Фрагмент для ознакомления
2
Роман Ивана Александровича Гончаров «Обломов» оставил сильное впечатление на общество своего времени и стал значимым представителем русской литературы XIX в. не только у себя на родине, но и в мире.
Одним из факторов влияния на умы и сердца критиков и читателей стало изображение героев произведения, которые были обычными людьми из знакомого читателям круга общества, которых Гончаров сумел представить их привлекающими внимание персонажами, побуждающими размышлять над их словами и поступками. Одними из таких персонажей является ряд женских образов романа «Обломов».
Уже в первых статьях критиков и литераторов, посвященных роману «Обломов», гончаровским женским образам уделяется пристальное внимание (статьи А. А. Григорьева, Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина). В известном сборнике В. И. Покровского под названием «И. А. Гончаров. Его жизнь и сочинения», содержащем очерки и статьи литературно-критического направления, есть ряд очень содержательных обзоров, которые посвящены женским портретам таких авторов, как В. П. Острогорский, Г. В. Александровский, Д. С. Мережковский.
В науке существует немало работ-размышлений о творчестве Гончарова в ракурсе анализа вопросов женской характерологии в романах писателя. В ряду признанных исследователей творчества Гончара имена Л. С. Гейро, Е. А. Краснощековой, В. А. Недзвецкого, В. Н. Криволапова, Н. И. Пруцкова, которые в своих монографиях и научных статьях всегда уделялось внимание женским образам. В работах А. А. Бельской, А.А. Семакиной, И. А. Беляевой, В. А. Доманского, М. В. Михайловой, Е. В. Красновой, О. Ю. Седовой, А. А. Фаустова и др. о литературе Гончарова много исследований его женских портретов с разных позиций, в том числе много о проблеме мифопоэтического пласта образности.
Гончарова как исследователя людских характеров интересовал внутренний мир и облик создаваемых им героев, поэтому многое в его творчестве отталкивалось от литературной традиции создания образов женских персонажей, как отечественной, так и западной. Это позволяло вкупе с человековедческим опытом создавать рельефные образы и многослойную смысловую и психологическую палитру женского характера. Благодаря чему исследователи ставят его в один ряд с такими его современниками — знатоками человеческой психологии, как И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский.
В связи с этим представляется актуальным обращение к исследованию женских образов писателя в романе «Обломов» в свете многообразия граней женского мира не только главных, но и второстепенных героин, окружавших Обломова, и его трансляцию на одноименного мужского персонажа.
Целью работы является исследование женских образов в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
изучить представление писателем женского мира на литературных страницах романа;
исследовать художественное своеобразие женских образов;
рассмотреть главных героинь произведения;
ознакомиться с второстепенными героинями произведения.
Для этого объектом исследования выступает — роман И.А. Гончарова «Обломов, предметом исследования — женские персонажи произведения.
Материал для работы составили роман И.А. Гончарова «Обломов», научные труды, монографии, научно-исследовательские статьи разных лет таких авторов, как Г. В. Александровский, Д. С. Мережковский, В. П. Острогорский, О.А. Бычкова, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Комар, С.И. Кормилов, В.Н. Криволапов, Е.А. Краснощекова, Т.В. Мальцева, И.В. Пырков, А.А. Семакина, К.В. Смирнов, А.А. Степанова, Сунь Личжэнь, И.П. Щеблыкин, а также материалы международных конференций и тематических электронных ресурсов, посвященных творчеству И.А. Гончарова.
Работа состоит из введения, двух глав, из которых в одной по два параграфа, заключения, списка использованной литературы.
1. Мастерство писателя
1.1. Представление женского мира на литературных страницах
Разделяю мнение многих читателей и исследователей гончаровского литературного наследия о настроении и содержании его текстов, что в них нет: «...ничего пошлого, ничего скучного, ничего далекого от жизни. Меня удивляло, откуда на самом деле столько тепла и позитива, столько уважения и преклонения перед женщиной, которое, прямо скажем, писателям девятнадцатого века было не очень свойственно. Не очень свойственно и сегодня. Сегодня выпустили, можно сказать, обойму женщин-стерв, состоявшихся, эмансипированных, при этом в глубине души несчастных.» [20]. Здесь писательница Ирина Шухаева[20] довольно точно выразила ощущения от созданной писателем атмосферы в своих произведениях, в частности, в романе «Обломов».
В своем романе «Обломов» И.А. Гончаров представил «отнюдь не чуждую комизма, но в целом глубоко драматичную историю обломовского погасания» [цит. по 8]. И пусть центровой литературной фигурой является образ молодого мужчины Ильи Обломова, а центральной темой звучит мысль о взаимосвязи между духовной гибелью личности и физической смертью человека, окружающие главного героя женские персонажи выписаны весьма тщательно и они не проходные фигуры, а участники сюжетного действия.
Конечно, в основном среда обитания женских героинь романа представлена традиционной, они не отличаются жизненной активностью, за исключением Ольги, занимаются хозяйством, домом, семьей, навещая церковь и изредка родственников. Но это соответствовало сложившемуся и существующему в России укладу обывательской женской жизни, а не желанием писателя как-то ущемить или принизить женщину. Все женские проблемы, мысли, переживания и поступки у автора связаны с заботами о своих близких, с чувствами к ним. Думается,что также во многом подобное
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александровский Г. В., Мережковский Д. С., Острогорский В. П. Галерея женских портретов в произведениях Гончарова// И. А. Гончаров. Его жизнь и сочинения / Сост. В. И. Покровским. М.: Типография Лисснера и Совко. Издание 3-е, доп, 1912. С. 254-274.
2. Бычкова О.А. Классический код в русской литературе (И. А. Гончаров «Обломов») // Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика. - 2016. - № 4. - С. 21-27.
3. Гончаров: живая перспектива прозы // Научные статьи о творчестве И.А. Гончарова. [Электронный документ] URL:https://sek.elte.hu/media/a2/a3/9feda858eb4bd9f70b01f672b30a7cff1ea230cbacdef027e23124b95ba1/Bibliotheca%20Slavica%20Savariensis%2013.pdf (дата обращения 15.10.2022).
4. Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? // Современник. No V, отд. III,. СПб.: Гутенбергова типография, 1859. С. 59-98. [Электронный документ] URL:http://way26.ucoz.net/Literature/n-a-dobroljubov_chto_takoe_oblomovshhina.pdf (дата обращения 15.10.2022).
5. Обломов - Гончаров Иван. [Электронный ресурс] URL:https://royallib.com/read/goncharov_ivan/oblomov.html#0 (дата обращения 15.10.2022).
6. Женские образы в романе. [Электронный ресурс] URL:http://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/52-goncharova-i-a/238-zhenskie-obrazy-v-romane.html (дата обращения 15.10.2022).
7. Комар Н.Г. Проблема семьи в романе И. А. Гончарова “Обломов” в контексте традиции древнерусской литературы (Обломов и Ольга) // Ученые записки Казанского университета. - 2012. - Том 154. - кн. 5. - С. 195-204.
8. Кормилов С.И. Смеющиеся и улыбающиеся персонажи гончаровского «Обломова» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 2012. - № 3. - С. 7-24.
9. Криволапов В.Н. О библейских прообразах героев гончаровского романа («Обломов») // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2012. № 4. - 199-203.
10. Криволапов В. Н. Типы и Идеалы Ивана Гончарова. Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2001. 280 с // ЭБ Научное наследие России [Электронный ресурс] URL:http://www.e-heritage.ru/Catalog/ShowPub/6472 (дата обращения 15.10.2022).
11. Краснощекова Е.А.: И.А. Гончаров - мир творчества. Глава 3. Часть 8. // Гончаров. [Электронный ресурс] URL:http://goncharov.lit-info.ru/goncharov/articles/krasnoschekova-mir-tvorchestva-3-8.htm (дата обращения 15.10.2022).
12. Мальцева Т.В. Агафья Матвеевна Пшеницына: портрет в дверном проеме // Киберленинка. [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/agafya-matveevna-pshenitsyna-portret-v-dvernom-proeme (дата обращения 15.10.2022).
13. Материалы VI Международной научной конференции, посвящённой 205-летию со дня рождения И. А. Гончарова: Сборник статей русских и зарубежных авторов / cост.: И. В. Смирнова, А. В. Лобкарёва, Е. Б. Клевогина, И. О. Маршалова. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2017. – 400 с. [Электронный документ] URL:http://www.uokm.ru/text/gonchrovconference2017.pdf (дата обращения 15.10.2022).
14. Пырков И.В. Письма Обломова // Вестник славянских культур. - 2012. - № XXV. - Т. 3. - С. 71-80.
15. Семакина А.А. Литературные архетипы как основа женских образов в романной трилогии И. А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»): автореферат дисс. канд. фил. наук: ГАОУВОМ Московский городской педагогический университет, 2017.
16. Семакина А.А. Женские образы в романной трилогии И. А. Гончарова и «Фаустовский сюжет» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 4(26). - С. 25-29.
17. Смирнов К.В. Вечная тема в романе И. А. Гончарова «Обломов» //2016. - № 4 (58). - Ч. 2. - С. 44-47.
18. Степанова А.А., Смирнов К.В. О специфике анализа романа И. А. Гончарова в монографии R. Peace «Oblomov: a Critical Examination of Goncharov’s novel» // Филосовские науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 5 (59). - Ч. 2. - С. 34-37.
19. Сунь Личжэнь Философские категории женского начала и любви в творчестве И. А. Гончарова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 2 (63). - С. 389-391.
20. Шухаева И. Женские образы романов Гончарова // Сайт писателя Ирины Шухаевой [Электронный ресурс] URL:https://shuhaeva.ru/irina-shuhaeva-zhenskie-obrazyi-romanov-goncharova/ (дата обращения 15.10.2022).
21. Щеблыкин И. П. Эволюция женских образов в романах И. А. Гончарова // Гончаров И. А.: Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Гончарова / Сост. М. Б. Жданова, А. В. Лобкарёва, И. В. Смирнова; Редкол.: М. Б. Жданова, Ю. К. Володина, А. Ю. Балакин, А. В. Лобкарёва, Е. Б. Клевогина, И. В. Смирнова. — Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. — С. 171—178. [Электронный ресурс] URL:http://goncharov.lit-info.ru/goncharov/articles/Schenectady-evolyuciya-zhenskih-obrazov.htm (дата обращения 15.10.2022).