Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В информационном обществе феномен звезды или образ звезды является важным источником информации об объекте, поэтому чем правильнее он будет выстроен и чем точнее будут технологии коммуникации с потенциальной целевой аудиторией, тем эффективнее будет деятельность «звёзд» в разных сферах, особенно в медиапространстве. Это классическая идея имиджелогии, которая и сегодня актуальна, несмотря на масштабные трансформационные изменения медиапространства, изменения роли и влияния средств массовой информации (далее – СМИ) и средств массовой коммуникации (далее – СМК).
С изобретением визуальных средств передачи информации в XX веке, а позже современных интернет-технологий значительно возросла роль изображения, важным стало не содержание, а форма, не суть, а образ. Современные аудиовизуальные средства массовой информации создают медиаобразы отдельных лиц, групп, событий, явлений и т. д. А привлекательность медиаобраза и доверие к звёздам повышают эффективность информационного воздействия.
Современные СМИ и СМК в информационном обществе являются многоканальными. Кроме того, они характеризуется использованием различных способов телекоммуникаций, жанровым разнообразием телепрограмм, возможностью творческой реализации самых невероятных проектов, наличием большого количества выразительных средств и способов их реализации.
Эффективность телекоммуникации с массовой аудиторией определяется личным имиджем звезд. Построение успешного имиджа зависит от многих факторов: знание информационного продукта, наличие собственного мнения, умение не бояться камеры и находить контакты со зрителями. Зрителю или потребителю медиаконтента интересна личность, нестандартная личность, личность, увлеченная идеей, личность, обладающая даром общения.
Компоненты имиджа коммуникатора - внешность, характер, манеры, коммуникативные характеристики, «мировоззренческая платформа» и, главное, психологические качества коммуникативного лидера, т.е. впечатление о нем в комплексе.
Создание имиджа – неотъемлемая часть звездного статуса. Специалисты в этой области должны знать технологию, особенности создания имиджа. Одной из целей связей с общественностью является формирование положительного образа, в случае с телеведущим, в общественном сознании. Ведь от правильно построенного образа зависит популярность объекта.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью ориентации в масс-медийной среде и изучения степени и аспектов влияния наиболее яркой медиаличности на сознание аудитории.
Степень научной разработанности. Основой нашей работы послужили исследования отечественных и зарубежных авторов, а именно: новые тенденции развития медиа, условия «медийного существования» личности и их активное изучение в работах последних лет (В. В. Савчук, Н. Б. Кириллова, И. В. Жилавская, Г. В. Кузнецов и другие). В понимании терминов по медиаобразованию мы опирались на научные статьи и словари (А. В. Федоров, В. М. Лейбин).
Цель исследования: проанализировать особенности медиафеномена медиазвезды на примере медиаперсоны.
Объект исследования: «звезды», медийные личности
Предмет исследования: особенности влияния «звезд» на общественность, их взаимодействие с общественностью.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал.
2. Определить принципы к изучению медиафеномена как элемента медиакультуры.
3. Рассмотреть каким образом «звезды» взаимодействуют с общественностью.
4. Определить степень влияния медийных личностей на общественность в медиа пространстве.
Практическая значимость работы состоит в прикладном изучении феномена формирования и функционирования медиазвезды в публичном медиапространстве.
Методы исследования:
- теоретические: научное описание, синтез, обобщение, классификация и сравнение;
- статистические: качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 38 источников.
Глава 1. Медиафеномен: подходы к изучению как элемента медиакультуры
1.1 Понятия, основные подходы к изучению медиафеномена как элемента медиакультуры
Понятие медиафеномена недостаточно изучено в современной литературе по коммуникативистике, более того, довольно частое его использование в специальных источниках не имеет научной основы. Каждый исследователь вкладывает свое понимание в этот термин и использует его достаточно широко. Медиафеномен – явление, связанное с функционированием его в современных медиа. Данный термин, также неоднозначно понимаемый в научной литературе, заменил во многом традиционные СМИ и СМК.
Сам термин «медиа» используется во множественном числе от лат. medium - промежуточное, посредствующее, посредник и возникло в английском языке в XVI веке. Однако, только с XVIII века стало применяться по отношению к первому средству построения коммуникации - газетам. С изобретением в бранным XX веке радио и телевидения как средств аудио- и видеокоммуникации термин стал использоваться и по отношению к ним.
М. Маклюэн одним из первых стал использовать термин «медиа» для обозначения средств коммуникации, которые и представляют собой проявления медиакультуры или массовой культуры [32, с. 24].
Массовая культура формируется под влиянием СМИ и представляет собой «мозаичную культуру», в которой соединяются случайным образом различные элементы культур народов. Разрозненные знания, результаты трудовой деятельности и творческих деятельностей людей содержат в себе такую культуру, которая не образует мировоззренческой системы, а только имитирует рост интеллектуальной сущности - человек воспринимает ее в виде фрагментов, которые выхватываются из общего потока мессенджеров.
Концепция «мозаичной культуры» является прообразом культуры постмодернизма. Медиакультура отражает реальность информационного общества потребления, где основным потребляемым продуктом является информация. Хели Йесканен-Сундстрем определяет информационное общество как «общество, основанное на широком использовании информационных сетей и информационных технологий, в котором большое количество информационных и коммуникационных товаров и производятся услуги и в которых имеется развитая индустрия производства разнообразного информационного контента» [8, с. 279].
Информационное общество стимулирует перевод культурного кода в цифровые формы. В связи с этим английский социолог Джон Томпсон ввел понятие «медиатизация культуры» — это культурный процесс, в котором передача символических форм опосредована технологиями медиаиндустрии. Для медиакультуры близкими понятиями являются видеокультура и аудиовизуальная культура. Это связано с тем, что видео- и аудиоканалы связи занимают центральное место в информационном поле [9].
Все большее значение приобретает поле визуального: фото- и кинематографическое искусство, реклама и т. д. Значительная часть представлений человека о мире основывается именно на тиражируемых в СМИ зрительных образах, производство которых достигает в настоящее время грандиозных объемов. Ситуация доминирования в культуре визуальных образов приводит к тому, что в конце XX века появляется понятие «иконический поворот»: «означающий сдвиг в социокультурной ситуации, при котором онтологические проблемы переводятся в план анализа зрительных образов.
Он следует за онтологическими, лингвистическими поворотами и фиксирует смену средств коммуникации с вербального на визуальный.
Первоначальная функция медиа состояла в передаче информации и средстве коммуникации. Но в современном мире они становятся источником личностной ориентации, создают особое информационное пространство, определяющее направление жизни каждого человека. Система образов, распространяемых средствами массовой информации, формирует сознание современного человека и выстраивает его мировоззрение. Медиа дают готовые модели поведения и формируют ценностные стандарты, воздействуя на процесс социализации личности. Модели и примеры социальных взаимодействий можно увидеть в художественных фильмах, реклама также способствует процессам социализации, информирует о модных тенденциях во всех сферах социального пространства и ориентирует людей в современном мире. Культурные формы создаются средствами массовой информации на основе психологии поведения человека в обществе, на коллективном бессознательном. Цель современных медиа состоит в том, чтобы создать единое мировоззрение и установить единую систему ценностей. Различные представления людей об общественном строе объединяются, что в целом служит стабильности общества и дает возможность эффективно управлять им.
Медиа сформировали особую культурную среду, направленную на производство и распространение символических форм по законам рыночных отношений, формируя медиапродукты и медиауслуги. Медиапродукт, обладающий яркими модными характеристиками, создает к нему устойчивый интерес аудитории, и соответственно, обладает высокой стоимостью на рынке. Для этой цели у каждого такого медиапродукта или медиауслуги, которыми могут являться и конкретные люди, сформированы имиджи.
В современном информационном общем имиджи, как правило, всегда конструируется в соответствии с какой-либо целью. Это может стать целью стать президентом страны, «поп-звездой», лидером.
С учетом составного имиджа можно определить как эмоционально окрашенный стереотипный образ, идеальную модель, идеальную структуру, целевой сформированную в индивидуальном, групповом и общественном сознании для достижения результатов. Другими словами – это непосредственно или предварительно созданное впечатление о том или ином объекте. Медиазвездой или медиафеноменом в условиях современной массовой культуры может стать кто угодно, а насколько удастся удержаться на информационном олимпе, зависит от дальнейших имиджевых шагов и умения создавать эффект постоянного присутствия в медиапространстве.
Таким образом, имидж создается для положительного восприятия любого героя.
1.2. Медийная личность как субъект современной медиакультуры
В настоящее время медиарынок охватывает все стороны жизни современного общества, что позволяет использовать медиакультуру для жизни не только в реальном, но и в виртуальном (медиа) мирах. Странное ощущение, что слово «медиа» уже можно добавлять практически к любому термину и это действительно будет работать в новой общественной и научно-технической ситуации [24, с. 227]. Термин «медиа» определен в словаре А. В. Федоров трактовал как средства (массовой) коммуникации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией) [32, с. 24].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамьянц, Т. З. В поисках имиджа (Как стать телезвездой). М, 1995.
2. Вартанов, A. C. Телевизионные зрелища. М, 1986.
3. Гуревич, П. С. Создание имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.
4. Дэвис, Ф. Ваш абсолютгый имидж: книга политиков и бизнесменов, мужчин и женщин / Ф. Дэвис. – М.: Аспект- пресс, 1997. – 162 с. 15.
5. Жилавская, И. В. О чём молчит медиаличность // Развитие русскоязычного пространства: коммуникативные и этические проблемы: Материалы научной конференции (26-27 апреля 2013 г.). – Москва: Издательство АПК и ППРО, 2013. – 507 с. 20.
6. Зверинцев, А. Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. СПб., 1997.
7. Зенкова, А. Ю. Visual Studies как интегральная область социальногуманитарного дискурс-анализа / А.Ю.Зенкова. – URL: http://textarchive.ru/c2657731-pall.html (дата обращения: 13.05.2022).
8. Кабо, В. Р. Синкретизм первобытного искусства / В. Р. Кабо // Ранние формы искусства. - М., 1972. - С. 275 - 300.
9. Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. - Л., 1972. - 440 с.
10. Кириллова, Н.Б. Медиасреда российской модернизации / Н.Б. Кириллова. – М.: Академический Проект, 2005. – 390 с.
11. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М, 1984.
12. Коновроцки, Г. П. Личность и мастерство журналиста ведущего как важный фактор телевизионной программы. М, 1993.
13. Копылова, Р. Д. Кинематограф плюс телевидение. Факты и суждения. М, 1977.
14. Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика: критерии профессионализма. - М.: Издательство РИП - холдинг, 2002.
15. Кузнецов, Г.В., Борецкий, Р.А. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М, 1990.
16. Лейбин, В. М. Словарь – справочник по психоанализу, 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary. Дата обращения 06.05.2022.
17. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд – СПб: Питер, 2007. – 672 с.
18. Маклюэн, М. Познавая медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн - M.: Кучково поле, 2007. - 464 с.
19. Мастерство эфирного выступления. М, 1994.
20. Мишина, И. По ту сторону эфира. М, 1996
21. Пиз, А. Язык телодвижений. М, 1995.
22. Попов, Н. П. Индустрия образов. М, 1986.
23. Почепцов, Г. Г. Имиджмейкер. Киев, 1995.
24. Савчук, В.В. Медиафилософия: приступ реальности / В.В. Савчук. – СПб.: изд-во РХГА, 2013. – 348 с.
25. Савчук, В.В. Медиафилософия: формирование дисциплины // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / В.В. Савчука. – Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2008. – 39 с. 57.
26. Сальникова, Е.В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры: автореф. дис. … д-ра культурологии / Е.В. Сальникова. – М., 2012. – 52 с.
27. СМИ постсоветской России / под ред. Я.Н. Засурский. – М.: Аспект Пресс, 2002.
28. Спиллейн, М. Создайте свой имидж. М., 1996.
29. Современный словарь иностранных слов. М., 2015.
30. Телевизионная журналистика: Учебник / Под ред. И. Юровский. – М.: Изд-во МГУ, 2014.
31. Тлостанова, М.В. Постсоветская литература и эстетика транскультурации. Жить никогда, писать ниоткуда / М.В. Тлостанова. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 416 с.
32. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А.В. Федоров. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та., 2010. – с. 70.
33. Человек в кадре. (Мат.научн.-практ.конф.) М, 1990
34. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. Аспект - пресс, М., 2002
35. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М., 2002.
36. Шепель В.М. Имиджеология: секреты личного обаяния. М, 1994.
37. «Мы», «Познер» // https://pozneronline.ru/1995/10/5734/
38. ещенепознер // https://www.youtube.com/channel/UCNRYbltJXhf6DepS26-uSbQ