективность использования
капитала, инвестированного собственниками организации
Показатель рентабельности активов Позволяет оценить результаты основной деятельности организации; выражает отдачу, которая приходится на рубль активов организации
Приведенные в таблице 1.2.1 показатели рентабельности в целом позволяют оценить, насколько эффективно предприятие использует имеющиеся в его распоряжении экономические, природные, денежные и трудовые ресурсы.
Таким образом, изучение характера прибыли предприятия показало, что она служит основным показателем эффективности организации, который характеризует финансовые результаты, достигнутые организацией.
1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
На величину прибыли и ее динамику влияют факторы, которые зависят, а не зависят от усилий компании.
Факторы, которые зависят от компании, включают уровень руководства, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организацию производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производства, а также финансовое планирование.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, их использования по, а также непроизводительное использование ресурсов.
К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому.
Перечисленные факторы влияют не на прибыль, а на количество проданной продукции и затраты. Следовательно, чтобы найти окончательный финансовый результат, необходимо сравнить стоимость количества проданного товара и стоимость стоимости и ресурса.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.
Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно – стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.
Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
К показателям снижения себестоимости относятся следующие показатели:
- показатели, связанные с повышением технического уровня производства;
- показатели, связанные с улучшением организации труда и управления.
Основными задачами анализа себестоимости промышленной продукции являются:
- установление динамики важнейших показателей себестоимости;
- определение затрат на рубль товарной продукции;
- выявление резервов снижения себестоимости.
Анализ себестоимости продукции по элементам и элементам расчета проводится с целью выявления различий, определения состава элементов и элементов расчета, доли каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучения динамики за несколько последних лет. выявить факторы, вызвавшие изменения в статьях и статьях затрат и повлиявшие на себестоимость продукции.
Важным фактором, влияющим на размер прибыли от продажи продукции, является изменение объемов производства и реализации продукции. Падение производства в текущих экономических условиях, помимо ряда конфликтующих факторов, таких как рост цен, неизбежно ведет к снижению прибыли. Отсюда следует вывод о необходимости принятия срочных мер по обеспечению роста объемов производства на основе технического обновления и повышения эффективности производства.
Зависимость размера прибыли от объема продаж при прочих равных прямо пропорциональна. В результате показатель эволюции остатков непроданных товаров приобретает существенное значение в рыночных условиях: чем он выше, тем меньшую прибыль получит компания.
Количество непроданной продукции зависит от ряда причин, связанных с текущими рыночными условиями, производственной и хозяйственной деятельностью компании, условиями продажи продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельное значение, и поэтому существует риск перенасыщения сырьем; во-вторых, компания может производить больше продукции, чем она может продать, из-за неэффективной политики продаж.
Кроме того, доля более прибыльных продуктов в нереализованных остатках готовой продукции может увеличиться, что приведет к общему увеличению этих остатков в стоимости на основе сокращения будущих доходов. Для увеличения прибыли компания должна предпринять соответствующие шаги по сокращению остатков непроданной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.
Размер выручки от продажи продукции и, следовательно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции, но и от уровня взимаемых цен.
Свободные цены в контексте их либерализации устанавливаются самими компаниями в зависимости от конкурентоспособности данного продукта, спроса и предложения аналогичных продуктов другими производителями. Таким образом, уровень свободных цен на продукты в некоторой степени зависит от фирмы.
Чтобы принимать множество управленческих решений, важно знать не только факторы, влияющие на стоимость и структуру затрат, но и причины, определяющие изменение прибыльности.
Такой анализ строится по системе показателей рентабельности, применяемой в данной компании. С учетом рассмотренных выше групп показателей факторный анализ можно построить следующим образом.
Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости.