Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экскурсия представляет собой сердцевину туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
Необходимо констатировать тот факт, что одной из важных составляющих туристического продукта является экскурсионная программа. От того, насколько грамотно она составлена и на каком уровне проводятся экскурсии, зависит впечатление от страны или региона пребывания.
В настоящее время, основная масса туристов пользуется групповыми экскурсиями. К экскурсиям предъявляются определенные требования. Главное требование к любой экскурсии – ее должен проводить высококвалифицированный гид, имеющий лицензию, выданную туристическими властями страны. В последнее время становится все более популярным индивидуальный туризм. Туристы могут заказать индивидуальные экскурсии. Программа для таких экскурсий составляется «под заказ клиента», предполагается предоставление машины представительского класса с водителем и сопровождение русскоговорящего гида.
Следовательно, экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Экскурсии – это реальная возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа.
Именно поэтому тема является актуальной в настоящее время, так как несет в себе познавательную и образовательную составляющие данного вида туристской деятельности.
Глава 1. Теоретические основы экскурсионного обслуживания в туризме
1.1 Понятие и виды экскурсионного обслуживания
В туристической деятельности экскурсионное обслуживание может выступать, как самостоятельным продуктом, например, в клубах, домах отдыха и т.д., так и в составе туристского пакета.
Экскурсионное обслуживание - организация и оказание экскурсионных услуг, которые удовлетворяют потребности туристов тем самым приобщает его к духовным и нравственным ценностям, способствует расширению кругозора. Выбор объекта может быть свободным, также может удовлетворять расширению знаний в профессиональной сфере, а группа тематических экскурсий, к примеру, носит воспитательные цели.
При осмотрах музейных и выставочных композиций, исторических, культурных и природных достопримечательностей позволяет донести до потребителя комплекс знаний, который предусматривает экскурсионное обслуживание.
Выбор экскурсионных услуг носит подсознательный характер, и, выбирая экскурсию, турист может удовлетворить сразу несколько своих потребностей. К примеру, выбирая экскурсию где-нибудь за городом, он не только расширяет свой кругозор, но и ликвидирует дефицит движения и в процессе общения повышает эффективность общения с участниками группы.
Удовлетворение потребностей путешественников находится в прямой зависимости от совмещения качества и количества форм экскурсионного обслуживания, имеющих конкретную цель.
Целью экскурсионного обслуживания могут быть:
• Место проживания;
• Учебные заведения, учреждения, предприятия;
• Турбазы, дома отдыха, пансионаты и т.п.
• Клубы, дома и дворцы культуры;
• Семинары, курсы, симпозиумы, конференции и т.д.;
• Аэропорты, вокзалы, фестивальные площадки.
Основой всей работы по организации экскурсионного обслуживания может быть бизнес - план предприятия, который составлен с учетом изучения спроса и предложений экскурсионных услуг на рынке туристической деятельности по типам тематики экскурсий, с учетом состава участвующих в ней.
Основные показатели экскурсионного обслуживания:
• объем экскурсионных услуг, которые предоставляются местному населению, гостям страны;
• количество человек;
• доход от реализованных услуг.
Показатели играют существенную роль в совершенствовании экскурсионного обслуживания. Для этого необходимо иметь:
• номера телефонов, факсов и адреса организаций, связанных с обслуживанием экскурсантов;
• перечень тем экскурсий;
• карты-схемы экскурсионных маршрутов по городу, району, определенной местности области страны;
• список номеров телефонов и домашних адресов экскурсоводов
Вся информация в картотеках:
• организаций по перевозкам;
• объектов размещения;
• предприятия общественного питания;
• культурно - просветительных организаций;
• предприятий, которые являются объектами посещения и показа;
с перечислением тематики экскурсий, согласно их классификации с указанием продолжительности, способа передвижения, место начала и окончания, скорости экскурсии.
Как правило обслуживание всех экскурсий проводится организациями по месту их административной принадлежности. Если группа выезжает в другие города, то экскурсию проводят организации, которые расположены в этих городах.
Экскурсовод, который выезжает с группой является руководителем этой группы, информирует участников группы.
Этот подход соответствует современному периоду развития экскурсионного обслуживания, которое характеризуется возрастающим вниманием последнему со стороны государства.
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Вопрос о классификации считается одним из важных в этой сфере услуг. В.А. Герд писал в своих работах, что основная цель разделить экскурсии на группы и подгруппы, выделяя при этом основные черты, которые определят, как целесообразно экскурсию, что может руководителю сориентироваться в процессе разработки данной экскурсии.
В настоящее время экскурсии классифицируются:
а) по содержанию;
б) по составу и количеству участников;
в) по месту проведения;
г) по способу передвижения;
д) по продолжительности;
е) по форме проведения.
Каждая группа имеет свою специфику и подразделяются на обзорные и тематические.
Показать больше