Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Ни одна компания не может добиться превосходства над конкурентами во всех коммерческих характеристиках продукта и средствах его продвижения на рынке. Необходимо выбрать приоритеты и разработать стратегию, которая наилучшим образом соответствует тенденциям рыночной ситуации и наилучшим образом использует сильные стороны организации.
В условиях рыночной экономики предприниматели не должны рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности, постоянного сбора и накопления информации о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, собственных возможностях и перспективах.
Экономическая стратегия организации должна разрабатывать прежде всего экономические средства достижения стратегических целей организации, то есть средства стимулирования всех участников производственного процесса - от маркетологов до обслуживающего персонала - заинтересованных в выполнении своей роли в обеспечении процветания организации.
Реализация инновационных преобразований и развитие конкурентного потенциала организации должны базироваться на внедрении новых технологий, повышении уровня подготовки кадров, знаний и навыков стратегического менеджмента, маркетинга, экономики, развитии организационной культуры.
Все это вызывает острую необходимость формирования новой конкурентной концепции, которая обеспечит выживание и устойчивое положение предприятий в рыночных отношениях.
Конкурентоспособность на современном этапе является актуальной темой. Большой вклад в исследование проблем конкурентоспособности внесли такие отечественные ученые, как: Д. Энджи, Р. Блэкуэлл, А.М. Белов, Г.Н. Добрина, А. Е. Карлик и другие. Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной темы.
Вопросы управления конкурентоспособностью предприятий нашли широкое отражение в работах известных ученых. В разработку проблемы конкуренции как важнейшего фактора экономической политики внесли свой вклад исследования Р. Акоффа, И. Ансоффа, Дж. Коллинза, М. Портера, А. Рейя, Дж. Траута, Ф. Хайека и др.
Объект работы – ООО «ПромЭлектро».
Предмет работы – управление конкурентоспособностью компании.
Цель работы – анализ рынков по типам конкуренции, поведения фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятия и сущность конкуренции и конкурентоспособности;
раскрыть методы оценки конкурентоспособности предприятия;
представить общую характеристику деятельности ООО «ПромЭлектро»;
провести анализ и дать оценку эффективности управления конкурентоспособностью ООО «ПромЭлектро»;
разработать предложения и мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «ПромЭлектро»;
дать оценку эффективности предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «ПромЭлектро».
В качестве общенаучных методов исследования автором применялись: диалектический метод, методы анализа и синтеза, в качестве методов обработки данных - экспертные методы, сравнения, динамический и аналитико-расчетный методы.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
1. Теоретические аспекты рынков по типам конкуренции. Поведение фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
1.1. Понятия и сущность конкуренции и конкурентоспособности. Рынки по типам конкуренции
Рыночная среда характеризуется неопределенностью и изменчивостью.
Поэтому требует от субъектов хозяйствования качественного управления и постоянного контроля конкурентоспособности своей деятельности.
Функционирование рынка конкуренции осуществляется при наличии двух условий: большого количества продавцов или покупателей и свободы для рыночных субъектов в использовании ресурсов и организации собственной деятельности [43, с. 39].
Определение конкурентоспособности организации имеет актуальное и важное значение, как для экономики области, так и для предприятий-товаропроизводителей.
Характерной особенностью этапа современного развития экономики в нашей стране является рост роли торговли в обеспечении занятости населения, сегодня в торговле работает почти шестая часть всего экономически активного населения, что соответствует уровню развитых экономически стран.
Субъекты предпринимательства в ходе своей деятельности становятся участниками конкурентной борьбы за своего потребителя (покупателя), поэтому возможность выживания организации в условиях постоянной конкурентной борьбы зависит от его конкурентоспособности.
В условиях рыночной экономики растет смысл конкуренции как главного механизма регулирования хозяйственной деятельности предприятий. В условиях рыночной экономики успех хозяйствующего субъекта находится в зависимости от реализации конкретных подходов и способов повышения конкурентоспособности, обеспечения устойчивой рыночной позиции фирмы на рынке для реализации товара.
Для изучения конкурентоспособности организации на практике необходимо знать ряд теоретических основ. Именно поэтому актуальность выбранной темы обусловлена значимостью таких понятий как «конкуренция» и «конкурентоспособность» в современном мире.
Изучение выживания организации в условиях постоянной конкурентной борьбы, зависит от его конкурентоспособности и способности влиять на рыночную ситуацию в собственных целях, что соответствует условиям рынка и имеет более низкую затратную часть, своевременно обновлять продукцию, иметь конкурентные преимущества в формировании и использовании ресурсного потенциала [10, с. 55].
Конкурентоспособность организации является комплексным и многогранным понятием, поскольку обобщает оценку конкурентных преимуществ организации в направлении формирования ресурсного потенциала, обеспечения эффективного и устойчивого функционирования, удовлетворение спроса потребителей, требует осуществления систематического мониторинга направленности воздействия значительного количества факторов на конкурентоспособность организации, которые определяют ее видовые проявления.
Конкуренция является важным фактором стимулирования хозяйственной активности субъектов торгового предпринимательства, увеличение разнообразия товаров и услуг, улучшение их качества, снижения затрат и стабилизации экономического роста.
Особенностями современного развития конкурентной среды в торговле являются: усиление рыночной силы розничной торговли, которая начинает диктовать свои условия производителям; рост потенциала и роли потребителя; осложнения конкурентного процесса, расширения состава участников и аспектов их взаимодействия, изменение форм и видов конкуренции.
Конкуренция – это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе их индивидуальных экономических интересов. Конкурентная борьба – соперничество субъектов рыночной экономики по поводу лучших условий производства и реализации товаров; является внутренним источником развития рыночной экономики, то есть способствует достижению общего экономического равновесия. Предметом конкуренции является товар, посредством которого соперники стремятся привлечь платежеспособный спрос.
Конкуренция представляет собой борьбу субъектов рынка за реализацию своих преимуществ, а так же достижение своих целей. Конкуренция предприятий на данном этапе ожесточается в связи с увеличением числа конкурентов, а так же в связи с сезонностью на услуги [29, с. 58].
Конкурентоспособность предприятия, экономическая сущность которой состоит в способности предприятия производить и реализовывать свою продукцию, конкурентоспособность которой обеспечивается эффективностью производства. Для повышения эффективности производства необходимо совершенствовать технологический процесс, повышать качество выпускаемой продукции, тем самым повышать лояльность потребителей продукции, иметь квалифицированные кадры, систему мотивации работников, системно и планомерно снижать издержки производства.
Условия обеспечения конкурентоспособности представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Условия обеспечения конкурентоспособности [22, с. 62]
Характеристика уровней конкурентоспособности представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика уровней конкурентоспособности
Уровень экономического
управления Объект оценки
конкурентоспособности Оцениваемые показатели
(фрагмент)
Микро Предприятие Положительная тенденция роста доли рынка в процессе сбыта производимой
продукции
Мезо Отрасль Внутренний потенциал бизнес- структуры и возможность быстрой адаптации к запросам
внешней среды
Макро Хозяйство Конкурентоспособность
промышленности и отраслей хозяйства в целом
Из таблицы видно, что для каждого уровня экономического управления требуется оценка определенного набора показателей. Также, можно отметить важность изучения особенностей каждого из уровней экономического управления, представленного в таблице в соответствии с уровнем конкурентоспособности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абашева, А.Л. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для бакалавров / А.Л. Абашева. – М.: Дашков и К°, 2020. – 433 с.
2. Божку, С.Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С.Г. Божку. - М.: Райт, 2021. – 304 с.
3. Васильев, Г.А. Маркетинг розничного торгового предприятия / Г.А. Васильев, А.А. Романов, В.А. Поляков. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 с.
4. Воробьев, И.В. Международный маркетинг: учебник и практикум для вузов / И.В. Воробьев. – М.: Глобус, 2020. – 398 с.
5. Голубков, Е.Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для вузов / Е.Н. Голубков. – М.: Райт, 2021. – 363 с.
6. Голубков, Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.П. Голубков. – М.: Райт, 2019. – 474 с.
7. Григорьев, М.Н. Маркетинг: учебник для вузов / М.Н. Григорьев. –М.: Райт, 2021. – 559 с.
8. Григорян, Е.С. Маркетинговые коммуникации: учебник / Е.С. Григорян. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
9. Диденко, Н.И. Международный маркетинг. Практика: учебник для вузов / Н.И. Диденко. – М.: Райт, 2021. – 406 с.
10. Егоров, Ю.Н. Основы маркетинга: учебник / Ю.Н. Егоров. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
11. Егоров, Ю.Н. Управление маркетингом: учебник / Ю.Н. Егоров. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 238 с.
12. Егоршин, А.П. Эффективный маркетинг организации: учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИЭМ, 2020. – 302 с.
13. Каленова, Н.Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов / Н.Я. Каленова. - М.: Райт, 2021. – 170 с.
14. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник и практикум для вузов / А.П. Карасев. – М.: Райт, 2021. – 315 с.
15. Карпова, С.В. Инновационный маркетинг: учебник для вузов / С.В. Карпова. - М.: Райт, 2021. – 474 с.
16. Карпова, С.В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова. – М.: Райт, 2021. – 404 с.
17. Карпова, С.В. Маркетинг. Практикум: учебное пособие для вузов / С. В. Карпова. – М.: Райт, 2021. – 325 с.
18. Карпова, С.В. Основы маркетинга. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / С.В. Карпова. – М.: Райт, 2021. – 325 с.
19. Карпова, С.В. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие для бакалавров / С.В. Карпова. – М.: Райт, 2019. – 408 с.
20. Карпова, С.В. Маркетинговый анализ. Теория и практика: учебное пособие для вузов / С. В. Карпова. – М.: Райт, 2021. – 181 с.
21. Кожевникова, Г.П. Информационные системы и технологии в маркетинге: учебное пособие для вузов / Г.П. Кожевникова. – М.: Райт, 2021. – 444 с.
22. Коноваленко, В.А. Основы интегрированных коммуникаций: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.А. Коноваленко. – М.: Райт, 2021. – 486 с.
23. Корнеева, И.В. Маркетинг: учебник и практикум для вузов / И.В. Корнеева. – М.: Райт, 2021. – 436 с.
24. Короткова, Т.Л. Управление маркетингом: учебник и практикум для вузов / Т.Л. Короткова. – М.: Райт, 2021. – 242 с.
25. Котляр, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котляр. - СПб.: Питер, 2018. – 848 с.
26. Кузьмина, Е.Е. Маркетинг: учебник и практикум для вузов / Е.Е. Кузьмина. – М.: Райт, 2021. – 419 с.
27. Лисицин, И.В. Маркетинг-менеджмент: учебник и практикум для вузов / И. В. Лисицин. – М.: Райт, 2021. – 379 с.
28. Лукичева, Т.А. Маркетинг: учебник и практикум для вузов / Т. А. Лукичёва. - М.: Райт, 2021. – 370 с.
29. Музыкант, В.Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики / В.Л. Музыкант. – М.: Феникс, 2021. – 475 с.
30. Музыкант, В.Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики Часть 2. SMM, рынок M&A: учебник и практикум для вузов / В.Л. Музыкант. – М.: Глобус, 2021. – 384 с.
31. Наумов, В.Н. Стратегический маркетинг: учебник / В.Н. Наумов. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 356 с.
32. Наумов, В.Н. Стратегическое взаимодействие рыночных субъектов в маркетинговых системах: монография / В.Н. Наумов. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 270 с.
33. Овсянников, А.А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / А.А. Овсянников. – М.: Глобус, 2021. – 374 с.
34. Овсянников, А.А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / А.А. Овсянников. – М.: Райт, 2021. – 219 с.
35. Пашку, Н.А. Стратегический маркетинг: учебник и практикум для вузов / Н. А. Пашку. – М.: Райт, 2020. – 225 с.
36. Реброва, Н.П. Стратегический маркетинг: учебник и практикум для вузов / Н.П. Реброва. – М.: Райт, 2021. – 186 с.
37. Рыжикова, Т.Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик: учебное пособие / Т.Н. Рыжикова. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 288 с.
38. Рыжикова, Т.Н. Маркетинг: экономика, финансы, контроли: учебное пособие / Т. Н. Рыжикова. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 225 с.
39. Секерин, В.Д. Инновационный маркетинг: учебник / В.Д. Секерин. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 237 с.
40. Скоробогатых, И.И. Маркетинг: создание и донесение потребительской ценности: учебник / И.И. Скоробогатых. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 589 с.
41. Токарев, Б.Е. Маркетинг инновационное-технологических сатрапов: от технологии до коммерческого результата / Б.Е. Токарев. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2020. – 264 с.
42. Тультаев, Т.А. Маркетинг услуг: учебник / Т.А. Тультаев. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
43. Фарахутдинов, Ш.Ф. Современные тенденции и инновационные методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие / Ш.Ф. Фарахутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 231 с.
44. Цахаев, Р. К. Маркетинг: учебник / Р. К. Цахаев. - М.: Дашков и К°, 2020. — 548 с.
45. Щепакин, М.Б. Экономика маркетинговой и рекламной деятельности: учебное пособие / М.Б. Щепакин. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2021. – 232 c.