Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в современных условиях является совершенствование форм, методов и процедур принятия управленческих решений, которые определяют качество и результативность процессов государственного управления в правоохранительной сфере.
Очевидно, что гарантировано успешную реализацию задач, стоящих перед территориальными органами и подразделениями МВД России, организационно способны обеспечить только те руководители, которые, используя достоверную, актуальную и полную информацию, своевременно и адекватно реагируют на регулярно возникающие изменения во внутренней и внешней средах деятельности органов внутренних дел.
Кроме того, на высшем уровне управленческой иерархии необходимо не только владение рациональными способами и методами оптимизации управленческих решений, но и умение оперативно организовать их исполнение для достижения поставленных целей.
Актуальность данной работы заключается в том, что понимание важности овладения руководителями теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками разработки и принятия управленческих решений, а также организации их исполнения, во многом определяет потенциал и возможности системы МВД России в достижении поставленных перед ней целей.
Практика показывает, что многим руководителям не хватает знаний и умения устанавливать контакты, организовывать взаимодействие с другими институтами, гибкости в использовании наиболее эффективных методов и форм для формирования правильных отношений в коллективе и, прежде всего, в чрезвычайных ситуациях.
Объектом исследования являются управленческие решения в правоохранительных органах.
Предмет исследования - практические аспекты управленческих решений в правоохранительных органах
Цель работы - раскрыть универсальные методы управления и их виды в органах внутренних дел.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить понятие, сущность и структуру управленческих решений;
2. Обозначить основные требования, предъявляемые к управленческим решениям;
3. Изучить классификация управленческих решений;
4. Проанализировать реализация управленческих решений в ОВД;
5. Сделать выводы.
Теоретической базой исследования послужили общие положения философии, теории государственного и социального управления, теории информации, а также научные труды отечественных и зарубежных ученых: Г.А. Аванесова, В.Г. Афанасьева, С.М. Ковалева, С.Е. Каменицера, О.В. Козловой, Ю.М. Козлова, A.M. Омарова и других. А также ученых, исследовавших в той или иной степени рассматриваемую нами тему в системе МВД России: В.З. Веселого, В.М. Воскресенского и ряда других.
Методы исследования: анализ литературных источников информации по теме исследования, обобщение, сравнение, конкретизация и систематизация информации.
Работа представлена на 31 странице и структурно состоит из введения, заключения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
1.1 Понятие и сущность управленческих решений
Процесс социального управления осуществляется путем целенаправленного воздействия управления субъекта на объект управления, на волю людей, под которыми понимается направленный на регулирование фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия. Воля регулирует поведение людей, направляет действия людей на достижение цели. Чтобы достичь единства людей, необходимо достичь единства их воли. Единство воли достигается путем согласования целей и порядка деятельности путем подчинения одной воли другой [7;13].
Влияние элемента управления на волю объекта управления осуществляется с помощью различных приемов, средств и способов, называемых методами социального управления.
Метод управления - это способ практической реализации целей, задач и управленческих функций. Содержание метода управления отвечает на вопрос о том, как, каким образом наиболее рационально можно достичь целей управления, осуществлять управленческую деятельность.
Методы управления находятся в диалектическом единстве с целями управления. Цель определяет специфику использования метода, выбор методов в определенной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, как достигается душа менеджмента. Методы определяют качественную сторону управления. Их улучшение означает улучшение управления. Из содержания особенностей методов социального вовлечения следует, что методы управления обладают следующими характерными чертами [7;21]:
они выражают связь субъекта управления с объектом управления;
метод - это средство, способ осуществления позиционного управления субъектом на объект управления, то есть воздействие одного человека на другого, одного коллектива на другого, одного человека на коллектив или на одного человека коллектива;
методы - это методы организации, организации процессов в системах управления, методы, используемые для достижения общих целей совместной деятельности людей;
методы управления - самый подвижный и активный элемент в системе управления;
методы управления носят альтернативный характер;
в государственном управлении они являются инструментами политики государства, которые используются государственным аппаратом для достижения политических целей.
Независимо от содержания и направленности, методы управления обладают [7;38]:
объективированная организационная форма, под которой понимается характер воздействия, т.е. индивидуальная инструкция (порядок) или правило (правило) поведения;
характер воздействия (прямое воздействие, косвенное воздействие путем создания стимулирующих или ограничивающих условий);
способом воздействия (единичный, коллегиальный, коллективный);
временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные);
тактическим и стратегическим характером.
Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия для выполнения задач и функций государства, общества, для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и других задач [8;24].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности».
2. Афанасьев, А. Г. Системность и общество [Текст] / В. Г. Афанасьев.– М.: ЛЕНАНД, 2018. – 367 с.
3. Афанасьев, Д. В. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел [Текст] / Д. В. Афанасьев, Е. Н. Хазов.– М.: Монография, 2015. – 304с.
4. Балдин, К. В. Управленческие решения: учебник [Текст] / К. В. Балдин. – М.: Дашков и К, 2016. – 494 с.
5. Веденёва, Н. В. Управленческие решения. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие [Текст] / Н. В. Веденёва. – Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2017. –165 с.
6. Вершигова, Е. Е. Менеджмент [Текст] / Е. Е. Вершигова. - М.: Феникс, 2015. - 347 с.
7. Иванова, П. В. Методы принятия управленческих решений: [Текст]: учебное пособие / П. В. Иванова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 413 с.
8. Капитонов, С. А. Основы управления внутренними делами [Текст] / В. И. Селиверстова. – М.: Юриспруденция, 2016. – 176 с.
9. Кац, И. Я. Управленческие решения [Текст] / И. Я. Кац. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 71 с.
10. Кильмашкина, Т. Н. Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования [Текст] / Т. Н. Кильмашкина. – М.: Экономика , 2018. - С. 28–33.
11. Кнорринг, В. И. Искусство управления [Текст] / В. И. Кнорринг. - М.: БЕК, 2016. - 346с.
12. Комахин, Б. Н. Информационное и инновационное общество и процесс развития государственной службы [Текст] / Б. Н. Комахин. М.: Феникс, 2017. - С. 32-45.
13. Комахин, Б.Н. Административно-правовые основы развития государственно-служебной деятельности в контексте политики модернизации [Текст] / Б. Н. Комахин. - Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя, 2016. – 210с.
14. Коротков, З. М. Концепции и методы менеджмента [Текст] / З. М. Коротков. - М.: Заря, 2018. -304 с.
15. Левина, С. Ш. Управленческие решения [Текст] / С. Ш. Левина, Р. Ю. Турчаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 223 с.
16. Москвитин, Г. И. Теория и практика принятия управленческих решений: учебник [Текст] / Г. И. Москвитина. – М.: КноРус, 2017. – 340 с.
17. Петрова, О. В. Делегирование полномочий в органах внутренних дел: постановка проблемы [Текст] / О. В. Петрова, Г. М. Калашников, Д. В. Кайргалиев, Е.А. Тришкина. – Казань: Благо, 2019. -С. 92–93.
18. Петрова, О. В. Методы принятия управленческих решений [Текст] / О. В. Петрова, Г. М. Калашников, Д. В. Кайргалиев. – Ульяновск: Издательский дом «Сириус», 2019. -С. 94–99.
19. Пирогова, Е. В. Управленческие решения [Текст] / Е. В. Пирогова. - Ульяновск: УлГТУ, 2018. – 176 с.
20. Русаков, В. К. Качество управленческих решений: проблемы определения и подходы к его оценке [Текст] / В. К. Русаков. - Вестник Екатерининского института. 2015. - С. 94–102.
21. Сафонов, В. Н. Разработка управленческих решений [Текст] / В. Н. Сафонов, О. В. Папоян. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 87 с.
22. Яресь, О. Б. Методы принятия управленческих решений [Текст] / О. Б. Яресь, И. В. Паньшин. – Владимир, 2015. – 66 с.
23. Яськов, Е. Ф. Управленческие решения [Текст]: курс лекций / Е. Ф. Яськов. – М.: Академия управления МВД России, 2016. -312с.