Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Термин «информационная повестка дня» стал актуальным не так давно и характеризуется многообразием подходов к его определению. Одними из первых обратились к тематике информационной повестки дня (agenda‐building) в 1972 году исследователи Маккомбс и Шоу и рассматривали ее как инструмент навязывания «средствами массовой информации аудитории своих приоритетов, так что те начинают считать важным и значимым то, что считают важным и значимым СМИ» [3]. При обращении журналистов к определенным проблемам и событиям аудитория начинает воспринимать их как наиболее важные и злободневные на данном этапе времени и «происходит «воспламенение», соответствующей проблемной зоны за счет остальных зон. Тем самым формируется соответствующая «повестка дня», то есть особая медиареальность, картина мира, профильтрованная через средства массовой информации» [3, с. 126].
Основную функцию информационной повестки дня видят часто в «привлечении внимания и стягивания всех периферийных тем и сюжетов к смыслообразующему центру, задающему контекст и оценки» [9, с. 58].
Одна ориентирована – на «серую зону» или рядовых обывателей и состоит из сообщений, далеких от социально‐политических или экономических проблем. Данное направление поддерживается мощной информационной машиной, которая распространяет слухи, спортивные страсти, астрологические сведения или же иную информацию сомнительного характера. Ориентация другой категории направлена на граждан, не удовлетворяющихся обывательской информацией, но не имеющих возможности приобрести сведения из иных источников. Данными потребителями информации интерес к экономической, политической жизни не утрачен, однако они нуждаются в помощи в формировании стойких взглядов на действительность.
Целью данной работы является рассмотрение информационной повестки дня массмедиа: особенностей формирования и эффективного продвижения в цифровую эпоху.
Задачи:
- описать актуальные тенденции в развитии технологий распространения информации и медиа;
- рассмотреть особенности глобализации и конвергенции в современных СМИ;
- изучить принципы создания информационной повестки дня;
- описать современные ток-шоу и новости: актуальность восприятия через эмоции;
- сделать анализ формирования и продвижения альтернативной информации на примере каналов «Telegram», видеоблогов .
Объект исследования – информационная повестка дня масс-медиа.
Предмет исследования – особенности формирования и продвижения информации в цифровую эпоху.
Глава 1 Специфика современного информационного воздействия
1.1 Актуальные тенденции в развитии технологий распространения информации и медиа
Последние несколько лет развития медиа свидетельствуют о том, что в настоящее время коммуникации, информация претерпевают время глобальных изменений. Как результат – мы видим одноканальную структуру распространения информации, которая трансформируется в многомерную систему. Каждый элемент данной системы может пообщаться с любым другим элементом данной системы, а может и со всеми сразу. Распространены социальные сети, блоги, индивидуальные масс-медиа [13, с. 51]
Данный вопрос становится актуальным для мирового сообщества и социальной, политической системы социума.
От масс-медиа зависит устройство общества, способы формирования в нем сообществ, их коммуникации с государственными институтами.
Масс-медиа также связаны с типами экономической организации, со спецификой занятости населения, образом жизни и установками самого общества, страны, населения в ней. Но основные формы социального существования, управление им, коммуникации, специфика их сохраняются.
Интерактивность также становится нормальным явлением. Нормой является общение автора статьи, блога со своей аудиторией, обсуждение с ней сложных тем и проблем [14, с. 40]. Актуальным является тема того, какая информация может располагается в открытом доступе (библиотеки, масштабные архивы).
Относительно профессионального контента, то в данном случае нет отличий в его аудитории. Есть отличие между типами данного контента и способами его доставки читателю. Реализуется усиление важности индивидуализации в потреблении контента.
Также есть тенденция дробности потребления. К примеру, пользователь читает вместо газеты одну статью, видит сюжет вместо целого новостного выпуска и т.д.
Как следствие – аудитория делится на сегменты, части.
Также важно подчеркнуть, что сейчас читателю в Интернет-СМИ важны звук и визуальная картинка.
Трудности в определении сущности и функций Интернет-СМИ
Поскольку онлайн-СМИ влияют на социум непосредственно, само общество начинает меняться. Это касается не только информационной области, но и экономики, политики – в них создаются сетевые структуры.
Средства массовой информации запускают процессы изменений социума и, соответственно, развиваются сами.
Новые прогрессивные Интернет-СМИ также могут существовать только в постоянно изменяющихся обстоятельствах.
Поэтому консервативные методы оценки системы СМИ уже важно пересматривать.
По оценкам различных специалистов (журналисты, политологи, социологи и т. п.), будущее Интернет-СМИ в мире одновременно радужно и непредсказуемо. Никто не знает точно, какую роль информация в Сети будет играть через несколько лет [14, с. 41].
Наступление 2020 года ознаменовали не самые радостные новости: пандемия COVID-19, официально объявленная ВОЗ 11 марта, серьезно повлияла на всю мировую медиаповестку. Теперь новости о количестве зараженных, вылечившихся и умерших стало ежедневной и чуть ли не обязательной практикой для всех изданий. Почти во всех крупных агрегаторах на первой полосе можно было увидеть новости об отмене крупных мероприятий и переносе ряда фестивалей (Евро-2020, Каннский фестиваль, «Евровидение», летние Олимпийские игры и др.). Однако, что еще важнее с точки зрения развития СМИ, коронавирус создал не просто свое информационное поле, а несколько антитрендов внутри очевидных трендов. И в первую очередь он сместил парадигму доступности информации.
Весной 2020 года абсолютным трендом стал открытый и бесплатный доступ к любым материалам, функциям и площадкам.
Ресурсы, которые зарабатывали исключительно за счет уникального закрытого контента, распахнули свои двери для всех желающих. Это создало потрясающий рекламный прецедент. Впрочем, очевидно, что такая тенденция сохранится лишь на время карантинных мер, а значит, платный доступ никуда не денется и останется трендом ближайшего десятилетия.
Вторым следствием тотальной самоизоляции стал рост аудитории электронных СМИ. Например, BBC News отчитался о самой большой аудитории с 2015 года – 11,7 млн зрителей в неделю, что на 70% больше, чем в 2019 году. На сайте BBC: объем трафика вырос до 70 млн посетителей в неделю, что на 36% выше предыдущего рекорда (установленного в декабре 2019-го, когда в Великобритании проходили всеобщие выборы).
1.2 Глобализация и конвергенция в современных СМИ
«Медийную глобализацию» можно определить как комплекс интегративных процессов в медиа, имеющих целью расширение информационного и коммуникативного пространства во всем мире, создание эффектов тотальности и стандартизации информационного сервиса в мировых масштабах. Медийная глобализация и сопровождающая ее монополизация рынков оказывают значительное влияние на жизнь многих людей, меняя поведение экономических субъектов на микроуровне и трансформируя макроэкономическую сферу. Последнее проявляется в становлении трансграничных предприятий, объединяющие крупные медийные холдинги и мультимедийные корпорации (которые стали настолько активным элементом функционирования современного социума, что весьма часто могут позволить себе миновать волю и решения своих правительств) [14, с. 42]. Известный теоретик проблем глобализации Роланд Робертсон не усматривает существенных отличий между самим процессом глобализации и его отражением в медиа. Для автора реальная глобализация и та, что сформирована в сознании аудитории массмедиа – это суть одни и те же процессы. Данный тезис позволяет сделать вывод о том, что глобализационные процессы являются настолько всеобъемлющими и многогранными, что их нельзя рассматривать в отдельности без ущерба для понимания их смысла.
Глобализация в медиа – это единый, целостный и, в то же время, весьма сложный и многомерный процесс, привнесший в структуру информационных потоков совершенно уникальные черты.
Особенности информационного потока (ИП) в условиях глобализирующегося мира можно проследить на всех уровнях их «производственного» цикла.
Глобальный контент ИП.
На уровне производства контента информационных потоков первый и важный этап, на котором проявляются веяния глобализации, – это источники информации. Например, деятельность сегодняшних СМИ невозможно представить без обращения к иностранным источникам новостей, без сообщений спутниковых телеканалов, без поисков
сведений на просторах Интернета. Национальные информагентства, за неимением возможности содержать необходимый штат сотрудников за границей, вынуждены обращаться к иностранным информационным агентствам, поэтому ленты их новостей преимущественно состоят из сообщений весьма небольшого количества агентств – «Reuters», «France-Presse», «Associated Press», «РИА Новости», «ИТАР-ТАСС». Национальными информационными агентствами весьма часто дублируется как форма подачи, так и контекст представления тех или иных событий. Таким образом, обеспечивается однотипность информационных потоков [14, с. 43].
Явление информационной глобализации характеризуется 3-мя основными чертами. Первая – общая «повестка дня» международных событий, которая может легко отодвинуть на второй план вопросы национального характера, если последние не представляют важности для международных процессов, и выдвинуть на передовицу освещение тех событий, которые, возможно, для данного государства вовсе и не представляют реального значения. Несмотря на то, что любое СМИ работает на конкретную аудиторию, оно в своей деятельности опираются не некую общую «повестку дня», которая принимается/разделяется СМИ глобального распространения. Еще со времен создания печатного станка все технологические новшества имели свой целью расширить спектр сетей распространения, ускорить процесс доставки информации до аудитории. ХХ век ознаменовал собой новую эпоху в медиа, продемонстрировав, что развитие технологий способствует не только расширению аудитории, но и позволяют улучшить качество медиапродуктов за счет слияния различных медиаканалов. Термин, которым можно определить характер и состояние современных массмедиа, – конвергенция, предполагающее объединение нескольких носителей медиа в один с целью передачи аудитории разнообразного содержания в цифровом формате.
Именно благодаря процессам конвергенции стало возможным появление такого типа предоставления контента, как гипертекст, в котором одновременно задействованы и аудиовизуальные, и текстовые форматы. Конвергенция способствовала и развитию широкого потенциала интерактивной связи. Современные коммуникационные сети предоставляют пользователям не только возможность в выборе содержания, но и позволяют вступить в дискуссию с редакцией и автором материала, а также самим создавать и распространять свои медиапродукты [14, с. 45].
Конвергенционные процессы и переход на «цифру», помимо того, что сделали практически неограниченной доступность цифрового контента, также обусловили резкое возрастание и увеличение объемов информационных потоков. Количество поступающей информации стало превосходить объективные возможности ее восприятия человеком. И если на первых порах медиаисследователями, в особенности, на фоне долгого периода информационного дефицита (речь идет, прежде всего, о постсоветских странах) данное обстоятельство воспринималось радушно, то позднее стало очевидно: избыток информации, в свою очередь, вызывает т.н. «информационную перезагрузку». Читателям и пользователям сложно ориентироваться в этом обилии новостей, когда данные о последних событиях напрочь «перекрывают» или «стирают» предыдущие; способности поиска, обработки и запоминания информации также оказались очень изменчивыми. Поток информации, хаотичность и фрагментарность, отсутствие какого-либо логического порядка и структурирования в их подаче становятся еще одним средством и механизмом по манипуляции общественным сознанием.
1.3 Принципы создания информационной повестки дня
Создавая информационную повестку дня, СМИ руководствуются несколькими принципами.
Основной – конкуренция. Важно не упустить действительно значимые темы, те, которые в ближайшее время привлекут к себе внимание общественности, чтобы не потерять зрителей. В итоге список тем у самых разных СМИ может почти полностью совпадать. Независимо друг от друга редакции решат включить в число освещаемых одни и те же события и не включить другие, руководствуясь при этом их общественной значимостью.
Таким образом, конкуренция приводит к единообразию освещаемых тем и создает всеобщую информационную повестку дня, состоящую из схожих информационных повесток разных каналов. И когда разные СМИ начинают говорить об одних и тех же событиях, проявляется внешнее выражение установления этой повестки дня. Ее обратной стороной служат замечания внимательного зрителя, отмечающего, что «по всем каналам одно и то же».
Вторым фактором формирования повестки дня одного или нескольких каналов является политический (или экономический) заказ. Многие из влиятельных людей заинтересованы в появлении определенных новостей на конкретную тему. Руководство большинства каналов регулярно получает письма и звонки с «пожеланиями» осветить то или иное событие. Многие предложения из категории тех, от которых нельзя отказаться. В результате на экран зачастую попадают несущественные с «общечеловеческой» точки зрения события.
Телевидение, например, может рассказать о митинге, состоящем из десяти или даже пяти человек.
Наконец, повестку дня формируют и личные пристрастия руководства (газеты, телеканала, канала соцсети). Они могут создавать редакционную политику канала, одним из ключевых компонентов которой и является формирование повестки дня.
Вообще, сфера повесток дня представляет собой сложную многоуровневую структуру, в которой выделяется несколько слоев – от глобальных до личных. И «информационная повестка дня» – лишь часть одного из пластов.
Событие, отбираемое в качестве новости, должно отвечать таким требованиям, как свежесть (чувство удовлетворенности от собственной информированности) и простота для понимания (усложненность и размытость проблемы мешает ее четкому восприятию зрителем). Отсюда упрощение, навешивание «ярлыков» (другие критерии – своевременность, актуальность, необычность событий, участие известных людей, острота конфликтных ситуаций).
Кроме того, важно наличие яркой картинки, красочности, яркости. Так, значимость пожара как события для информационных выпусков определяется не только числом жертв или площадью возгорания, но и тем, насколько эффектно удалось снять бушующее пламя.
СМИ не просто дают нам новости, которые проникают в наше сознание, они не спрашивают, что важно, а что нет? – они выбирают сами.
Ежедневно в мире происходят тысячи и миллионы событий, важнейших и совсем несущественных. Но из всего этого количества в выпуски новостей по понятным причинам попадают единицы. Даже 30‐40‐минутные программы успевают рассказать не более чем о 20 событиях. Этот своеобразный список тем и событий, тем, которые СМИ считают наиболее важными и включают в число освещаемых, и называется информационной повесткой дня. Иначе говоря, это «информационное меню», картина мира, профильтрованная через СМИ. Что же подается нам?
К примеру, информационная политика телеканалов исследуемого периода особенно наглядно показывала, как может трансформироваться медиареальность. По тому, как преподносили каналы то или иное событие, подчас можно было судить не только об их позиции, но и о степени политической свободы телекомпании. Новости об Украине в России, или о России в Украине в этом контексте требуют особого осмысления. На российском телеэкране деятельность другого государства освещалась так активно, что на другие сообщения просто не оставалось времени.
СМИ создают виртуальную реальность (квазиреальность) посредством отбора определенных событий для сообщений, предлагая якобы свойственные обществу модели поведения, ценности, формируя повестку дня. На формирование информационной повестки дня способны влиять представители, по крайней мере, четырех типов групп. В первой группе – владельцы СМИ. Во второй – те, чьи действия привлекают внимание ввиду занимаемого положения или должности. В третьей – просто хорошо известные или одиозные фигуры. В России ХХI века используется, в основном, административно‐командное воздействие на повестку дня. Телеканалам в прямой форме указывается, какие темы надо осветить очень внимательно, а про какие нужно не вспоминать вовсе. Нормой стали еженедельные пятничные совещания в Кремле с руководителями основных телеканалов. На этих встречах обсуждается, что и как следует освещать.
Повестка дня – это средство манипулирования общественным сознанием. Повестка дня – это инструмент взаимодействия основных социальных институтов и аудитории.