Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Переход России к цифровой экономике предполагает создание и совершенствование комплекса правовых условий, обеспечивающих беспрепятственную реализацию требований законодательства. Основная цель реформирования российской системы правового регулирования труда заключается в усиливающейся цифровизации труда, основным содержанием которой является замена человеческого потенциала искусственным интеллектом.
Трудностью, с которой столкнулись отечественная теория и практика при создании адекватной требованиям цифровой экономики системы правового регулирования труда, способствующей одновременно цифровизации трудовых отношений и их оптимальному регулированию, стала проблема определения принципа свободы труда, способной обеспечить эффективное функционирование человеческого капитала. Ученые не раз обращались к проблемам изучения содержания свободы труда, соотношения с правом на труд .
Одно из непреложных требований цифровой экономики заключается в том, что в основу системы правового регулирования отношений, возникающих в связи с применением способности индивидуума к труду, должно быть положено не только право человека на свободное распоряжение своими трудовыми способностями, но и адекватное замещение человека труда (рабочей силы) информационными технологиями. Не случайно ученые считают, что к 2030 году больше половины работников могут быть «заменены» роботами . Это серьезная угроза наличию работника как субъекта трудовых отношений и, соответственно, реализации им свободного распоряжения способностями к труду.
Как подчеркивал Л.Ю. Бугров, «в социально-экономическом и юридическом аспектах свобода труда означает не свободу труда как такового (как процесса взаимодействия человека и природы), а свободу субъектов труда в общественных отношениях, связанных с трудом (взаимодействие личностей друг с другом)» .
Степень разработанности темы. Тема работы входит в число недостаточно разработанных в отечественном трудовом праве. На протяжении длительного времени ей не было посвящено ни одного фундаментального научного исследования. Однако следует особенно подчеркнуть: труды правоведов – А. С. Автономова, Н. Г. Александрова, В. И. Анишина, О. В. Бондаренко, А. Е. Пашерстника, С. В. Изосимова и других правоведов.
Объектом исследования являются общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер, складывающиеся между государством, и физическими лицами по поводу закрепления, формирования и установления свободы труда.
Предметом исследования является рассмотрение правовой природы принципа свободы труда и механизма его формирования.
Цель исследования состоит в изучении принципа свободы труда в отечественном трудовом праве.
Даная цель обусловила постановку следующих задач:
- рассмотреть становление принципа свободы права на труд;
- выделить современное правовое регулирование принципа свободы труда ;
- обозначить понятие принципа свободы труда ;
- рассмотреть содержание принципа свободы труда .
Методологическую основу исследования составляет комплекс методов познания: логический, исторический, системно-структурный, системно-функциональный, специально-юридический и др.
Нормативную базу работы составили Конституция РФ, Трудовой кодекс, международные нормы.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения; двух глав, заключения; библиографического списка.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ ПРАВА НА ТРУД
1.1 Становление принципа свободы права на труд
Свобода труда как принцип трудового права обретала свое нынешнее представление постепенно, исходя из сложившейся на каждом историческом этапе условиям и оказывающим немалое влияние международным нормам.
Конституция, которая была принята 10 июля 1918 г., провозгласила труд как необходимую обязанность всех советских граждан: «Не трудящийся да не ест» (ст. 18). То есть, данная Конституция опиралась не на принцип свободы, а исключительно на обязанность труда.
Такое отношение было спровоцировано сложными экономическими и политическими условиями формирования молодого государства, в связи с чем III Всероссийский съезд Советов вынужден был ввести всеобщую трудовую повинность (Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа ).
КЗоТ РСФСР, который вступил в силу 10 декабря 1918 г., закрепил для всего трудоспособного населения право на использование труда, хотя истинных условий для всеобщей его реализации в государстве еще не сложилось.
Тем не менее, ни в Конституции РСФСР, ни в КЗоТ РСФСР не был установлен принцип свобода труда.
Если КЗоТ РСФСР 1918 г. вводил трудовую повинность для абсолютно всех трудоспособных граждан республики в смысле всеобщей обязанности общеполезного труда, то КЗоТ РСФСР 1922 законодательно установил переход уже к договорной форме устройства на работу. Это были первые зачатки формирования свободы труда, выбора профессии и места трудовой деятельности.
Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. оставил привлечение к трудовой повинности (трудовой мобилизации) лишь в экстраординарных случаях (например, борьба со стихийными бедствиями, некомплект рабочей силе для осуществления главнейших государственных заданий и прочее).
С момента действия данного нормативного акта главной правовой формой формирования трудовых правоотношений выступил трудовой договор.
Одновременно с этим стал широко использоваться такое соглашение, как ученический договор, введенный КЗоТ РСФСР 1922 г. Профессор Н.Г. Александров указывал, что предприятие по трудовому соглашению с учеником берет на себя обязанность в осуществлении безвозмездного обучения определенной и предоставляет гарантии ученику в установлении оплаты за время прохождения данного обучения . То есть, правовед определял ученический договор как определенную разновидность трудового соглашения.
Еще один правовед в сфере трудового права А.Е. Пашерстник указывал, что на учеников полностью распространяет свое действие законодательство о труде рабочих и служащих .
Таким образом, среди правоведов была основная точка зрения, на основании которой ученический договор не может рассматриваться как определенная юридическая форма осуществления способности к труду, которая отличается от трудового договора.
В условиях перехода к плановому ведению хозяйства возникла другая организационно-правовая форма обеспечения народного хозяйства трудовыми ресурсами - акты направления на работу молодых специалистов, которые окончили высшие и средние специальные учебные заведения .
Благодаря данным нормативным актам, - как верно указал профессор Н.Г. Александров, - в советское время каждому лицу, которое окончило специальное учебное заведение, предоставлялась работа по полученной специальности .
Административно-правовые нормы направления (или распределения) на трудовую деятельность молодых специалистов выступали и новой правовой формой осуществления права на труд, и главной гарантией его осуществления.
Необходимо указать, что во второй половине прошлого столетия определилась ставшая характерной для российского трудового права тенденция к снижению административно-правового воздействия в области трудовых правоотношений и, например, в области распределения и перераспределения кадров.
Если в начале 30-х годов прошлого столетия выпускники, которые окончили учебные заведения, были должны проработать по направлению на протяжении пяти лет, а за самовольное устройство на работу либо неприбытие к закрепленному месту работы по направлению могли быть привлечены к судебной ответственности, то уже в принятом 18 марта 1968 г. Положении о персональном распределении молодых специалистов, который был утвержден Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР, срок обязательной работы молодых специалистов после окончания обучения был уменьшен на два года (т.е., до трех лет) с отменой ответственность за их уклонение от работы по такому направлению. В данном Положении акцентировалась необходимость учета при распределении молодых специалистов их семейного положения, личных пожеланий, на обязанности предприятий обеспечить их необходимой жилой площадью и выполнить условия трудового договора, зафиксированные в удостоверении о направлении на работу. При всем этом необходимо указать, что в законодательство, которое регламентировало порядок персонального распределения молодых специалистов, определение «трудовой договор» было включено в первый раз.
В трудовом соглашении наиболее полно представлялся принцип добровольного волеизъявления при вступлении в такие трудовые отношения.
Добровольное волеизъявление выступает одним из требуемых условий и в случаях назначения на должности работников конкретных категорий, преимущественно руководителей, и избрания на выборные должности. Длительное время назначение и избрание выступали своеобразными организационно-правовыми формами обеспечения квалифицированными кадрами государственного аппарата и народного хозяйства.
Своеобразие, отличие данных организационно-правовых форм представляется как акты назначения на должность, утверждения в должности либо утверждения актов избрания управомоченными компетентными органами (к примеру, исполнительными органами государственной власти либо коллегиальными органами), однако во всех случаях после них всегда заключается трудовой договор.
В случаях, когда трудовой договор выходит в сочетании с приведенными либо иными дополнительными правовыми актами, они вместе формируют непростой правовой фактический состав, с которым законодательство связывает появление этого вида трудовых правоотношений (как, к примеру, при конкурсе или выборах).
Во всех конституциях советского периода с 1936 г. устанавливалось и гарантировалось право на труд. К примеру, в Конституции РСФСР от 21 января 1937 г. чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов, в ст. 122 отмечено: «"Граждане РСФСР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством».
Конституция РСФСР, которая была принята 12 апреля 1978 г. внеочередной седьмой сессией Верховного Совета РСФСР девятого созыва, установлено право на труд в ст. 53. После модификаций, которые были внесены в данную Конституцию в последующем, в этой статье отмечалось: «Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий».
Так как прототипом данного положения выступала ст. 40 Конституции СССР, необходимо указать, что право на труд устанавливалось в ней как право «на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера...». То есть именно это «право на получение гарантированной работы... включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием и способностями...» и формирует содержание конституционного принципа свободы труда.
Таким образом, несмотря на сформировавшуюся идеологизацию права в советский период, необходимо указать, что конституционное правотворчество к концу 70-х годов прошлого века прошло очень непростой путь, который взял свое начало от всеобщей трудовой повинности в 1918 г. и привел к закреплению конституционного принципа свободы труда.
1.2 Современное правовое регулирование принципа свободы труда
Конституцией РФ 1993 г. признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам (ч. 4 ст. 15).
В ч. 1 ст. 37 Конституции РФ указывается свобода труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию при запрещении всякой дискриминации и принудительного труда. Вместе с тем в ней впервые не дано определение понятию «право на труд», из-за чего ст. 37 Конституции РФ имеет декларативный характер. Часть 1 данной статьи закрепляет: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
В ст. 23 Всеобщей декларации прав человека , указано, что «каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы». Параллельно с этим, при принятии Конституции РФ была не взята на вооружение отмеченная ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Хотя конституции европейских стран и большая часть других государств законодательно установили право на труд.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 23.05.2022.
2. Всеобщая декларация прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
3. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // ВВС СССР. 1976. № 7. Ст. 1831.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
Научная и учебная литература
5. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 22.05.2022.
6. Александров Н.Г. Советское трудовое право // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 22.05.2022.
7. Анишина В.И., Попонов Ю.Г. Свобода труда или право на труд? // Журнал российского права. 2007. № 4. С. 94 - 95.
8. Бондаренко О.В., Олиферова О.С. Деформация заработной платы как фактор снижения благосостояния населения // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2010. Т. 2. № 1. С. 107.
9. Бугров Л.Ю. Свобода труда и свобода трудового договора (юридический аспект) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 22.05.2022.
10. Гейхман В.Л. Конституция РФ и право на труд // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 5 - 7.
11. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 22.05.2022.
12. Декреты Советской власти. Т. I. // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 22.05.2022.
13. Изосимов С.В. Конституционные права человека на труд и его обеспечение уголовно-правовыми средствами // Вестник Владимирского юридического института. 2018. № 3. С. 134.
14. Канакова А.Е. Свобода труда и право на труд в рыночной экономике (конституционно-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2016. 274 с.
15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2012. С. 209.
16. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 томах // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 23.05.2022.
17. Монтескье Ш. Избранные произведения. // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 23.05.2022.
18. Пашерстник А.Е. Право на труд // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 22.05.2022.
19. Советское право в период Великой Отечественной войны // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 22.05.2022.
20. Федин В.В. Соотношение принципа свободы труда и права на труд // Lex Russica = Русский закон. 2004. Т. LXIII. № 2. С. 424.
21. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 16.
22. Штринева Т.И. Принцип свободы труда на современном этапе развития трудового права (теоретико-правовой аспект) // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 4. С. 11 - 13.
23. Электронный ресурс: https://rustxt.ru/dict, дата посещения 23.05.2022.
Судебная практика
24. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2020 года № 25-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого части первой статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.А. Сысоева» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 22.05.2022.