Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современное медиапространство фактически заполнено выступлениями различных актеров стендапа, который только набирает свою популярность в современной России. Фактически началом активного развития стендапа в нашей стране стало появление еще в 90-е годы известного стендап-шоу «Comedy Club», резидентами которого были самые известные актеры стендапа.
В этот период была сформирована новая модель стендап-выступлений, которая постепенно совершенствовалась и трансформировалась в некую отдельную культуру, которая на сегодняшний день серьезно отличается от обычной сатирическо-юмористической традиции актерских монологов, принятой еще в советские годы.
Формирование сценической маски актера стендапа – явление социально и психологически обусловленное, связанное с необходимостью каждого актера в творческой самореализации в индивидуальном жанре выступлений. Достаточно сложно определить, какими конкретно факторами руководствуется каждый артист, однако выделение различных типов создаваемых стендаперами сценических образов является важной научно-практической задачей, которая может быть частично реализована в данной курсовой работе.
Степень изученности проблемы. Вопрос о формировании образа актера стендапа практически не изучен в научной литературе. Существует лишь несколько исследований, которые, так или иначе, затрагивают тему изучения стендапа как направления творческой самореализации, а также структурных и лингвистических особенностей стендап-выступлений, однако данные темы являются смежными.
История развития стендап-культуры в современном ее понимании также мало изучена в научной литературе, несмотря на то, что существует достаточное количество праобразов современных стендаперов, которые работали еще в советское время.
Цель исследования – провести анализ особенностей создания сценического образа актера стендапа.
Объект исследования – сценический образ современного актера стендапа.
Предмет исследования – особенности создания сценического образа актера стендапа.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть исторические праобразы современных стендаперов.
2. Выделить основные типы образов современных российских стендаперов.
3. Раскрыть этапы и методы создания образа современного стендапера.
4. Проанализировать соотношение сценического образа стендапера и личности артиста.
5. Провести сравнительный анализ образов современных российских и зарубежных стендаперов.
Эмпирическая база исследования: видеоролики выступлений М. Марковой, Н. Джабраиловой, З. Яровицыной, П. Воли и Г. Харламова.
Методы исследования: анализ научной литературы и видеоматериалов, описательный, сравнительный, классификация, обобщение, исторический, хронологический, моделирование, контент-анализ.
Гипотеза исследования: сценическая маска современного актера стендапа строится на личностных особенностях самого артиста.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением исторических аспектов формирования современной стендап-культуры, выявлением основных аспектов формирования образов актеров стендапа. Полученные из научной литературы данные могут быть полезны для проведения последующих научных разработок в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена выделением ряда типов актеров стендапа и соотношения их сценических масок с реальной личностью актеров. Полученные данные могут применяться для разработки методических указаний по анализу творчества актеров стендапа.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, 5 разделов, заключения и списка литературы.
1. Исторические праобразы современных стендаперов
Современный стендап является важной частью российской культуры. Данное творческое направление сформировано в соответствии с актуальной социально-культурной обстановкой в стране, однако его формирование было основано на исторических предпосылках, которые существовали еще в советское время.
Несмотря на то, что в СССР не существовало понятия «стендап», можно выделить несколько эстрадных артистов советской эпохи, которые фактически стали пионерами данного жанра и сформировали собственную творческую манеру.
Основателем жанра «стендап» в СССР, несомненно, является Аркадий Райкин – великий комик, который сформировал уникальную традицию выступлений в эстрадном жанре и общения со зрителями.
Во времена тоталитарного режима расхожими мишенями сатириков были бюрократы, бракоделы, мошенники, бездельники и, конечно же, «дураки всех мастей и калибров» (разумеется, неперсонифицированные). Эти набившие тогда оскомину персонажи, благодаря высокому искусству Аркадия Райкина, становились чрезвычайно выразительными, приобретали неповторимую индивидуальность, а порой даже вызывали симпатию, по сути примиряя не с пороками, а с жизнью во всем ее парадоксальном многообразии.
«Сатира Райкина не была злой, брезгливой и брюзгливой, она талантливо вышучивала, а не бичевала, фиксировала и с педантичной аккуратностью выводила человеческие грехи, а не клеймила их, не вырубала, не выжигала... Что пользы злобно бороться со злом! Его театральный гений был мудрым» .
Самыми впечатляющими получались у Райкина бытовые пародии. И особенно на люмпенов – неотесанных, порой агрессивных. В своих антиподов он перевоплощался поразительно точно и ярко, из-за чего многие реплики этих персонажей прочно засели в нашей памяти(«В греческом зале, в греческом зале!», «В ванной огурчики засолим»...). В его творчестве были разные этапы. В какой-то момент он предпочел отказаться от очень смешных и точно передающих характер персонажей масок: Аркадий Исаакович справедливо решил, что его мастерство не нуждается во вспомогательных выразительных средствах.
Зрители очень тонко чувствовали эту чрезвычайно искреннюю интонацию, а также огромное, буквально фантастическое личное обаяние Райкина. Он обращался ко всем присутствующим в зале и в то же время к каждому в отдельности. Люди очень ценили это, невероятно верили Райкину и очень его любили, относились к нему с искренней нежностью и благодарностью .
На сцене Аркадий Райкин был самим собой. Придумывая для себя сценические образы, он лишь штриховал собственные личностные особенности, подстраивая их под тех персонажей, которые становились объектами его сатиры.
Вторым пионером стендапа в СССР стал Геннадий Хазанов, который, будучи еще молодым человеком, не просто утверждался на эстраде, но добивался на ней большого успеха, становился единственным в своем роде и, в конце концов, определился как солист, выступающий на протяжении целого вечера, и имел очень большой успех. На такое редко кто отваживался даже среди самых известных и талантливых эстрадных мастеров .
Тот, кого Хазанов представлял в начале своей творческой карьеры, – простой молодой человек, непосредственный, не очень образованный, но себе на уме. Наверное, в школе, да и теперь в техникуме он не числился среди лучших учеников, но не находился и среди последних. В нем отсутствовала особенная бойкость, но он ни в коем случае не простофиля. Сейчас он озабочен своей судьбой, думает о будущем, и мы вместе с ним хотим понять, как сложится его жизнь.
Так артист Хазанов создал образ современника, с его биографией, перспективой развития, и сумел этот персонаж показать в эстрадном номере, действующем в сборном спектакле, а это значит ограниченном жесткими временными рамками. На сцене можно пребывать не более 15 минут. Это для участников сборного эстрадного концерта – максимум. И именно, когда он начал исполнять свой первый серьезный номер, о нем заговорили и не просто как о способном молодом артисте, но как о мастере эстрады. Он стал лауреатом эстрадного конкурса .
Как много эстрадных артистов, найдя интересную маску, заинтересовавшую публику, так на ней и останавливаются, выступают в этой маске 5–10 лет, а иногда до конца эстрадной жизни. Примеров тому можно найти множество. Достоинство Хазанова заключалось и в том, что он постоянно стремился к новому, к созданию новых номеров и целых программ.
Оказавшись на авансцене, он начинает говорить, и чудо мастерства заключается в том, что каждому сидящему в зале кажется, что артист обращается именно к нему, что это с ним ведет диалог, ему доказывает. Артист обращается к самым разным темам: тут и бюрократизм, и взяточничество, и низкое качество продукции. Короче говоря, все то, что нас каждодневно окружает, находит то или иное отражение в его репертуаре.
Однако дело заключается в том, что в зависимости от темы Хазанов становится тем, от имени кого ведется речь. И в каждой новой сценке артист ведет себя совсем по-иному. Иногда он ироничен, иногда удивлен, иногда растерян, но всегда убедителен, всегда в характере играемого персонажа, всегда погружен в суть событий.
Хазанов на протяжении сценки играет несколько ролей и, не переодеваясь, не прибегая к гриму и парикам, не используя акцентов, почти не изменяя мелодики речи, тем более не прибегая к показу хромоты, нарочитой шепелявости, заикания, добивается, прежде всего, средствами внутреннего перевоплощения, используя при этом тончайшие, но всегда убедительные внешние детали.
Следует признать, что при всей комедийной и сатирической направленности своего искусства Хазанов почти вовсе исключает гротесковые крайности, а уж тем более приемы буффонады, он действует скорее в приемах психологического театра, хотя с естественной поправкой на эстраду, когда артист впрямую общается со зрительным залом и постоянно демонстрирует то, что определяется как открытость мастерства .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристархова, Е.Н., Федорова, А.А., Чижова, И.С. Маркетинг в сфере культуры и искусства / Е.Н. Аристархова, А.А, Федорова, И.С. Чижова. – Красноярск: Дело, 2022. – 480 с.
2. Астапкович, В. Биография Геннадия Хазанова / В. Астапкович // РИА Новости. – 2020. – URL: https://ria.ru/20201201/khazanov-1587062902.html (дата обращения: 15.05.2022).
3. Биография Марии Марковой // Истории успешных людей. – 2020. – URL: https://stories-of-success.ru/iskusstvo/marii-markovoy (дата обращения: 17.05.2022).
4. Веселова, М. Рупор современности: краткая история и интересные факты о стендапе / М. Веселова // Вокруг света. Журнал русского географического общества. – 2022. – URL: https://www.vokrugsveta.ru/articles/rupor-sovremennosti-istoriya-i-interesnye-fakty-o-stendape-id674769/ (дата обращения: 15.05.2022).
5. Гарик Харламов как эталон российского юмора, или Куда мы катимся? // Яндекс Дзен. – 2021. – URL: https://zen.yandex.ru/media/sokmedia/garik-harlamov-kak-etalon-rossiiskogo-iumora-ili-kuda-my-katimsia-600e937c1924cc0331befa94 (дата обращения: 17.05.2022).
6. Геннадий Хазанов // Киног-театр.ру. – 2012. – URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/art/history/2405/ (дата обращения: 16.05.2022).
7. Горлышкина, А.В., Свойкин, К.Б. Англоязычный юмористический дискурс stand-up show: концепт комического / А.В. Горлышкина, К.Б. Свойкин // Киберленинка. Научный портал. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/angloyazychnyy-yumoristicheskiy-diskurs-stand-up-show-kontsept-komicheskogo/viewer (дата обращения: 16.05.2022).
8. Гутыренко, А.А. Стендап в России / А.А. Гутыренко. – Воронеж: Смена, 2021. – 320 с.
9. Дементьева, Ю.А., Широкова, В.В., Поланская, И.В. Трудный путь артиста-комика: от успеха к забвению / Ю.А. Дементьева, В.В. Широкова, И.В. Поланская // Вопросы искусствоведения. – 2022. – № 1. – С. 35–46.
10. Зиновьев, И.В., Шутько, И.С. Кто и что стоит за стендапом в региональных новостях / И.В. Зиновьев, И.С. Шутько // Журналистика и массовые коммуникации. – 2015. – № 3. – С. 30–43.
11. Зоя Яровицына // 24СМИ. – 2021. – URL: https://24smi.org/celebrity/119589-zoia-iarovitsyna.html (дата обращения: 15.05.2022).
12. «Иногда миниатюры для Эдуарда Сурового придумываются месяцами, а бывает – за минуту до выхода на сцену». Интервью с Гариком Харламовым // Кинорепортер. – 2019. – URL: https://kinoreporter.ru/harlamov-interview/ (дата обращения: 15.05.2022).
13. Кривоносова, Е.М., Николаева, П.В., Щедринская, А.В. Формирование сценического образа современного артиста эстрады: проблемы и особенности / Е.М. Кривоносова, П.В., Николаева, А.В. Щедринская // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного шоу-бизнеса: социальный и экономический аспект». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 80–92.
14. Макаренко, А. Мать привила комплексы: звезда «Женского стендапа» Джабраилова вскрыла проблемные отношения в семье // Покатим к знаменитостям. – 2021. – URL: https://pokatim.ru/k-znamenitosti/shou-biznes/51512 (дата обращения: 15.05.2022).
15. Мария Маркова // 24СМИ. – 2019. – URL: https://24smi.org/celebrity/142444-mariia-markova.html (дата обращения: 15.05.2022).
16. Надя Джабраилова // 100 биографий. Сайт о биографиях знаменитостей. – 2021. – URL: https://100biografiy.ru/tv/nadya-dzhabrailova (дата обращения: 15.05.2022).
17. Павел Воля // 24СМИ. – 2021. – URL: https://24smi.org/celebrity/34-pavel-volia.html (дата обращения: 15.05.2022).
18. Познанский, В. «Вещество искусства» Аркадия Райкина // Лехаим. – 2001. – № 11(115). – URL: https://lechaim.ru/ARHIV/115/raykin.htm (дата обращения: 16.05.2022).
19. Смирнов, Н. Стендап и свобода слова: что происходит с юмором в эпоху политкорректности и где проходит граница допустимого / Н. Смирнов // Правила жизни. – 2021. – URL: https://www.pravilamag.ru/articles/172373-stendap-i-svoboda-slova-chto-proishodit-s-yumorom-v-epohu-politkorrektnosti-i-gde-prohodit-granica-dopustimogo/ (дата обращения: 17.05.2022).
20. Чубар, А. Монологи Клары Новиковой: ее творческий путь и личная жизнь / А. Чубар // Так просто. – 2021. – URL: https://takprosto.cc/monologi-klary-novikovoy/ (дата обарщения: 15.05.2022).