Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История есть прошлое человечества, многовековой опыт, передаю-щийся из поколения в поколение. Мы знакомимся с историей с раннего детства в виде мифов и былин, позднее изучаем её в школе уже более осмысленно. История - это совокупность наук, изучающих прошлое чело-веческого общества.
Актуальность темы. Для современной системы образования харак-терна гуманизация - обращение к личности учащегося, и гуманитаризация - максимальное использование образовательных, развивающих и воспита-тельных возможностей гуманитарных предметов. Изучение истории имеет большие образовательные особенности, а также способствует общему культурному росту личности, формированию системных знаний. Изучение исторической пропедевтики является новым явлением в отечественной си-стеме образования, поэтому требуется теоретическая разработка и накоп-ление практического опыта. Сегодня стало очевидным, что именно гума-нитарные науки формируют личность, социализируют её, т.е. подготавли-вают к жизни в обществе, развивают способность и умения осваивать ин-формацию.
Объект исследования – методы преподавания истории в школе.
Предмет исследования – предмет, задачи методики обучения исто-рии в школе.
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть суть и задачи методики преподавания истории.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
1. рассмотреть задачи методики обучения истории в школе;
2. изучить предмет методики обучения истории как науки;
3. проанализировать связь методики обучения истории с другими науками;
4. охарактеризовать современные методы обучения истории.
1. Предмет и задачи курса «Методика обучения истории»
1.1 Предмет методики преподавания истории
Слово «методика» происходит от древнегреческого слова «мето-дос», что означает «путь исследования», «способ познания». Значение его не всегда было одинаковым, оно менялось с развитием самой методики, с формированием ее научных основ.
Первоначальные элементы методики обучения истории зародились с введением преподавания предмета как ответ на практические вопросы о целях преподавания, об отборе исторического материала и приемах его раскрытия. Методика как наука прошла сложный путь развития. Дорево-люционная методика разработала богатый арсенал приемов работы учи-теля, создала целые методические системы, объединявшие общей педаго-гической идеей отдельные приемы. Речь идет о формальных, реальных и лабораторных методах. Советская методика внесла свой вклад в разработ-ку научной системы знаний о процессе обучения истории, о задачах, путях и средствах его совершенствования; ее целью было воспитание строителей коммунизма. преподавание история педагогический
Постсоветский период поставил перед методикой новые задачи и потребовал от ученых, методистов, учителей-практиков переосмыслить основные положения методической науки.
Система образования на рубеже XX и XXI вв. не удовлетворяет общество. Расхождение между целями и результатами обучения стали оче-видны. Понадобилась реформа всей системы образования, включая исто-рическое. Перед учителем с новой силой встал вопрос: чему и как учить ребенка? Как научно определить действительно необходимый и целесооб-разный состав и объем исторических знаний? Ограничиваться только со-вершенствованием содержания образования нельзя, надо стремиться со-вершенствовать познавательный процесс, опираясь на его внутренние за-кономерности.
На сегодняшний день вопрос, является или нет методика наукой, не актуален. Он решен принципиально – методика преподавания истории имеет свой предмет. Это научная дисциплина, которая исследует процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для повы-шения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Методика разрабатывает содержание, организацию и методы обучения истории в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Преподавание истории в школе – это сложное, многогранное, не всегда однозначное педагогическое явление. Его закономерности раскры-ваются на основе объективных связей, существующих между образовани-ем, развитием и воспитанием учащихся. В основе его лежит учение школь-ников. Методика изучает учебную деятельность школьников в связи с це-лями и содержанием обучения истории, приемы руководства усвоением учебного материала.
Обучение истории, как уже говорилось, – это сложный процесс, включающий взаимосвязанные и находящиеся в движении компоненты: цели обучения, его содержание, передачу знаний и руководство их усвое-нием, учебную деятельность школьников, результаты обучения.
Цели преподавания определяют содержание обучения. В соответ-ствии с целями и содержанием избирается оптимальная организация пре-подавания и обучения. Эффективность организации педагогического про-цесса проверяется полученными результатами образования, воспитания и развития.
Компоненты процесса обучения – категории исторические, они из-меняются с развитием общества. Цели преподавания истории, как правило, отражают те изменения, которые происходят в обществе. Четкое определе-ние целей обучения является одним из условий его эффективности. Опре-деление целей должно учитывать общие задачи обучения истории, разви-тия учащихся, их знания и умения, обеспечение учебного процесса и т.д. Цели должны быть реальны для тех условий, которые существуют в кон-кретной школе.
Содержание – обязательный компонент процесса обучения. Исто-рически обусловленная перестройка целей меняет и содержание обучения. Развитие истории, педагогики и психологии, методики также влияет на со-держание преподавания, на его объем и глубину. Так, в преподавании ис-тории в современных условиях преобладает цивилизационный подход вместо формационного, много внимания уделяется историческим лично-стям. Педагог учит детей уметь разграничивать процесс познания прошло-го и процесс нравственной оценки поступков людей и т.д.
Движение в процессе обучения осуществляется путем преодоления внутренних противоречий. К ним относятся противоречия между целями обучения и уже достигнутыми результатами; между оптимальными и при-меняемыми в практике методами и средствами обучения.
Процесс обучения истории ставит своей целью развитие индивиду-альности школьника, его личностных качеств. Он обеспечивает гармонич-ную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание). Понятие воспитывающего обучения содержит в себе понятие обучения, за-кладывающего основы самостоятельного мышления учащихся. Единство обучения, воспитания, развития достигается лишь при условии активиза-ции работы самих учащихся на всех этапах процесса обучения. Обучение имеет воспитывающий характер также в связи с формированием ценност-ных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысле-ния опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами. Правильное решение образовательных и воспитательных задач школьного преподавания истории невозможно без учета психолого-возрастных особенностей учащихся различных концентров.
Так, младший школьник стремится к накоплению исторических знаний, много расспрашивает учителя. Его интересуют детали одежды рыцарей, доблесть и мужество в походах, они тут же на переменах затева-ют гладиаторские бои или рыцарские турниры. Старшеклассник стремится не столько к накоплению исторических фактов, сколько к их осмыслению и обобщению; он стремится к установлению логических связей между исто-рическими фактами, раскрытию закономерностей, теоретическим обобще-ниям. В старших классах растет удельный вес знаний, которые учащиеся получают самостоятельно. Это связано с дальнейшим развитием логиче-ского мышления. В этом возрасте растет интерес к тем элементам знаний, которые относятся к вопросам политики, морали, искусства. Происходит дифференциация интересов школьников: одни интересуются точными дис-циплинами, другие – гуманитарными. Различные типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, общеобразовательные школы – реализуют этот интерес. Вместе с тем нужно уметь привлечь ценный в познавательном отношении материал, поддерживая и развивая интерес школьников.
Таким образом, для решения этих задач необходима систематиче-ская работа учителя над развитием исторического мышления учащихся, над выработкой у них научного понимания истории. Ставя перед препода-ванием истории задачи – учебные и воспитательные, определяя содержа-ние курсов истории, намечая способы передачи знаний школьникам, необ-ходимо рассчитывать на получение определенных результатов: чтобы учащиеся усвоили исторический материал и у них сложилось свое отноше-ние к историческим фактам и явлениям. Все это и обеспечивает методика преподавания истории. При определении задач методики школьного обу-чения истории нужно учитывать, что они вытекают из ее содержания и ме-ста в системе педагогических наук.
Методика вооружает учителя истории содержанием и педагогиче-скими средствами обучения, знаниями и умениями, необходимыми сред-ствами для эффективного исторического образования, воспитания и разви-тия учащихся.
Являясь отраслью педагогической науки, обогащая ее общую тео-рию, методика обучения истории непосредственно опирается на эту тео-рию; таким образом, достигается единство теоретической основы и прак-тической деятельности в обучении истории. Познавательная деятельность окажется неполноценной, если обучение истории не будет отвечать совре-менному уровню исторической науки, ее методологии.
Показать больше