Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время происходит бурное развитие правовой системы, принимаются правовые акты во всех отраслях общественной жизни, регламентирующее отношения между субъектами правоотношений. При этом право, имеет определенную форму, называемую источником права, для романо-германкой правовой семьи, к которой относится и российская Федерация, самым распространённым источник выступает нормативно-правовой акт. К обязательным признакам данного источника, кроме прочих относится официальный характер, специальный порядок закрепления и опубликования. При этом, без соблюдения установленного порядка в принятию и опубликованию нормативного акта, данный источник не будет иметь юридической силы, следовательно, не сможет регулировать общественные отношения и не получится достигнуть цели издания данного документа. В связи с этим соблюдение порядка опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов имеет существенное значение и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объектами исследования являются общественные отношения, связанные с опубликованием и вступлением в действие нормативных правовых актов.
Предметом исследования являются взгляды учёных на правовую природу опубликования и вступления в действие нормативных правовых актов.
Целью исследования является теоретическое изучение опубликования и вступление в действие нормативных правовых актов
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть понятие и признаки нормативно-правого акта;
- дать характеристику опубликования и вступление в действие нормативных правовых актов;
- изучить правовое регулирование порядка опубликования и вступление в действие нормативных правовых актов;
- рассмотреть развитие порядка опубликования и вступления в силу нормативных актов.
При написании работы были использованы методы научного познания, анализа и синтеза, а так же сравнительно правовой и формально-юридический метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
1. Общая характеристика порядка опубликование и вступление в действие нормативных правовых актов
1.1 Понятие и признаки нормативно-правого акта
В юридической литературе России нет однозначного определения понятия нормативного правового акта. По мнению ряда ученых, нормативный правовой акт - это официальный документ, изданный в особом порядке компетентным правотворческим органом, содержащий нормы права. По мнению других, нормативный правовой акт - это официальный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права .
Отличительными особенностями нормативного акта являются особый порядок принятия, особая форма, систематизация, особый порядок вступления в силу, неоднократный порядок применения и распространение на неоправленное число лиц, возможность внесения изменения, особый порядок прекращения действия.
Л. А. Морозова называет следующие характеристики нормативного правого акта: они имеют особенности нормативной фиксации, публикации государственными органами, а также общую обязанность .
С. В. Бошно указал на следующие особенности нормативного акта как наличие системы актов, официальные характер, общеобязательности применения. .
Большинство авторов при изучении нормативных актов относят к ним в первую очередь федеральные законы. Официальный, государственный характер правового регулирования, особый порядок опубликования.
В соответствии с законодательными требованиями официальным опубликованием нормативных правовых актов является первая публикация в «Российской газете» и на «Официальном интернет портале правовой информации».
В нормативных актах закрепляются законодательные нормы, которые носят официальный характер .
Особое внимание следует уделить полномочиям на публикацию (применение) нормативных правовых актов. Решение о публикации актов, согласно требованию закона, принимается уполномоченными органами . Т. В. Кашанина указывает, что официальное опубликование актов осуществляется государственными органами . В настоящее время официальное опубликование осуществляется так же на специализированных сайтах.
Далее рассмотрим субъекты, имеющие право принимать акты. Принятие нормативных правовых актов входит в компетенцию государственных органов (Правительства Президента Госдумы, Министерства и ведомств), а также государственных органов субъектов федерации или органов местного самоуправления.
Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» определяет следующих лиц, которые могут выступить с законодательной инициативой:
- граждане Российской Федерации и их объединение;
- органы государственной власти, должностные лица Российской Федерации;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации;
- представительные и исполнительные органы местного самоуправления.
При принятии нормативных актов должен соблюдаться принцип обмена новостями
В соответствии с принципом разделения полномочий судебные органы не имеют права принимать нормативные акты. При этом судебный орган принимает акты толкования судебных решений и нормативные акты. Существует мнение, что акты толкования касаются источников права. Ведущая роль в толковании нормативных актов принадлежит Конституционному суду. Другие ученые отмечают, что акты толкования не имеют юридической силы, поскольку акты толкования не соответствуют признакам нормативного акта.
Следующий признак нормативного акта - его постоянное действие с момента вступления в силу, до отмены. Нормативный правовой акт содержит нормы поведения, обязательные для неопределенного круга лиц (не персонифицированных) и предназначенные для повторного использования.
В. М. Серых указывает, что достоянием правовой нормы является регулирование общественных отношений . Регулирование - это установление обязательных норм поведения для общества и контроль за их осуществлением. Если нормативный акт не несет обязательных признаков, то он теряет свою юридическую силу и не может регулировать отношения с общественностью, положения, содержащиеся в тексте нормативного правового акта, не являются собственностью нормативного правового акта, то его нельзя использовать в качестве регулятора общественных отношений.
Это понятие связано с таким понятием нормативного акта, как его нормативный характер. Верховенство права рассматривается в качестве стандартной нормы. Применение этих норм связано с тем, что нормативный акт регулирует аналогичные социальные отношения. В связи с этим возникает необходимость повторить применение определенных правил нормативного регулирования отношений.
Традиционно нормы принято делить на социальные и технические. Социальные нормы регулируют поведение члена социальной группы и направлены на достижение результирующего набора. технические стандарты предусматривают порядок взаимодействия индивида с объектами материального мира.
Нормативный правовой акт содержит как социальные, так и технические нормы.
Возникает вопрос о том, к какому виду правовых актов должны относиться такие акты. Правовые акты должны включать все документы, содержащие правовые нормы, независимо от количества этих норм.
Среди особенностей правового акта важно отметить его документальную форму.
Характер и цель нормативных правовых актов требуют чёткого определения формы действия. В юридической науке принято различать внешние и внутренние формы нормативного правового выражения.
Форма выражения направлена на установление подлинности нормативно-правового акта, что позволяет отличать его от других правовых актов. Эти опознавательные знаки называются частями постановления. Внутренняя форма, то есть структура содержимого документа и связь между его частями.
Правовой акт - документ, имеющий письменную форму, который составляется в соответствии с требованиями правовой технологии.
Таким образом, нормативно-правовой акт - это документ, оформленный в письменной форме, имеющий определенную структуру, обусловленную требованиями правовой технологии. Из других документов нормативно-правовой акт с использованием специальных терминов и наличием определенных реквизитов.
Правила имеют определенную иерархию. Они разделены юридической силой. Высшим правовым атомом является Конституция. Далее следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы. На уровне субъектов принимаются Законы субъектов. На муниципальном уровне резолюции и решения. Эти акты имеют признаки нормативно-правового акта.
Данные законы и нормативные акты включены в систему нормативных правовых актов, с помощью которых осуществляется нормативное регулирование общественных отношений в зависимости от задач государства и сферы деятельности.
Исходя из иерархии, может быть реализована идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой их система не может функционировать.
Нормативный документ имеет нормативное действие. Важное значение имеет правовое регулирование деятельности, регулирующей общественные отношения, использование специальных методов управления для раскрытия содержания нормативных правовых актов, исследования субъектов, на которые направлено действие нормативных актов, поскольку их отношения подлежат правовому регулированию в определенной социальной группе.. Между людьми в определённых социальных группах возникают социальные отношения. Поэтому правовое регулирование базируется на системе правовых норм, устанавливающих модель желаемого общественного порядка в определённой сфере общественной жизни, то есть через правовое регулирование отношения между субъектами социальной группы принимаются в определённой правовой форме, выполняя функции государственного управления.
При этом не все социальные отношения подвержены нормативно-организационному воздействию. Правовые последствия распространяются на отношения, которые отражают наиболее важные и важные цели общества и связаны с государственным управлением. Так, в отношении установления правил безопасности государство принимает правила, например, правила дорожного движения и в отношениях, связанных с предпринимательской деятельностью, можно устанавливать правила поведения самостоятельно, например, при заключении договора поставки сами стороны вправе устанавливать пределы видимости в случае его неисполнения.
Таким образом, были рассмотрены основные характерные черные нормативного правового акта. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что нормативным правовым актом является письменный документ, выполненный в специальной форме, при условии соблюдения требований правовой технологии, принятых в установленном порядке уполномоченным органом, публикуется в соответствующих источниках, содержащих правовые нормы, регулирующие общественные отношения в отношении ненасыщенного числа лиц, предназначен для повторного использования, имеющий обязательный характер, предусмотренный силой государственного принуждения. .
В настоящее время не принят закон о нормативных актах, устанавливающий требования к принятию закона. При изучении правоприменительной практики необходимость ее принятия в настоящее время остается актуальной. Кроме того, принятие нормативного акта положит конец многочисленным дискуссиям правоведов о включении различных признаков в структуру нормативного правого акта и признании некоторых признаков доминирующими и другими вторичными.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета.-2020 - N 144
2. Указ Президента Российской Федерации от 05.04.1994 № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов». Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 1994 . №15 Ст. 1173
3. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. 1994. N 8. Ст. 801
4. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. 1994. N 8. Ст. 801
5. Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 30. Ч. I. Ст. 4029.
6. Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О стандартизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015 . N 27. Ст. 3953
7. Закон Костромской области от 11 января 2007 г. № 106-4-ЗКО «О нормативных правовых актах Костромской области» // СП - нормативные документы. 2007. N 4(64)
8. Закон г. Москвы от 8 июля 2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы»// Вестник Мэра и Правительства Москвы. N 41. 2009
9. Закон Алтайского края от 9 ноября 2006 г. № 122-ЗС «О правотворческой деятельности» // Сборник законодательства Алтайского края. 2006. N 127. ч. 2.С. 157.
10. Бошно С.В. Нормативный правовой акт в условиях современной российской теории и практики // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 11. С. 27-30
11. Воробьев Н.И., Субанова Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2014. – 331 с.
12. Джоусе-Иванина М. Нормативно-правовой акт в системе источников российского права: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. – 144 с.
13. Казанцева О. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов как источника российского права // Юрислингвистика. – 2021. - № 22 С. 11-16
14. Кашанина Т.В. Юридическая техника: М. Норма 2011. – 320 с.
15. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Правовые акты: учеб.-практ. пособие. М.: Проспект 1999. 120 с.
16. Лысенко В.А. Крамской И.С. Рязанова Н.А. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 4. С. 204-206
17. Морозова Л.А. Теория государства и права: учеб. М. Юрайт, 2002. С. 603 с.
18. Нормотворческая юридическая техника /под ред. Н.А. Власенко - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ , 2013 . – 310 с.
19. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Юрайт. 2000. -240 с.
20. Талапина Э.В. Электронное опубликование нормативных актов: зарубежный опыт // Государство и право. 2009. № 7. С. 59.-61.
21. Филатова Л.В. Развитие государственных электронных сервисов в области правовой информации // Российская юстиция. 2012. № 4. С. 44.
22. Хахов, А. А. Нормативные правовые акты и их место в системе правовых актов современной России // Молодой ученый. 2019. № 49 (287). С. 437-439.
23. Чекмарев Г.Ф. К вопросу о действии закона, затрагивающего права, свободы и обязанности военнослужащих во времени // Право в вооруженных силах. 2007. № 5, С. 11-15