Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что численность детей имеющих ограниченные возможности здоровья, постоянно растет – как в России, так и во всем мире. Это связано с рядом неблагоприятных социальных и экономических факторов, которые негативно влияют на институт материнства и детства, недостаточно эффективно защищаемый государством и Конституцией.
Особенно у большого количества детей, которые рождаются на территории России, диагностируется умственная отсталость. В этой связи в курсовой работе выбрана данная категория детей. Возрастные рамки ограничены младшим школьным возрастом
Умственная отсталость не начинается в младшем школьном возрасте, ее обнаруживают значительно раньше. Однако многие родители и педагоги стараются не замечать отклонений у школьника, списывая их на дурной характер, переходный возраст, плохое окружение, отсутствие учебной мотивации.
Однако зачастую становится уже поздно. Младший школьник с умственной отсталостью, который учится в условиях инклюзивного образования, не может нормально адаптироваться к существующим рамкам, учащимся с нормой психического развития.
Степень изученности проблемы. Проблемой социальной адаптации детей с ОВЗ и младших школьников с умственной отсталостью, в частности, занимался ряд исследователей, которые в большинстве своем давали оценку трудности решения данной проблемы и не предлагали собственных путей ее решения. Однако есть ученые, которые сформировали собственные программы развития социальной адаптации, на основе которых была составлена программа социально-педагогического сопровождения умственно отсталых младших школьников.
Цель исследования – провести анализ организации социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования – социально-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – организация социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть классификацию детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения.
2. Проанализировать специфику психосоциального развития умственно отсталых младших школьников.
3. Охарактеризовать принципы социально-педагогического сопровождения умственно отсталых младших школьников в образовательной организации.
4. Разработать программу социально-педагогического сопровождения умственно отсталых младших школьников.
5. Составить план работы с родителями в рамках социально-педагогической помощи умственно отсталым младшим школьникам.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, проектирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ФОРМЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья: классификация и особенности обучения
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.
Ограниченные возможности здоровья – это не всегда инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» – медицинский термин. Статус ОВЗ дает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребенка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у детей с сахарным диабетом не фиксируется ОВЗ, при этом он является инвалидом. При этом ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности, но характеризуется как ребенок с ОВЗ .
Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребенка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов :
– первый (цензовый) – если ребенок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
– второй (цензовый) – если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;
– третий (не цензовый) – ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
– четвертый – у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжелой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.
Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арманова, Е.Н. Социально-психологические особенности развития ребенка с ОВЗ / Е.Н. Арманова // Вопросы коррекционной педагогики. – 2020. – № 9. – С. 50–62.
2. Бажукова, О.А. Абдуллаева, М.С., Магомедова, П.П. Клинико-психологические особенности формирования межличностных отношений у умственно отсталых младших школьников / О.А. Бажукова, М.С. Абдуллаева, П.П. Магомедова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – Т. 12. № 3. – С. 15–20.
3. Бахтина, С.Э. Психологические особенности умственно отсталых школьников / С.Э. Бахтина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2014. – URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/11/04/psikhologicheskie-osobennosti-umstvenno-otstalykh-shkolnikov (дата обращения: 02.05.2022).
4. Инденбаум, Е.Л. Сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии: проблемные аспекты / Е.Л. Инденбаум // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 37–52.
5. Инденбаум, Е.Л. Коробейников, И.А. Дети с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников. – М.: Просвещение, 2019. – 47 с.
6. Куликова, Н.С. Психолого-педагогические особенности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием / Н.С. Куликова // Киберленинка. Научный портал. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov-s-intellektualnym-nedorazvitiem/viewer (дата обращения: 04.05.2022).
7. Мардасова, Е.В., Хлебников, Д.А., Воробьева, С.И. Специальное воспитание и обучение младших школьников с умственной отсталостью / Е.В. Мардасова, Д.А. Хлебников, С.И. Воробьева // Вестник Омского государственного университета. – 2019. – № 6. – С. 99–119.
8. Мукина, Е.Ю. Ограниченные возможности здоровья ребенка как педагогическая проблема и десоциализирующий фактор / Е.Ю. Мукина // Киберленинка. Научный портал. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ogranichennye-vozmozhnosti-zdorovya-rebenka-kak-pedagogicheskaya-problema-i-desotsializiruyuschiy-faktor/viewer (дата обращения: 20.05.2022).
9. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно-отсталых школьников: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.Г. Петрова, И.В, Белякова – М.: Академия, 2002. – 160 с.
10. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б.И. Пинский. – М.: АПН СССР, 1962. – 312 с.
11. Реан, А.А., Коломенский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломенский. – СПб.: Изд. «Питер», 1999. – 416 с.
12. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
13. Яблочкина, Г.А. Психологические особенности детей с ОВЗ / Г.А. Яблочкина // Дефектология Проф. – 2021. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/psixologicheskie_osobennosti_detej_s_ovz/ (дата образования: 02.05.2022).