Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы семьи и семейных отношений всегда привлекали внимание исследователей. Однако в современных условиях, характеризующихся сложной социально-экономической и политической ситуацией интерес ученых усилился. Мы являемся свидетелями кардинальных перемен, происходящих в социуме. Растет нестабильность, усложняются отношения людей, меняются отношения в семье, стремительно увеличивается число разводов, снижается роль репродуктивной функции семьи, снижается потребность в детях и т.д.
Официальная статистика разводов в России говорит сама за себя. Количество зарегистрированных браков в 2020 году – 770 760, в 2019 году – 950 167. Количество оформленных разводов в 2020 году – 564 033, в 2019 году – 620 730.В 2019 году в суде было расторгнуто более 66 % всех браков, из них более 80 % супружеских пар имели общих несовершеннолетних детей. Примерно в 87 разводах из 100 (при наличии детей) были взысканы алименты.
Как подчеркивают исследователи, развод родителей оказывает наиболее негативное влияние на психическое состояние, как родителей, так и детей. Расставание родителей для ребенка является травмирующей ситуацией, представляет разрушение привычной жизни, вызывает негативные эмоциональные переживания. Изменение структуры семьи влечет изменение отношений с оставшимся родителем. Вероятны разнообразные конфликтные ситуации, втягивание ребенка в противостояние родителей и др. Кроме того, в семье с одним родителем мать не в состоянии реализовать обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. Подобные своеобразные условия воспитания пагубно отражаются на особенностях психического развития детей, их эмоциональном состоянии, самооценке, отношениях с окружающими и т.д.
Исследованием данной проблемы И.Н. Гамаюнова, Е.А. Борисенко, Р.Р. Никифорова, Е.М. Ульянова, С.К. Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова и др.
Большинство исследователей настаивают, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности ребенка. В частности, в течение первого года после развода как мальчики, так и девочки демонстрируют более требовательное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей. На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы начинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успешно адаптируются к новой ситуации [9].
Таким образом, взаимоотношения между родителями и детьми одинаково тяжело воспринимаются как детьми, так и взрослыми. Если взрослые не контролируют свои переживания, то меняется их отношение к детям.
Целью нашего исследования стало изучить особенности влияния развода родителей на психическое развитие ребенка.
Объект исследования: развод родителей.
Предмет исследования: развод родителей и его психологические последствия для ребенка
Задачи исследования:
1. Выявить влияние развода родителей на развитие личности ребенка.
2. Охарактеризовать особенности общения детей и родителей в ситуации распада семьи
3. Провести планирование эксперимента и провести анализ полученных результатов.
4. Подготовить рекомендации родителям детей, которые находятся ситуации развода.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, моделирование.
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование.
Методики исследования:
««Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR).
Методика «Диагностики принятия других» В. Фейя.
База и выборка эмпирического исследования. Исследование было проведено на базе МАОУ «Лицей № 67». В диагностике принимал участие 4 и 5 классы в количестве 21 человек.
Структура и объем работы. Структура работы: введение, основная часть, которая включает в себя две главы и четырех параграфов, заключение, списка использованной литературы из 30 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ РЕБЕНКА
1.1. Влияние развода родителей на развитие личности ребенка
Естественно развод несет негативные последствия не только для партнеров, но и для всех членов семьи. Особенно тяжело его переживает неокрепшая личность ребенка. Соответственно повышается важность решения вопроса его влияния на развитие личности ребенка. Развод родителей может, является главным негативным событием в жизни ребенка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Последствия негативного развода родителей может сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни, в виде низкой самооценки, трудностей построения отношений с другими, ненадежной привязанности и многих других проявлений.
В процессе развития личности ребенка наиболее важным чувством выступает чувство защищенности, уверенность в том, что родители любят его и заботятся о нем. В большей степени важно не само отношение конкретного родителя к ребенку, а ситуация в семье в целом, взаимоотношение в семейной системе. Можно отметить, что более позитивные, уверенные в себе, активные личности вырастают из детей, которые росли в семьях, где были доверительные отношения и партнерские отношений между самими родителями и между родителями и ребенком. Соответственно, дети, из семей, где часто возникали конфликты между родителями, вырастают личности с негативными характеристиками. Конфликт между родителями приводит к конфликту в самих детях. Очевидно, что дети любят обоих своих родителей и частично отождествляют себя с ними обоими, и поэтому конфликт между родителями приводит к конфликтам в самом ребенке. Отмечается, что дети, которые пережили развод или развод и повторный брак родителей, более склонны к психологическим проблемам, чем дети из крепких семей.
Большинство исследований, посвященных этой проблеме, поддерживают идею о том, что последствия имеют отношение к устойчивости, а не к постоянству дисфункций для большинства детей [5].
Реакция ребенка на развод родителей и последствия для его личности в будущем зависит от разных факторов. Одним из таких может выступать возраст ребенка на момент переживания ситуации развода родителей.
1. Младенческий возраст и ранее детство.
У детей младшего возраста (до трех лет) негативные психогенные реакции в ситуации развода родителей, как правило, наименее выражены. Тем у них могут быть проявления регрессивного поведения с возрастанием зависимости от матери, ухудшением речи, эпизодами недержания мочи, появлением склонности к капризам. Как указывают зарубежные авторы, дети до трех лет не осознают ситуацию развода и не понимают, почему один из родителей стал проживать отдельно, но могут реагировать на смену привычного образа жизни (переезд, изменения в распорядке дня, замена няни), а также на подавленное эмоциональное состояние ухаживающего родителя. У них в ситуации развода родителей могут отмечаться ночные страхи, плаксивость, подавленность, отгороженность, приступы агрессии; они могут проявлять большую зависимость от того родителя, с которым проживают.
В таком раннем возрасте переживания ребенком развода родителей, напрямую связано с переживанием матерью. Это объясняется тем, что какое-то время новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, ощущают себя и мать как единый организм [6]. Таким образом, конфликты в семье, негативные симптомы матери, все это сказывается на ребенке, который ощущает негативные эмоции матери. Также в процессе развода у матери может просто не быть времени, сил и желания на заботу о ребенке, поскольку она полностью погружена в переживание развода, в конфликт с партнером. Однако, ряд авторов отмечают и противоположные ситуации, когда в ситуации развода мать полностью погружается в ребенка, окружает ребенка чрезмерной заботой, все свое время посвящает ему, так что ее эмоциональное состояние передается ему в прямом контакте [7].
2. Дошкольный возраст.
В этом возрасте развод родителей выступает крушением устойчивой семейной структуры, изменение привычных отношений родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери [8]. Существуют исследования, в которых изучаются дети данного возраста, их реакции, переживания в период перед разводом родителей, конкретно в период развода и через несколько месяцев после него. Дети в возрасте 3 – 3,5 лет на развод родителей чаще реагировали плачем, нарушением сна, снижением познавательных процессов, демонстрацией неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Более тревожные и ранимые дети даже спустя год демонстрировали депрессивные реакции и задержки развития. Среди детей 3,5 – 4,5 лет отмечается высокий уровень тревожности, чувство утраты, также у них отмечается более высокий уровень агрессивности. Также у них отмечается чувство вины, соответственно, они винят себя в конфликтах родителях и их разводе, свойственно самообвинение. При этом дополнительно отмечается снижение самооценки, депрессивные состояния и т.д. [7]. Также в исследовании было выявлено, в этом возрасте мальчики переживают развод более травматично, чем девочки, это может быть объяснено, идентификацией мальчика с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. В свою очередь у девочек идентификация в период развода может изменяться в зависимости от характера переживаний матери. В возрасте 5 – 6 лет у детей отмечается повышение уровня агрессии и тревоги, раздражительность. Дети этого возраста способны понимать, какие изменения принесет развод в их жизнь. Они уже могут описать свое состояние, свои переживания, тоску по отцу, желание восстановить семью. У таких детей, как правило, не отмечается ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки. Однако у уже в старшем дошкольном возрасте девочки переживают развод родителей сильнее, чем мальчики, они описывают такие состояния, как тоска по отцу, надежда на воссоединение родителей и другие. У наиболее уязвимых детей этого возраста отмечается острое чувство потери: они не могут говорить и думать о разводе, у них нарушены сон и аппетит [9]. Наибольшие негативные последствия отмечаются у детей, которые являются единственными в семье. В свою очередь, имеющие сиблингов, намного легче переживают развод: у них есть возможность вымещать агрессию или тревогу друг на друге, это, в свою очередь, значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов [10].
3. Подростковый возраст.
В данном возрасте распад семьи проявляется особенно остро. Часто описывается жесткость подростков, которые выросли без отца. Отсутствие в семье мужского образца поведения может приводить к тому, что лишенные положительных примеров мужского отношения к людям, мужской любви к себе такие подростки не различают мужское и псевдомужское поведение. Они маскируют свою несостоятельность через попытки возвысить себя на фоне более слабого, унизит зависимого. Соответственно, у подростков из разведенных семей, отмечается низкая самооценка. Такие подростки часто рассматривают ушедшего отца как предателя и относятся к нему соответствующе. Негативные последствия для детей разведенных родителей, являются более выраженными, в ситуации, когда ребенок был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу [11].