Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Человек существенный объем информации об окружающем мире
получает именно через зрительный анализатор. Ребенок, начиная с самого
рождения все движения, а также и предметно – практические действия
осуществляются при непосредственном участии и под контролем зрения.
Существенное ограничение функций зрительного анализатора дает
основание для изучения психической деятельности индивидов с дефектами
зрения, которое показывает, что даже при такого рода сложных нарушениях
способность вполне адекватно отражать мир все же сохраняется.
Возможность адекватного отражения внешнего мира детьми при
сужении у них сенсорной сферы обусловлена, в первую очередь, наличием
замещения ощущений, то есть замены выпавших либо нарушенных функций
функциями сохранных анализаторов, а также, тем, что отражение происходит
не только непосредственно, на уровне чувственного. В познании
окружающего мира ребёнком с нарушениями зрения осязанию отводится
особая роль. Ведь именно оно такому ребёнку позволяет получить реальные
представления о ближайшем пространстве, а также находящихся в нём
предметах.
Тифлопедагогическая практика смогла доказать необходимость
дифференцированного подхода в процесс воспитания и обучении
дошкольников с нарушениями зрения различной степени тяжести с
обязательным учётом специфик познания окружающего мира
дошкольниками каждой из категорий, а также еще общих особенностей,
свойственных всем детям с нарушением зрения. Однако при работе нередко с
детьми младшего дошкольного возраста не уделяется должного внимания
развитию осязательно восприятиях, сдвигая этом процесс н более поздний
возрастной период. Это негативным образом сказывается на общем развитии
ребенка с нарушениями зрения. Таким образом, значимость осязательного
4
восприятия для детей с нарушениями зрения для познания окружающего
мира, а также необходимость диагностировать и развивать осязательное
восприятие именно в младшем дошкольном возрасте делает рассмотрение
темы «Осязательное восприятие детей младшего дошкольного возраста с
нарушениями зрения» актуальным.
Целью данной работы является теоретическое изучение особенностей
осязательного восприятия детей младшего дошкольного возраста с
нарушениями зрения.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
медицинскую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить состояние осязательного восприятия детей младшего
дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3. Изучить основные направления и содержание
психокоррекционной работы по развитию осязательного восприятие детей
младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Методы исследования: анализ специальной методической,
психологической и педагогической литературы, психологический
эксперимент (методика Л.Б. Осиповой), количественный и качественный
анализ экспериментальных данных.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи,
как Э.С. Аветисов, Б.Г. Ананьев, Е.В. Андрющенко, Л.А. Венгер, Л.П.
Григорьева, В.П. Ермаков, М.И. Земцова, А. А. Крогиус, А.Г. Литвак, А.Р.
Лурия, Л.В. Мясникова, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова, Л.И.
Солнцева, Л.И. Фильчикова и др.
Базой исследования стали МБДОУ Комбинированного типа «Детский
сад № 38» и МБДОУ «Детский сад № 36» г. Челябинска. В исследовании
участие приняли 10 детей младшего дошкольного возраста, имеющих
нарушения зрения, а также и 10 детей с нормальным зрением.
5
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка
литературы.
6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие осязательного восприятия в психолого-педагогической
литературе
Вопросы изучения восприятия нашли свое отражения в работах разных
исследователей. Так, например, А.Г. Маклаков восприятие характеризует в
качеств целостного отражения предметов, явлений, ситуаций, «которые
возникают при воздействии физических раздражителей непосредственно на
рецепторные поверхности органов чувств» [18, c. 89]. В свою очередь в
исследованиях П.М. Якобсона восприятие в узком смысле – это особый «акт
восприятия объектов, данных нашим органам чувств». При этом в широком
смысле это означает, что в ходе продолжительного восприятия предмета
включаются акты мышления, происходит истолкование свойств предмета,
выявление систем разных связей и соотношений непосредственно в
воспринимаемом объекте [35].
С позиции А.Р. Лурии восприятие представляет собой сложный
процесс, в основе которого заложены сенсомоторные и речевые действия. То
есть воспринимающая деятельность человека выступает в качестве
результата совместной работы сразу нескольких анализаторных систем,
которые близки к процессам наглядного мышления. В целом, под
восприятием можно понимать психический процесс отражения в сознании
индивида совокупности свойств предметов либо явлений при их
непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы) человека
[17]. В соответствии с разными органами чувств принято различать
слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые ощущения и
соответствующие им виды восприятия.
Для более точного раскрытия понятия «осязательное восприятие»
охарактеризуем само понятие «осязание». Осязание в работах А.Н. Леонтьева
понимается как восприятие именно в широком смысле, как «прикосновение».
7
Названный исследователь под осязательными восприятием подразумевает
ощущение, которое возникает в результате определенного воздействия
непосредственно на рецепторы физических тел и, в связи с этим, отражения
их пространственных и механических свойств. То есть речь ведется именно
об отражении чувственном, а также непосредственно чувственном
отражении следующих свойств: упругость, твердость, непроницаемость,
показатели характера поверхности отдельного предмета, массы, величины, а
также геометрической формы тел [14, c. 144].
И.М. Сеченов осязание рассматривает в качестве специфической
формы познавательного действия. При этом в основе процесса осязания
заложено раздражение разных видов рецепторов и дальнейшее
преобразование поступающей информации центральной нервной системой,
также включая кору больших полушарий мозга. При осязании ощупывающие
движения рук способны воспроизводить, реконструировать форму (или
контур) предмета, словно бы «снимая» его «слепок». Названный ученый
показал в своих работах сходство осязательного и зрительного восприятия,
акцентируя внимание на том, что при осязании отражаются и шероховатость,
твердость, температура и иные подобные свойства предмета, и его величина,
форма, а также положение в пространстве [29].
А.В. Петровский понимает под осязанием особое человеческое
свойство познания мира. В этом случае рука выступает в качестве органа
осязания, так как чувствительность к прикосновению, а также давлению на
ладонь и кончики пальцев намного больше, нежели на иные участках тела
(например, на плече, спине, голени). В связи с этим рука дает ценные знания
об основных свойствах предметов всего материального мира. Пи этом состав
осязания входят тактильные ощущения (то есть ощущения прикосновения),
температурные, являющиеся функцией особого температурного анализатора.
Подчеркивается, что температурные ощущения не только включаются в
состав осязания, но также имеют и самостоятельное, наиболее общее
8
значение практически для всего процесса терморегуляции и осуществления
теплообмена между организмом человека и окружающей средой [23].
С позиции С.Л. Рубинштейна осязание представляет собой особое
человеческое чувство познающей и работающей руки; оно отличается весьма
активным характером. Познание материального мира при осязании
совершается в процессе осуществления движения, которое переходит в
целенаправленное сознательное действие ощупывания, а также действенного
познания предмета. Осязание в себя включает ощущения прикосновения, а
также давления в непосредственном единстве с мышечно-суставными и
кинестетическими ощущениями [27, c. 67].
В свою очередь Б.Г. Ананьев кожно-осязательные ощущения
характеризует в качестве продукта деятельности анализатора, дающего
различные чувственные знания о физико-механических свойствах отдельного
предмета, отражающегося в виде отдельных ощущений давления и
прикосновения [2].
В.П. Ермаков и Г.А. Якунин под осязательным восприятием
подразумевают способность двигательного и кожного анализаторов отражать
как пространственные, так физические свойства предметов. При этом в
осязательном восприятии принимают участие разные виды
чувствительности: болевая, тактильная, температурная, а также мышечно-
суставная [10, c. 121].
Исследователи считали, что тактильная чувствительность может дать
невидящим людям принципиально другие знания о мире, чем зрячим зрение,
либо в лучшем случае уступает по своей полноте, точности и целостности
отражения не только зрению, но также и слуху, в связи с чем последний
исследователями рассматривался в качестве основного компенсирующего
средства [22].
Кроме этого, выделяют еще один вид кожной чувствительности – это
осязание, которое представляет собой особый комплекс ощущений,
возникающих у человека в результате раздражения всех видов кожных
9
рецепторов [23, с. 172]. А.А. Крогиус выделял следующие виды осязания:
активное и пассивное [13]. При этом пассивное осязание характеризуется в
качестве вида осязания, при котором происходит сочетание разных виды
кожной чувствительности. В его основе заложена деятельность кожно-
механического анализатора. Оно прослеживается в тех случаях, когда
имеется покой рецепторной поверхности, а также соприкасающегося с ней
предмета. Возникающие по причине соприкосновения ощущения отражают
отдельные физические, пространственные и временные свойства и
отношения предметов, а именно: вес, температуру, протяженность, в
отдельных случаях форму и т.д. Но при пассивном осязании целостный образ
предмета не возникает, потому как оно в подавляющем большинстве случаев
не может отразить ни контуров предмета, ни его формы, без чего невозможно
формирование целостного образа. Поэтому пассивное осязание как
самостоятельный процесс не играет существенной роли в познавательной и
иных видах деятельности.
Активное осязание (или гаптика) появляется при активном
ощупывании предметов. В ее основе заложена интегративная деятельность
кожно-механического, а также двигательного анализаторов. Именно
благодаря активным ощупывающим движениям рук возможным становится
отражение отдельных качеств и свойств, и вычленение контуров и формы
объектов, на базе чего происходит формирование целостного образа
восприятия. В процессе активного осязания немаловажное значение
приобретает также кинестетическая чувствительность. В связи с этим
активному осязанию свойственна первостепенная роль в процессе познания
окружающего мира. Активное осязание – это процесс формирования в
сознании человека осязательного образа предмета в процессе его
ощупывания. Рука (или руки) являются в этом случае некой координатной
системой, обеспечивающей восприятие пространственных взаимоотношений
элементов ощупываемого предмета, а также и его фактуры. Кроме этого, для
активного осязания свойственно разделение функций пальцев и рук.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аветисов, Э.С. Руководство по детской офтальмологии [Текст] /
Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, А.В. Хватов. – М. Медицина, 2007. – 496 с.
2. Ананьев, Б.Г. Осязание в процессах познания и труда [Текст] /
Б.Г. Ананьев. – М.: АПН РСФСР, 2000. – 263 с.
3. Андрющенко, Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у
детей с нарушениями зрения (3-5 лет) [Текст]: методическое пособие для
тифлопедагогов ДОУ / Е.В. Андрющенко, Л.Б. Осипова, Н.Я. Ратанова. –
Челябинск: Цицеро, 2009. – 96 с.
4. Богуславская, З.М. Особенности ориентировочно-
исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у
детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская // Доклады АПН
РСФСР. – 2000. – № 3. – С. 51-57.
5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от
рождения до 6 лет [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер,
Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008.
– 144 с.
6. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих [Текст]:
сб. науч. трудов / под ред. А.Г. Литвака. – СПб.: Невское время, 2011. – 122 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский
[Текст]. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
8. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст]: метод.
пособие / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова. – М.: Школа –
Пресс, 2004. – 96 с.
9. Дети с глубокими нарушениями зрения [Текст] / пoд. ред. М.И.
Земцoвoй, A.И. Кaплaн, М.С. Певзнер. – М.: Педaгoгикa, 2006. – 264 с.
10. Ермaкoв, В.П. Основы тифлoпедaгoгики: Развитие, обучение и
вoспитaние детей с нарушениями зрения [Текст] / В.П. Ермаков, Г.А.
Якунин. – М.: ВЛAДOС, 2000. – 240 с.
50
11. Земцoвa, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с
нaрушениями зрения [Текст] / М.И. Земцова. – М.: Просвет, 2008. – 160 с.
12. Зинченко, В.П. Развитие восприятия в раннем и дошкольном
детстве [Текст] / В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. – М.:Просвещение, 2006. – 301
с.
13. Крогиус, А.А. Психология слепых и ее значение для общей
педагогики [Текст] / А. А. Крогиус. – М.: Изд. авт., 2006. – 231 с.
14. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н.
Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 509 с.
15. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А.Г.
Литвак. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2008. – 271 с.
16. Ломов, Б.Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные
труды [Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: Ин-т психологии РАН, 2006. – 376 с.
17. Лурия, А.Р. Ощущения и восприятие [Текст] / А.Р. Лурия. – М.:
Изд-во МГУ, 1995. – 216 с.
18. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник / А.Г.
Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.
19. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина, Л.А.
Венгер. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
20. Мясникова, Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у
дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Л.В. Мясникова. – Саратов,
2006. – 191 с.
21. Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики:
коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного
возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) [Текст] / Л.Б.
Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 60 с.
22. Ощущения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.yaniya.ru/oshushenie-i-vospriyatie.html. – (дата обращения:
28.05.2022).
51
23. Петровский, А.В. Общая психология: учебник [Текст] / под ред.
А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2006. – 479 с.
24. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в
детских садах для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. –
М., 1998. – 212 с.
25. Подколзина, Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика
дошкольника с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина. – М.: Обруч,
2014. – 72 с.
26. Ремезова, Л.А. Формирование у детей с нарушением зрения
представлений о величине и измерении величин [Текст] / Л.А. Ремезова, Л.В.
Сергеева, О.Ф. Юрлина. – Самара: Издательство СГПУ, 2004. – 228 с
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник /
С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
28. Сековец, JI.C. Коррекционно-педагогическая работа в процессе
физического воспитания дошкольников с монокулярным характером зрения
(при косоглазии и амблиопии) [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук / JI.C.
Сековец. – М., 1985. – 24 c.
29. Сеченов, И.М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и
слепого. Осязание как чувство, соответствующее зрению [Текст] / И.М.
Сеченов // Избранные философские и психологические произведения. – М.:
Госполитиздат, 2007. – С. 551-556.
30. Сoлнцевa, Л.И. Введение в тифлoпсихoлoгию раннего,
дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Пoлигрaф-
Сервис, 2007. – 121 с.
31. Тупоногов, Б.К. Учет офтальмологических рекомендаций при
организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими
зрительный дефект [Текст] / Б.К. Тупоногов // Дефектология. – 2000. – № 5. –
С. 58-63.
32. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие /
Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
52
33. Фильчикова, Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста.
Диагностика и коррекция [Текст] / Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В.
Парамей. – М.,2003. – 224 с.
34. Фомина, Л.О. О развитии микроориентировки у дошкольников с
нарушением зрения [Текст] / Л.О. Фомина // Дошкольное воспитание. – 2007.
– № 9. – С. 98-99.
35. Якобсон, С.Г. Соотношение зрения и осязания в восприятии
формы детьми дошкольного возраста [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы
психологии. – 2007. – № 3. – С. 81-87.