Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время проблема качественного управления организациями, в частности производственными предприятиями, стоит весьма остро. Современное развитие рыночных отношений, глобализация производств и выход их на мировой уровень требуют эффективной, гибкой и точной систем управления предприятием, включая и разработку мероприятий по повышению эффективности управления.
Крупные организации, как правило, имеют разветвленную управленческую структуру, включающую ряд стандартных и ряд возможно специфических (антикризисный отдел, креативный отдел) структурных подразделений, или отдельных должностных лиц, что предусматривает сложную систему коммуникаций. Внутриорганизационное взаимодействие весьма разнообразно, начиная от формализованных коммуникационных каналов и заканчивая неформальными, спонтанными, импульсивными и казуальными контактами для решения различных производственных проблем, что в научных исследованиях не исследовано в полной мере.
Управленческая деятельность предполагает определенную технологию менеджмента, под которой можно понимать установленную упорядоченную серию управленческих решений, методов и способов их реализации, доведения до исполнителей, контроль исполнения, получение обратной связи. Технологичность управления отменяет спонтанность, импульсивность и казуальность принимаемых решений, и облекает управление в стройную гармоничную конструкцию продуманных решений.
Актуальность темы исследования заключается в том, что эффективное управление организацией является одним из основных факторов, обеспечивающих результативность функционирования хозяйствующего субъекта в целом.
Степень разработанности научной проблемы. Анализ информационных источников по теме показал, что, несмотря на значительный интерес к проблеме совершенствования системы управления организаций на сегодняшний день нет единого подхода к определению методов и принципов обеспечения эффективности системы управления. Кроме того, в научной литературе вопрос совершенствования системы управления организацией в условиях ухудшения экономической ситуации рассматривается без должной степени детализации, что не позволяет разработать соответствующий инструментарий обеспечения эффективности управлениями производственными предприятиями в условиях неблагоприятного характера воздействия, динамизма и непредсказуемости факторов внешней среды.
Проблемы формирования эффективной системы управления предприятий нашли отражения в работах Ю.Я. Еленевой, Н.Л. Зайцева, А.М. Короткова, М.Л. Кричевского, Э.В. Минько, Н.А. Сафронова Р.А. Фатхутдинова а также в работах зарубежных авторов И. Ансоффа, А. Дж. Стрикленда, А.А. Томпсона и других.
Целью исследования является разработка путей совершенствования системы управления коммерческой организации.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
изучить понятие и сущность системы управления организацией;
представить характеристику методов и моделей систем управления организацией;
раскрыть организационно–экономическую характеристику предприятия ООО «Спортмастер»;
провести анализ особенностей системы управления организацией ООО «Спортмастер»;
разработать пути совершенствования системы управления в организации ООО «Спортмастер»;
дать оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступает ООО «Спортмастер».
Предмет исследования – способы и инструменты обеспечивающие результативность системы управления ООО «Спортмастер».
Теоретическая и методологическая основа работы. Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам формирования системы управления в организации.
В качестве методической базы исследования в работе применяются следующие общенаучные методы: диалектика, индукция и дедукция, системный анализ, и структурный синтез, абстрактно-логическое моделирование, метод сравнений и аналогий, рейтинговых оценок и др.
Информационную базу исследования составили труды российских и зарубежных авторов, отчетность о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также собственные исследования и расчеты автора.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность системы управления организацией
Специалисты по менеджменту выдвигают различные формулировки термина «система управления». Наиболее емким, на наш взгляд, является следующее: система управления - это совокупность элементов, образующих иерархию контуров циркуляции и преобразования информации при реализации концепции управления, и которая направлена на обеспечение соответствия действий установленному плану организации. Критерием принадлежности определенной системы к системе управления является следующее положение: если эта система в организации является неотъемлемой частью, а ее действия осуществляются организацией и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или как система управления. Другими словами, управление осуществляется только в том случае, если действительно существует операционная система, решающая задачи управления. В самом общем виде управление - это определенный тип взаимодействия между участниками, один из которых является субъектом управления, а второй - объектом управления (рис. 1).
Рис. 1 - Субъект и объект управления [4, с. 47]
В организации субъектом управления или носителем власти является лидер, который в силу принятой в организации концепции управления может разделять ответственность и полномочия с менеджерами, находящимися ниже по иерархии. Что касается систем управления, то объектами управления являются организационные единицы, специалисты, правила функционирования организации, используемые ресурсы и т.д. Типы систем управления Системы управления могут быть двух типов: открытые и закрытые. Ключевое различие между этими типами систем управления заключается в том, что в закрытой системе блок управления является неотъемлемой частью системы, которой он управляет, в то время как в открытой системе это не так.
В значительной степени эффективность открытой системы зависит от свойств, которыми обладает управляющее устройство. Если система управляется человеком, то ее эффективность определяется человеком. Если на процесс управления существенное влияние оказывает ход самой управляемой операции, а не влияние внешней среды, то такая система является закрытой.
Замкнутая система характеризуется наличием обратной связи. Это означает, что значения параметра, выбранного в качестве управляемого, постоянно измеряются на входе системы, и эти изменения вносятся на выходе системы, целью которых является устранение отклонений или ошибок от заданного значения. Но не во всех случаях система способна произвести полную коррекцию. Некоторые информационные потоки, которые происходят в системе управления организацией, имеют форму замкнутого цикла. Принцип обратной связи основан на обратном влиянии результатов управления системой на сам процесс управления или на использовании информации, поступающей от объекта управления. Обратная связь может быть как внешней, так и внутренней, а также положительной и отрицательной.
Положительный эффект выходного сигнала усиливает - имеет с ним один и тот же знак; отрицательный, наоборот, ослабляет входной сигнал. Положительное соединение ухудшает положение системы. Отрицательная связь помогает восстановить равновесие, когда ее воздействие нарушается. Если выход системы меньше требуемого результата, блок управления подает сигнал, который увеличивает интенсивность процесса; если результат стандарта больше, процесс управления замедлится.
Открытые и закрытые системы управления классифицируются в зависимости от характера чувствительного элемента или управляющего воздействия, или и того, и другого. В зависимости от характера управляющего воздействия системы управления бывают: программируемыми или жесткими; регулируемыми; саморегулирующимися; адаптивными. Определение Программные или жесткие - это те системы управления, в которых существует одна прямая связь между субъектом и объектом управления, через которую поступают управляющие воздействия, обязательные для исполнения.
Его разновидностями являются административные и командные системы. Регулируемая система применяет информацию о реакции объекта на управление, экономические и административные методы управления, а также интересы людей. Саморегулирующиеся системы управления основаны на регулировании без вмешательства внешних сил. Адаптивные системы управления - это открытые системы, в которых объект управления подвергается возмущающим воздействиям внешней среды и адекватно реагирует на них; субъект управления находится вне объекта или превосходит его. Процессы управления также различаются в зависимости от того, в какой точке системы разрабатывается управляющее воздействие [15, с. 23].
К первой группе относятся системы, в которых есть либо устройства типа «черного ящика», либо люди, непосредственно способные воспринимать ее в месте происхождения первичной информации, сравнивать ее со стандартом и исправлять отклонение.
Ко второй группе относятся системы, в которых все управление сосредоточено в центре. В то же время по каналам обратной связи информация поступает с периферии в центр, а затем, при необходимости, корректирующее воздействие передается на место проведения операции. Параметры системы Можно выделить следующие ключевые параметры системы: структура; связь; организация; состояние системы; поведение системы (рис. 2).
Рис. 2 - Ключевые параметры системы [15, с. 64]
Структура системы - это совокупность элементов системы, а также связей между ними, определяющих ее основные свойства. Структура обычно включает в себя элементы, подсистемы, компоненты.
Организация - это внутренняя упорядоченность или согласованность во взаимодействии частей системы, которая проявляется в ограничении разнообразия состояний в их системе. Коммуникация рассматривается как форма ограничений, взаимно накладываемых на поведение частей целого. Но нет и связи при отсутствии ограничений. Состояние системы - это известный вектор значений определенных параметров, характеризующих систему в некоторый момент времени.
Поведение системы - это совокупность каких-то действий, изменений в системе, ее реакций на внешние воздействия, способов жизнедеятельности.
Система управления является неотъемлемой частью организации и в то же время относительно независимой системой в совокупности систем, составляющих организацию. Система управления организацией выполняет некоторые взаимосвязанные действия по формированию и использованию организационных ресурсов для достижения своих целей. Управление является эквивалентом всех видов деятельности организации по достижению конечной цели и включает в себя те действия и функции, которые связаны с координацией и налаживанием взаимодействия внутри организации, со стимулированием к осуществлению производственной и другой деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.д.
Система управления состоит из четырех основных элементов:
1) центр управления, который сравнивает фактический и заданный выходные данные и, при необходимости, генерирует управляющее действие;
2) управляющая структура, которая измеряет и передает информацию о состоянии выходного сигнала;
3) канал обратной связи;
4) выход основной системы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 239 с.
2. Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 249 с.
3. Айдаркина, Е. Е. Теория и практика управления : учебное пособие / Е. Е. Айдаркина ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. – 164 с.
4. Анопченко, Т. Ю. Менеджмент: кейсы, тренинги, деловые игры. Практикум / Т. Ю. Анопченко, А. М. Григан, А. А. Лысоченко [и др.]. – 4-е изд., стер. – Москва : Дашков и К, 2020. – 282 с.
5. Барышев, А. В. Основы разработки управленческого решения : учебное пособие / А.В. Барышев. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. – 164 с.
6. Безручко, П. Практики регулярного менеджмента: управление исполнением, управление командой / Павел Безручко. – Москва : Альпина Паблишер, 2020. – 368 с.
7. Борискина, Т. Б. 454 вопроса по менеджменту : учебное пособие / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 100 с.
8. Быстров, О.Ф. Теория менеджмента. Монография. / О.Ф. Быстров, Д.Э. Тарасов – Москва: Русайнс, 2021. – 182 с.
9. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 656 с.
10. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление : учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 319 с.
11. Иванова, И. А. Менеджмент : учебник и практикум для вузов / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 305 с.
12. Иванова, Т. Ю. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент : учебник для вузов / Т. Ю. Иванова, Э. М. Коротков, В. И. Приходько. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 331 с.
13. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Антонец [и др.] ; под редакцией В. А. Антонца, Б. И. Бедного. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 303 с.
14. Куприянов, Ю. В. Бизнес-системы. Основы теории управления : учебное пособие для вузов / Ю. В. Куприянов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 217 с.
15. Мардас, А. Н. Основы менеджмента. Практический курс : учебное пособие для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 175 с.
16. Маслова, Е. Л. Менеджмент в притчах, сказках и занимательных историях с комментариями / Е. Л. Маслова. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 256 с.
17. Менеджмент: методы принятия управленческих решений : учебное пособие для среднего профессионального образования / П. В. Иванов [и др.] ; под редакцией П. В. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 276 с.
18. Менеджмент: организационное поведение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Р. Латфуллин [и др.] ; под редакцией Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой, А. В. Райченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 301 с.
19. Менеджмент: традиционные и современные модели : справочное пособие / В. В. Филатов, А. Е. Алексеев, Ю. А. Галицкий [и др.] ; под ред. В. В. Князева, Д. С. Петросяна. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 474 с.
20. Моделирование управленческих решений в сфере экономики в условиях неопределенности : монография / И. И. Белолипцев, С. А. Горбатков, А. Н. Романов, С. А. Фархиева ; под ред. А. Н. Романова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 299 с.
21. Основы современного управления: теория и практика : учебник / под. ред. А.Т. Алиева, В. Н. Боробова. – 2-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 526 с.
22. Теория и практика принятия управленческих решений : учебное пособие / авт. сост. Н. А. Ершова, О. Б. Зильберштейн. – Москва : РГУП, 2020. – 140 с.
23. Титов, В. Н. Теория и история менеджмента : учебник и практикум для вузов / В. Н. Титов, Г. Н. Суханова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 487 с.
24. Тихомирова, О. Г. Транзакционный менеджмент: геймификация управления компаниями и людьми : монография / О.Г. Тихомирова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 178 с.