Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что использование информационных технологий открывает целый спектр возможностей для проведения социологических исследований в новой интернет-среде. Российский социолог Е. Ю. Журавлева определяет онлайн-методы исследования как «компьютерные методы сбора данных, которые используются в интернет-среде». До сих пор традиционные методы социологических исследований, такие как анкетирование, интервью и фокус-группы, были адаптированы для проведения онлайн.
Объектом работы является онлайн-интервью.
Предметом работы являются особенности использования онлайн методов в социологических исследованиях.
Цель работы: выявление особенностей использования онлайн-интервью в социологических исследованиях.
Задачи:
определить сущность онлайн-интервью;
охарактеризовать возможности и проблемы онлайн-интервью.
Гипотеза: онлайн-интервью позволяет получить большой объем информации в сжатые сроки.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения специфики использования онлайн-методов так или иначе соотносится с несколькими направлениями методологии социологических исследований. В этом смысле некоторые важные для целей работы аспекты отражены в нескольких исследованиях. Это работы отечественных методистов, таких как И.Ф. Девятко, Г.Г. Татарова и соавт., а также зарубежные исследователи, в частности, Дж. Клинтон и М. Деннис, ориентируясь на анализ онлайн-интервью, показали отсутствие имеющихся доказательств для подтверждения гипотезы.
1. Понятие метод онлайн-интервью, основные характеристики
Следует отметить, что само понятие «онлайн-интервью» является достаточно новым для отечественного социально-гуманитарного знания: Б.З. Докторов, российский социолог, проживший в США 20 лет, создал уникальную коллекцию биографических интервью с коллегами-социологами, сделанных именно методом онлайн-интервью. На рубеже 2004-2005 годов, когда начался этот проект, исследователь в течение нескольких лет наблюдал за развитием технологии онлайн-опросов в США при изучении общественного мнения, в том числе опросов по электронной почте. В то время эксперты указывали на множество преимуществ онлайн-опросов, но главными недостатками были сложность получения представительства в опросе и малое количество ответов потенциальных респондентов на предложение участвовать в опросе.
Центральное место в творчестве Б.З. Докторова занимает биографический архив, созданный им в 2005-2011 годах. Он основан на подробных интервью, проведенных исследователем по электронной почте. Еще одним источником информации является большой по объему - несколько тысяч единиц хранения архив многолетней электронной переписки г-на Докторова с большим количеством российских социологов разных поколений.
Сегодня, основываясь на практических исследованиях М. Докторова, проведенных им методом онлайн-интервью, на теоретических разработках в области «классического» биографического интервью, а также на собственном опыте проведения онлайн-интервью, мы попытаемся осветить особенности методики сбора биографических данных из интернет-интервью. На наш взгляд, эти характеристики во многом определяются спецификой общения респондента и интервьюера. Причем этот фактор существенен как на самом первом этапе собеседования (когда происходит знакомство и начало разговора), так и при последующем общении двух сторон.
Онлайн-интервью — это метод онлайн-исследования, проводимый с использованием компьютерных коммуникаций (CMC), таких как обмен мгновенными сообщениями, электронная почта или видео. Онлайн-интервью требуют других этических соображений, выборки и отчетности, чем методы, используемые в традиционных личных интервью (F2F). Онлайн-интервью делятся на синхронные онлайн-интервью, например, через онлайн-чат, которые проходят в режиме онлайн «в реальном времени», и асинхронные онлайн-интервью, например, по электронной почте, а не в режиме реального времени. Одни авторы обсуждают онлайн-интервью в связи с онлайн-фокус-группами, другие рассматривают онлайн-интервью как отдельные методы исследования.
Онлайн-интервью, как и офлайн-интервью, обычно просят респондентов объяснить, что они думают о каком-то аспекте своего социального мира. Интервью особенно полезны для понимания значения, которое участники придают своей деятельности; свои точки зрения, свои мотивы и свой опыт. Интервью также полезны для изучения языка, используемого членами группы, для сбора информации о процессах, которые невозможно наблюдать, или для раскрытия прошлого. Таким образом, задачи, поставленные перед исследователями, существенно не различаются, однако методы и дизайн исследования могут быть реализованы с использованием онлайн-компонента исследования [10].
Журналисты, работающие в Интернете, используют те же методы обработки и подачи информации, что и их «бумажные» коллеги, поскольку «выход» материала в обоих случаях осуществляется в текстовом формате. Схема действий при подготовке к публикации в сети выглядит одинаково: декодирование, «вдавливание», редактирование, редактирование и т. д. Однако, учитывая особенности восприятия текста с экрана монитора, как материала.
Во-первых, его объем. Теоретически возможности Интернета не ограничивают объемы производителей информационных продуктов, поэтому у них возникает соблазн публиковать материал без сокращений. Однако специалисты предупреждают их, что объем информации, транслируемой по каналам всемирной паутины, имеет определенные пределы восприятия — не более двух-трех экранов текста.
Во-вторых, при подготовке публикаций для сетевых изданий, по их мнению, необходимо учитывать особенности характера чтения, сходного с беглым просмотром текста. Именно поэтому особое значение придается заголовкам, подзаголовкам, дорожкам и другим смысловым единицам, специально выделенным в тексте для облегчения его восприятия. К методам подачи информации, активно используемым журналистами в Интернете, относится принцип перевернутой пирамиды, которая благодаря своей формуле: «Главное впереди» также помогает читателю быстро схватывать основную информацию с самого начала, а его внимание сразу сосредоточено на основных фактах.
Характер информации в Интернете также может иметь эффект передачи. Но его можно сравнить с теле- и радиовещанием, если использовать возможности онлайн-вещания, т.е. передача информации в режиме реального времени, параллельно происходящему событию. Онлайн-публикации в Интернете — это то же самое, что и прямые эфиры на радио или телевидении. Но благодаря мультимедийному качеству нового канала информация может передаваться как в текстовом, так и в аудио-видео формате. Текст плюс голос плюс изображение: кто знает, может журналисты уже в ближайшее время будут готовить свои публикации в такой конвергентной форме?
Кроме того, деятельность журналиста в Интернете коренным образом трансформируется за счет еще одного качества, присущего виртуальному миру, - его потенциальной интерактивности. Она вносит совершенно новую струю в работу интервьюера, фактически отодвигая его на второй план, выдвигая на первый план аудиторию как вопрошающую и активную сторону диалога. Журналист в такой ситуации все чаще выступает модератором беседы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Амиров, В. М., Мамедова, С. Я. Интервью: от классического жанра к современным форматам (на примере программ «Вдудь» и «А поговорить?») // Изв. Урал. фед. ун-та. - Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - Т. 27. - 2021. - № 3. С. 30-37.
2. Вайсбург, А. В. Современные методы социологических исследований: учебное пособие. - Тверь: Тверской государственный технический университет, 2019. - 204 с.
3. Вишнякова, М. В. К вопросу о классификации онлайн-исследований / М. В. Вишнякова, Е. Ю. Гулько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 451-454.
4. Градюшко, А. А. Основы творческой деятельности веб-журналиста. - Минск: БГУ, 2019. - 240 с.
5. Гулько, Е. Ю. Особенности организации и проведения онлайн исследований / Е. Ю. Гулько, М. В. Вишнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 485-487.
6. Девятко, И. Ф. От «виртуальной лаборатории» до «социального телескопа»: метафоры тематических и методологических инноваций в онлайн-исследованиях // Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко. - М.: МИК, 2016. - С. 20-27.
7. Зборовский, Г. Е. Эмпирическая социология : учеб. для вузов / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Урал. федер. ун-т им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина». – Сургут [и др.] : РИО СурГПУ, 2016. – 313 с.
8. Ильченко, С. Н. Интервью в журналистике: как это делается - СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016 - 236 с.
9. Колозари, П. В. Проблема способа проведения качественных интервью: скайп, онлайн, лицом к лицу // Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко. - М.: МИК, 2016. - С. 417-433.
10. Коломийцева, Е. Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1. - № 1. С. 144-152.
11. Кормушина, Ю. К. Оперативная безбумажная обратная связь: некоторые технологические решения (на примере использования в Астраханской области) // Жизнь исследования после исследования: как сделать результаты понятными и полезными: материалы VI Международной социологической Грушинской конференции, Москва, 16-17 марта 2016 г. / Отв. ред. А.В. Кулешова. - М.: ВЦИОМ, 2016. - С. 726-728.
12. Куницина, Н. В. Интервью-ток-шоу - подкасты: классика жанра в контексте медийных трансформаций // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1. - № 2. С. 140-147.
13. Распопина, И. А. Российская интернет-журналистика: история становления и характеристика современного состояния // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 1. С. 208-214.
14. Рахманова Ю. В. Методы социологического исследования: учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. — 124 с.
15. Скриган, М. И. Сочетание и комбинирование методов сбора информации в социологических и маркетинговых исследованиях: общая характеристика / М. И. Скриган. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 539-543.