Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Как научить детей петь? Этот вопрос на протяжении многих лет остается актуальным, привлекающим внимание учителей музыки, ученых разных специальностей потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств. Пение вызывает живой, активный интерес у детей и доставляет им удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребёнка, пение в хоре несёт в себе также и колоссальный воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат.
Среди видов музыкальной деятельности хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ, что объяснимо рядом причин:
1) песенным началом российской музыкальной культуры. Видный деятель хорового искусства Г.А. Струве отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением. На всех праздниках наш народ пел. Пели работая, пели отдыхая» [32, с.50].
2) общедоступностью. Каждый ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом;
3) адекватностью пения психолого-возрастным особенностям школьников, и в частности их стремлению к активным нормам освоения искусства;
4) особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки;
5) значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире [21, с.231].
Пение считается основополагающим в постижении музыкального искусства. Методики хорового воспитания постоянно обновляются, каждый педагог, занимающийся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Огромный вклад в эту отрасль внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина. В их работах предложена методика практической работы с детьми, показано влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.
В пении, как и в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявлять своё отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Однако в силу ряда причин именно этот вид работы вызывает наибольшие трудности у педагогов - хормейстеров, так как требует разносторонней подготовки – теоретической и исполнительской. Учитель должен обладать определенным объёмом хороведческих знаний, элементарных знаний по теории музыки, владеть игрой на музыкальном инструменте, собственным голосом, а также основными приёмами дирижирования. Кроме того, важным условием успешной организации вокально-хоровой работы являются проявление педагогом - хормейстером таких личных качеств как эмоциональная активность, увлечённость, креативность, педагогическая находчивость. В противном случае вокально-хоровая работа будет непродуктивна и потеряет привлекательность для детей [7, с.3].
Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать.
Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» полноценное 45-минутное учебное занятие. Изучая методики по развитию вокально-хоровых навыков, мы можем сказать, что игровой метод – это главный двигатель в работе над вокально-хоровыми навыками. Все вышесказанное определило актуальность темы нашего исследования: Педагогический опыт использования игровых приёмов в вокально - хоровой работе.
Объект исследования — накопленный педагогический опыт педагогов-хормейстеров РФ в области использования игровых приёмов в вокально - хоровой работе.
Предмет исследования — игровые приемы как средство развития вокально-хоровых навыков.
Цель исследования: обобщить педагогический опыт использования игровых приёмов в вокально - хоровой работе и доказать важность применения игровых приёмов в вокально - хоровой работе.
С учётом поставленной цели, а также в соответствии с проблемой и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Изучить организационно-содержательные основы вокально-хоровой работы.
2. Выявить роль игровых приемов в практике педагогов - хормейстеров РФ.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию игровых приёмов в вокально - хоровой работе методами анкетирования, собеседования, педагогического наблюдения.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития вокально-хоровых навыков будет эффективным, если использовать игровые приемы в вокально - хоровой работе.
В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы:
- теоретический анализ и систематизация литературы по проблеме исследования;
- изучение и обобщение практического опыта по развитию вокальных навыков.
- проведение экспериментальной работы по использованию игровых приемов в вокально - хоровой работе;
- анкетирование,
- собеседование,
- педагогическое наблюдение.
Методологическую основу исследования составляют: труды В.И. Петрушина, Г. М. Ципина в области музыкальной психологии; труды физиолога И.П. Павлова по вопросам воздействия пения на физическое развитие детей; вопросы методологии, теоретического обоснования системы усвоения певческих навыков в работах педагогов-музыкантов Н.А. Метлова, В.Н. Шацкой, А.Г. Яранцевой, А.Г. Менабени, Н.А Ветлугиной, Г. Струве, Г. П. Стуловой; теоретические основы обучения вокалу (В. П. Морозов, К. Ф. Никольская-Береговская); основные положения методики развития детского голоса (В. В. Емельянов, Д. Е. Огороднов, П. И. Сикур и др.)
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА1 Игровые приёмы в деятельности педагогов - хормейстеров РФ
1.1 Организационно-содержательные основы вокально-хоровой работы
Вопросы методики работы с хоровыми и вокальными коллективами нашли отражение в работах выдающихся русских дирижеров-хормейстеров. Одной из первых стала книга П.Г. Чеснокова «Хор и управление им» (1952). Выдающийся деятель русской хоровой культуры первой половины XX века Павел Григорьевич Чесноков (1877 – 1944) понимал хор как «полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способное передавать тончайшие изгибы душевных достижений, мысли и чувства, выраженных в исполняемом сочинении» [35, с. 11]. При этом автор рассматривал хоровой коллектив исключительно как хор a cappella, в котором обязательны строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные нюансы.
Его современник, хормейстер и композитор Александр Александрович Егоров (1889 – 1959) называл хор a cappella «своеобразным вокальным оркестром», который своими богатыми вокальными красками способен раскрывать идейно-художественные образы музыкальных произведений [11, с. 6].
Профессор, известный хормейстер, Владислав Геннадьевич Соколов считал, что «хором в полном смысле этого слова можно назвать такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в настоящем произведении» [29, с. 7].
Хормейстер и педагог Виктор Иванович Краснощеков в книге «Вопросы хороведения» теоретически обобщил высказывания крупнейших мастеров хорового искусства и, выявляя специфику хора как музыкальноисполнительского «инструмента», определил хоровой коллектив как «ансамбль вокальных унисонов», где каждую линию партитуры исполняет группа певцов, поющих в унисон. По мнению, В.И. Краснощекова, унисонная природа певческих партий, образующих хор определяет особенности хорового звучания. «Унисон предполагает полную слитность всех компонентов исполнения: звукообразования, интонации, тембра, громкости, ритма, дикции, орфоэпии. Установление унисонов – отправной момент в хоровой работе» [17, с. 85].
Таким образом, приведенные высказывания определяют хор как коллектив певцов, творческие возможности которого измеряются уровнем технического овладения и качеством художественного исполнения хоровых произведений. Творческая работа любого хорового коллектива нацелена на оптимальное развитие вокально-хоровых навыков его участников, на систематическое расширение их музыкального кругозора, формирование музыкального вкуса, интереса к музыке. Интенсивность вокальной нагрузки хора зависит от возможностей и умения участников, их творческой заинтересованности, поэтому цели и содержание хоровых репетиций планируются руководителем с учетом задач, стоящих перед коллективом. Здесь технические упражнения могут чередоваться с разучиванием нового репертуара, повторением ранее выученных сочинений, с беседами о музыке и музыкантах и т. д.
С научно-практической позиции методика вокально-хоровой работы суммирует рефлектирующие на разных уровнях учебные предметы – хоровой класс (хоровое пение), хоровое дирижирование, хороведение, детскую хоровую литературу, чтение хоровых партитур и др., синтезируя разрозненные знания и умения. Методика работы с вокально-хоровым коллективом предполагает взаимную согласованность содержания образования с педагогикой, возрастной психологией, а также со специальными историко-теоретическими предметами – теорией музыки, сольфеджио, анализом форм, гармонией и полифонией [22, с. 57].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. – 123 с.
4. Вокальное воспитание младших школьников в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном / Статьи фестиваля «Открытый урок». – URL: https://yandex.ru/search/?text=статьи%20фестиваля%20открытый%20урок&lr=4&clid=9582 (дата обращения: 25.04.22).
5. Гусева А.К Основные принципы и методы работы хормейстера (из опыта педагогической деятельности в хоровой студии “Вдохновение”) https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoeiskusstvo/library/2018/01/06/osnovye-printsipy-i-metody-raboty-hormeystera-iz
6. Дегтярёвские чтения: проблемы хорового воспитания и исполнительства : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 5-7 декабря 2019 г.) : в 2 т. / отв. ред. В.И. Гончарова, Л.А. Роменская. – Белгород : БГИИК, 2020. – Т. 2. – 161 с.
7. Детский голос. Экспериментальные исследования. Под ред. В.Н. Шацкой. М.: «Педагогика», 1970.- 246 с.
8. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1998. – 69 с.
9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 240 с.
10. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – 2-е изд. – М.: Музыка,1996. – 368 с., нот, ил.
11. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для вокалистов (электронный ресурс) – Режим доступа: stati/dyxatelnaya-gimnastika-strelnikovoj-dlya-vokalista.html
12. Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. Л.: Музгиз, 1967. 238 с. 13. Емельянов, В. Развитие голоса. – Санкт-Петербург, 2000. – 191 с.
14. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
15. Зинченко В.П. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В.П., М.: Педагогика-пресс, 1999.- 440 с.
16. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению (электронный ресурс) – Режим доступа: blogs/alena-borisovna-naumova/-poem-igraja-obzor-literatury-po-igrovym-metodikam-obuchenija-peniyu.html
17. Краснощеков В. И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. 349 с.
18. Кузьмина С.В. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00872811_0.html
19. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.: ил.
20. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М., 1985. – 78 с.
21. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Л.И. Скворцова. — М.: Издательский центр ОНИКС. Мир и Образование, 2005. – 1200 с.
22. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учеб. пособие. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
23. Орф, К. Музыка для детей: русская версия. – Том 1. / сост. В. Жилин, О. Леонтьева. – Челябинск, 2008. – 80 с.
24.Основы вокальной методики. Методич. рекоменд. по вокалу. Вологда, «Русь», 2003.- 36 с.
25. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
26. Плужников К.И. Механика пения. – СПб: «Композитор. Санкт-Петербург», 2004.
27. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнатская, Н.И. Кнященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 232 с.
28. Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие для студ. муз. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 с.
29. Соколов В. Г. Работа с хором: учеб. пособие. – Изд. 2, перераб. и доп. М. : Музыка, 1983. 192 с.
30. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. - М., 1988.
31. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Издательство «Прометей», 1992. – 270 с.
32. Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2003. – 64 с., с ил.
33. Хмельницкая О.Н. Организация дидактических игр на фортепианных занятиях / Искусство и образование. 2010. № 4. - С.75-79.
34. Штатная Л.С. Инновационные технологии в работе с детским хором: методический доклад. – 2018. – URL: https://infourok.ru/metodicheskiy-doklad-innovacionnie-tehnologii-vrabote-s-detskim-horom-2775131.html (дата обращения: 29.04.22).
35. Чесноков П. Г. Хор и управление им. – М., 1961. – 52 с.
36.Ягненкова, Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. – URL: http://festival.1september.ru/articles/581644 (дата обращения: 29.04.22).
37. Яранцева Я.Г. Воспитание вокалиста. Учебно-методич. пособие. Вологда, 2006.