Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В жизни общества семья как отдельный социальный институт призвана выполнять исключительно важную роль. Она по своей природе и своему предназначению выступает еще и неизменным союзником общества в плане решении базовых проблем, в числе которых можно назвать: 1) преодолении депопуляции в стране, 2) утверждении в обществе нравственных устоев, 3) осуществление социализации детей, 4) активное развитии в государстве экономики и культуры, 5) реализации семейного предпринимательства. Тем не менее потенциал семьи в настоящее время реализуется неэффективным образом.
Тем не менее, различные социальные проблемы, которые возникают в обществе, нередко напрямую воздействуют на семью, оказывая влияние на выполнение семьями своих непосредственных функций. По этой причине у семей могут возникнуть трудности в разрешении как социальных, так и межличностных, а также психологических проблем, в результате чего, эти семьи становятся неблагополучными. Сложившаяся сегодня социокультурная ситуация в институте семье неизменно требует целенаправленного формирования эффективных условий для поддержания всех видов семей.
В настоящее время неблагополучные семьи в качестве особой социально уязвимой группы выступает объектом социальной работы. Это, в свою очередь, требуется изучение неблагополучной семьи как отдельной социальной группы: то есть ее проблем, основных причин неблагополучия, что позволяет разрабатывать эффективные методы и формы работы с такими семьями.
Все выше сказанное обуславливает актуальность рассмотрение темы «Особенности социальной работы с неблагополучными семьями».
Целью данной работы является раскрытие теоретических основ социальной работы с неблагополучными семьями и освещение практического опыта такой работы в Республике Бурятия.
Названная цель реализуется путем постановки и выполнения следующих задач:
- раскрыть понятие и типы неблагополучных семей;
- проследить особенности социальной работы с неблагополучными семьями;
- охарактеризовать основные направления и подходы к осуществлению социальной работы с неблагополучными семьями в Республике Бурятия;
- описать опыт социальной работы ГБУСО «Селенгинский ЦСПСИД» г. Гусиноозёрск Республика Бурятия с неблагополучной семьей.
Объектом исследования являются неблагополучные семьи как социальная проблема.
Предмет исследования – социальная работа с неблагополучными семьями в Республике Бурятия.
Гипотеза исследования: социальная работа с неблагополучной семьей будет эффективной в том случае, если:
1) помощь членам неблагополучной семьи будет предоставляться своевременно;
2) специалисты социальной службы поможет осознать членам неблагополучной семьи их проблему, а также активизирует внутренний потенциал членов семьи;
3) специалисты социальной работы будут осуществлять взаимодействие с другими социальными учреждениями.
Значимый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Ю.Г. Астахова, М.В. Агасарян, Н.Ф. Дивицына, Ю.Н. Галагузова, Д.В. Галсанова, И.С. Ганишина, Т. Гончарова, В.В. Данилов, А.С. Евсеева, С.Г. Ефимов, Л.Я. Олиференко, В.М. Целуйко, Т.И. Шульга и др.
Методами исследования являются: анализ публикаций по данной теме, метод сравнения, изучение документации конкретного учреждения, метод логической группировки и систематизации выявленной информации.
В структуру работы включены введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1.Теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями
1.1 Понятие и типы неблагополучной семьи
Семья выступает в качестве первого воспитательного института, взаимосвязь с которым индивид испытывает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье происходит зарождение основы морали и нравственности человека, формирование нормы поведения, возникает и развивается внутренний мир, а также индивидуальные качества личности. Семья также способствует самоутверждению человека, она его стимулирует на творческую и социальную активность. Однако семья, в которой структура нарушена, внутренние границы размыты, игнорируются либо обесцениваются базовые семейные функции, нередко относится к неблагополучной семьи. Неблагополучие в семье часто приводит к психической травматизации детей, дисбалансу в сфере общения, агрессивности, роста числа правонарушителей, наконец, педагогической запущенности [2, c. 98].
Тем не менее, в научной литературе четкого определения понятия семейное неблагополучие пока еще не сформировано. Каждый автор в это понятие вкладывает свой отдельный смысл. В связи с этим в различных источниках вместе с понятием «неблагополучная семья» также встретить можно следующие: «семьи группы риска», «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», а также «негармоничная семья» [3, c. 31].
Чаще всего, те проблемы, с которыми сталкиваются такого рода семьи, напрямую касаются социальной, материальной, правовой, психологической, медицинской, педагогической и иных сторон ее жизни.
В целом, неблагополучная семья – это такая семья, в которой нарушена ее структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеют место явные либо же скрытые дефекты воспитания, в результате которых дети переходят в категорию «трудных детей». Общеизвестно, что в семье ребёнок усваивает основные нормы человеческих отношений, и уже став взрослым он свои семейные отношения строит именно согласно с тем, какие отношения он наблюдал у своих родителей между собой, а также как они относились к нему. Поэтому благополучие одной семей в настоящее закладывает фундамент для гармоничных отношений в семьях будущего. Ведь именно в неблагополучных семьях чаще всего дети получают весьма серьезные психологические травмы, не лучшим образом влияющие на их последующую жизни. Во многом семейное благополучие зависит от того, является ли конкретная семья полной либо неполной [7, c. 24].
К примеру, социальная неустроенность родителей чаще всего приводит к психологическому напряжению, что, в свою очередь, способствует возникновению семейных конфликтов, обострению и супружеских, и детско-родительских отношений; отсутствие либо ограниченность необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять членам семьи многие насущные потребности. Негативным образом на психическом и на физическом здоровье взрослых и детей сказывается неблагополучие семьи, а иногда даже толкает членов семьи на асоциальные и аморальные действия и поступки. То есть педагогическая некомпетентность взрослых неизменно ведет к нарушениям личностного и психического развития детей.
Однако нельзя не указать, что не любая семья, которая сталкивается с трудностями, в конечном итоге становится неблагополучной. Многие семей весьма успешно преодолевает сложности, что их членов в конечном итоге сплачивает и объединяет. Одновременно бывает и так, что, утратив в себе в себе, взрослые семьи впадают в апатию, заметно снижается их социальная активность, возникает безразличие и к своей судьбе, и к судьбе своих детей, что отрицательно влияет и на семье в целом, и на воспитывающихся в ней детях. То есть невзирая на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» основной ее спецификой выступает разрушительное, отрицательное, а также десоциализирующее влияние на процесс формирования личности ребенка, проявляющееся в виде различных ранних поведенческих отклонений [12].
Таким образом, можно заключить, что неблагополучные семьи – это такие семьи, которые имеют трудноразрешимые проблемы, заметным образом ограничивающие её возможности в плане создания благоприятных условий как для жизни, так и полноценного развития всех её членов. В настоящее время к неблагополучным семьям в той или иной мере принято относить: семьи алкоголиков, психически неуравновешенных людей, наркоманов, семьи с девиантным поведением и др.
Неблагополучные семьи – это также семьи, характеризующиеся низким социальным положением в разных сферах жизнедеятельности и в связи с этим не справляющиеся с возложенными на них обязанностями. Адаптивный потенциал этих семей заметно снижен [13, c. 28].
В основном принято выделять следующие два типа неблагополучных семей:
1) Семейное неблагополучие открытого типа, к которым относятся следующие:
-конфликтные семьи;
- семьи проблемные (к примеру, это семьи с ярко выраженным алкоголизмом одного либо же сразу обоих родителей);
- криминально-аморальные семьи;
- семьи-асоциалы;
-семьи, которые имеют недостаток воспитательного потенциала (либо как их ещё нередко называют – это неполные семьи).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алгоритм действий специалиста по социальной работе, взаимодействующего с неблагополучной семьей. – URL: https://pandia.ru/text/77/373/27408.php. (дата обращения: 21.05.2022). – Текст: электронный.
2. Астахова, Ю.Г. Социология семьи: учебное пособие / Ю.Г. Астахова, М.В. Агасарян. – Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2019. – 64 с. – Текст: непосредственный.
3. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками / Н.Ф. Дивицына. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. – 288 с. – Текст: непосредственный.
4. В Бурятии более 500 неблагополучных семей снято с профилактического учета. – URL: https://burunen.ru/search/?tags. (дата обращения: 20.05.2022). – Текст: электронный.
5. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика : учебное пособие / Ю.Н. Галагузова. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 342 с. – Текст: непосредственный.
6. Галсанова, Д.В. Основные формы работы с неблагополучными семьями в Республике Бурятия / Д.В. Галсанова. – URL: https://esstu.ru/library/free/Konf/SocialRab/47_Галсанова.pdf. (дата обращения: 21.05.2022). – Текст: электронный.
7. Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное несовершеннолетних: учебное пособие / И.С. Ганишина, А.С. Ушатиков. – Москва, 2016. – 188 с. – Текст: непосредственный.
8. ГБУСО «Селенгинский ЦСПСИД». – URL: https://www.rusprofile.ru/id/708679 pdf. (дата обращения: 21.05.2022). – Текст: электронный.
9. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова. – Текст: непосредственный // Народное образование. –2016. – № 4. – С. 36-42.
10. Данилов, В.В. Неблагополучная семья – детерминант рецидивной преступности несовершеннолетних / В.В. Данилов // Мир науки и образования. 2015. № 4. – URL: http://www.mgirm.ru/World_of_science_and_education/2015/4/Danilov.pdf (дата обращения: 20.05.2022). – Текст: электронный.
11. Евсеева, А.С. Применение социального сопровождения в отношении неблагополучных семей в качестве профилактики детской безнадзорности / А.С. Евсеева // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2016. – С. 385-388. – Текст: непосредственный.
12. Ефимов, С.Г. Современные аспекты благополучия и неблагополучия современной семьи в Республике Бурятия / С.Г. Ефимов // Вестн. Бурятск. Гос. Ун-та. Образование. Личность. Общество. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-blagopoluchiya-i-neblagopoluchiya-sovremennoy-semi-v-respublike-buryatiya/viewer (дата обращения: 19.05.2022). – Текст: электронный.
13. Илларионова, Н.А. Неблагополучная семья как фактор возникновения девиантного поведения у детей и подростков / Н.А. Илларионова. – Текст: непосредственный // Наука и современность. – 2016. – № 49. – С. 27-32.
14. О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия: закон Республики Бурятия от 29 сент. 2008 г. № 469-5 (в ред. от 07.03.2014 № 665-V). – URL: https://base.garant.ru/29537438/ (дата обращения: 20.05.2022). – Текст: электронный.
15. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие / Л.Я. Олиференко, Г.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – Москва: «Академия», 2012. – 276 с. – Текст: непосредственный.
16. Понятие и типы неблагополучных семей // Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015. – С. 98-101. – Текст: непосредственный.
17. Сафронова, Ю.А. Социальная работа с семьей на ранней стадии семейного неблагополучия / Ю.А. Сафронова // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2016. – С.107-109. – Текст: непосредственный.
18. Социальная работа в Республике Бурятия: учебное пособие / отв. ред. Т.С. Базарова. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 2016. – 118 с. – Текст: непосредственный.
19. Социально-экономическое положение семей и тенденции их жизнедеятельности. – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruGEwHt7VZUdyWI8-UXuZ8TcrqxC_jRZlN0CLG2IguyJ5d_5QeXjMcwoFiN9Mdf_sI0SG4ddRaa7GCoiEW0Ht8Qgs46b7EzAzrar63F_b_2sqeFwsiCfdlHIr88yhIW0uuw%3D%3D%3Fsign%3DybY2MN8oo1OSAlqj7fOitZhCk0YRC2RRCSGtyrpfVqg%3D&name=7-24.xls&nosw=1 (дата обращения: 20.05.2022). – Текст: электронный.
20. Технологии работы с неблагополучной семьей. – URL: https://studfiles.net/preview/3601006/page:11/ (дата обращения: 22.05.2022). – Текст: электронный.
21. Черникова, Т.А. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями / Т.А. Черникова, Л.А. Николаева Л.Д. Шайдукова. – Текст: непосредственный // Междунар. исслед. журн. – 2020. – № 2. – С. 54-60.
22. Черникова, Т.А. Социальная работа с неблагополучными семьями / Т.А. Черникова, Л.Д. Шайдукова. – Текст: непосредственный // Мир экономики и управления. – 2018. – Т. 18. – №4. – С.240-253.
23. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети: Психология семьи / В.М. Целуйко. – Ростов на-Дону. 2014. – 132 с. – Текст: непосредственный.
24. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей / Т.И. Шульга. – Москва, 2018. – 281 с. – Текст: непосредственный