Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В последние годы резко возросла роль формирования системы экономической безопасности на всех уровнях, будь то макроэкономическая безопасность, безопасность предприятий различных сфер и отраслей деятельности, или экономическая безопасность отдельно взятой личности. Эта проблема остается одной из основных и, соответственно, наиболее актуальных в современных условиях реализации инновационной экономики в России.
1. Теоретические основы механизмов обеспечения экономической безопасности государства
1.1. Сущность экономической безопасности государства
Экономическая безопасность государства - это состояние максимально эффективного использования всех его ресурсов для сохранения контроля над ними и предотвращения возможных угроз стабильному функционированию государства как в настоящем, так и в будущем.
Современный этап общественного развития обусловлен нарастающими противоречиями между социально-экономическими интересами как государств, так и отдельных лиц, общества и государства в рамках национальных экономик. В этих условиях концепция государственной безопасности является основой дальнейшего существования общества каждого государства. В связи с этим очевидна актуализация и объективация исследовательских поисков в направлении создания адаптивной концептуальной основы обеспечения социально-экономической безопасности государства [6, с. 54].
Анализ последних достижений и публикаций. К. Х. Зойдов, В. Г. Беломестнов, С. И. Борталевич, исследуя проблему обеспечения экономической безопасности в контексте нарастающих стратегических изменений, выявляют тенденции несоответствия существующих подходов к регулированию экономики реалиям развития, указывают на необходимость изменения управленческого мышления в управлении экономической безопасностью. Авторы раскрывают проблему адаптации подходов к обеспечению экономической безопасности в многоуровневой социально-экономической системе к реалиям современности. Е. С. Акопова, П. В. Таранов, С. И. Самыгин, рассматривая основные элементы механизма обеспечения экономической безопасности в современных условиях развития государства, подчеркивают, что возрастающие угрозы экономической безопасности в современных условиях функционирования российского государства диктуют необходимость повышения эффективности научно обоснованного противодействия им путем разработки современных механизмов обеспечения экономической безопасность.
1.2. Понятие механизмов обеспечения экономической безопасности государства
Механизм обеспечения экономической безопасности - это единство специальных институтов и органов, которые в соответствии с интересами общества, личности и государства выполняют задачи по обеспечению экономической безопасности страны и осуществляют государственное руководство в строго определенных формах и практически реализуют функции обеспечения национальной безопасности в их деятельность.
Организационная структура такого механизма обеспечения социально-экономической безопасности государства предусматривает следующие элементы:
1) инструменты – определенные виды государственной политики: социальная, экономическая, продовольственная, экологическая, идеологическая;
2) рычаги – элементы, с помощью которых реализуется та или иная политика [10, с. 221].
Итак, конкретными рычагами являются: в социальной политике: социальные стандарты и социальные гарантии; контрольные цифры при приеме в средние и высшие учебные заведения; налоговые льготы для молодежного предпринимательства; жилищные субсидии, льготные ставки по ипотечному кредитованию; в экономической политике: учетная ставка Центрального банка; ставка о целевом кредитовании; налогах (стимулирующее налогообложение); инвестициях (их объемах, структуре и направлениях); в экологической политике: налоги на «грязное» и ресурсоемкое производство; налоговые льготы для экоориентированной инвестиционной и инновационной деятельности; в продовольственной политике: государственные расходы и налоговые льготы для субъектов хозяйствования в агропромышленном комплексе; таможенные пошлины на импорт продуктов питания, аналоги которых производятся на территории государства; таможенные льготы на импорт оборудования, комплектующих, сырье хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса, аналоги которых не производятся на территории государства, территории государства; штрафы за производство и импорт небезопасных пищевых продуктов; в идеологической политике: социальный рейтинг гражданина, субъекта хозяйствования, основанный на участии (организации) социально значимых мероприятий и инициатив в приоритетных для государства сферах; фиатные акции компаний (в частности, государственных) для награждения сотрудников, принимающих активное участие в социально значимых мероприятиях и за личный вклад в деятельность предприятия; «элита национализации», которая способствует обеспечению долгосрочной стабильности и незыблемости государственной политической системы и безусловного суверенитета государства.
2. Оценка механизмов обеспечения экономической безопасности государства
2.1. Основные характеристики состояния экономической безопасности РФ
13 мая 2017 г. был издан Указ Президента РФ об утверждении Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года. Согласно указанному документу, было сформировано комплексное представление о вызовах и угрозах экономической безопасности России, структуре, целях и задачах по ее обеспечению. В качестве основных угроз определены – влияние внешних субъектов на экономику; сырьевая направленность производства; несбалансированность производства по секторам; низкий уровень капиталовложений в агропромышленный и машиностроительный сектор; высокий уровень криминализации конъюнктуры; недостаточность трудовых ресурсов; слабая научно-инновационная активность. В рамках Стратегии экономической безопасности Федеральной службой государственной статистики публикуются значения показателей экономики страны, которые с точки зрения исполнительного органа дают исчерпывающий материал для анализа.
Таким образом, публикация указанной статистики осуществляет функцию информирования населения о состоянии экономики. Однако, проявляя интерес к заявленной проблеме можно отметить формальность подхода к процессу анализа со стороны исполнительного органа – отсутствие пороговых значений макроэкономических показателей, которые выполняли бы функцию планирования. Это является существенным упущением, поскольку фактически публикуемые значения показателей становятся оторванными от системы оценивания, что ставит под сомнение эффективность заявленной стратегии развития. Заявленные пороговые значения должны представлять собой минимально необходимые в настоящих условиях, либо максимально возможные, а сам анализ, в частности, заключается в сопоставлении реальных значений и пороговых. Подобное отсутствие должного моделирования указывает на низкую результативность применяемых исполнительными органами методов планирования и прогнозирования.
Даже в отсутствии пороговых значений представляется возможным сделать ряд выводов. Ускоренные темпы изменения международного и внутренних рынков, тенденции постиндустриальной экономики обусловливают динамику конъюнктуры. Исследование экономической безопасности на протяжении всего существования постсоветской России требует более масштабного анализа. Однако в условиях глобальной формации в результате «кризиса пандемии» не менее целесообразным представляется анализ данных за 2020–2021 года [20].
Далее проанализируем показатели, опубликованные на официальном сайте Федеральной Службы Государственной Статистики за 2020–2021 гг. в табл. 1, которые, в частности, нашли свое применение в работах В.К. Сенчагова.
Обращая внимание на индекс физического объема (ИФО) ВВП в рыночных ценах, можно наблюдать в 2021 г. рост на 4,7 %, однако отрицательное значение прироста за предыдущий отчетный период нивелирует значимость роста. Таким образом, прирост на конец 2021 г. по отношению к 2019 г. составляет всего 1,87 %:
Далее отметим, что следствием пандемии стало резкое ограничение торговых связей, а значит снижение экспорта и импорта. Сопоставив данный факт с приведенным показателем, можно сделать вывод о необеспеченности российского производства внутренним спросом: принудительное ограничение объемов внешних продаж фактически привели к стагнации объемов производства на два года.
Также можно наблюдать динамику снижения численности населения с доходами ниже прожиточного минимума на 0,2 %. Показатель указывает на постепенную стабилизацию рынка труда. Причем, даже столь небольшое значение в 0,2 % является весомым, поскольку было нивелировано двумя факторами: естественная для рынка оптимизация штата сотрудников или сокращение издержек на наемных работников в условиях пандемии, а также повышение уровня прожиточного минимума, что говорит об индексации заработной платы.
2.2. Анализ механизмов обеспечения экономической безопасности РФ
Данные по экспорту указывают на фискальную зависимость, данные по импорту – на товарную зависимость. На основе представленных данных (рис. 1) можно, прежде всего, сделать вывод о высокой фискальной зависимости России от Китая, поскольку на эту страну приходится наибольшая доля экспортируемых товаров (14 %). В целом в перспективе последних 10 лет отмечается усиление торговых связей с Китаем. Стоит обратить внимание, что стабильный прирост доли экспорта в конкретную страну или отсутствие должной диверсификации экспорта по внешним контрагентам однозначно указывает на повышение рисков нестабильной экономической ситуации в стране-экспортере в результате формирования торговой зависимости. Таким образом, переориентация российского экспорта на Китай является временным решением текущей проблемы, однако в долгосрочной перспективе может сложиться ситуация абсолютно аналогичная событиям 2022 г. – лоббирование политических интересов посредством санкций в виде ограничения торговых отношений. Необходимая мера, которая в той или иной форме заявлена в повестке проводимой в настоящее время стратегии развития, – исследование новых рынков. Однако, формирование внутреннего спроса на отечественные товары и услуги и предложения по ряду отстающих отраслей является, безусловно, более эффективным решением проблемы.
Важным условием хеджирования рисков является дифференциация торговых отношений по ряду стран, это обусловлено распределением кризисной ситуации страны-реципиента на страну-экспортёра, поскольку в случае кризисной ситуации со снижением спроса в экономике страны- реципиента будет наблюдаться снижение спроса на импортируемую продукцию. Снижение курса национальной валюты будет означать снижение равновесной цены в стране-реципиенте. Тогда экспортеру придётся либо снижать цену предложения относительно национальной валюты экспортирующей страны, либо сокращать объемы экспорта. Тогда как снижение цены предложения отразится на показателе фондоотдачи, а снижение издержек на производство не даст существенного эффекта, поскольку издержки логистики и трансграничных платежей в виде таможенных пошлин, сборов и акцизов не поддаются особой оптимизации. Высокую угрозу представляет введение эмбарго: любая конфронтация интересов может обернуться в ограничении страной-реципиентом импорта, тогда экспортирующая страна рискует потерять весомую долю доходов. Сокращение экспорта может привести к сокращению отечественного производства, увеличению безработного слоя населения, снижению фискальных поступлений в бюджет страны. Итак, можно сделать вывод о низкой степени защищенности фискальных интересов России с позиции экспорта.
Исходя из представленных данных на рис. 2, можно отметить доминирующее положение Китая в импорте России – 24,8 % по состоянию на 2021 год. Таким образом, ¼ всей импортной продукции России занимают китайские товары, что указывает на серьезнейшую товарную зависимость России от КНР. Данная зависимость несет прямую угрозу стране и представляет собой существенный риск-фактор. В случае конфронтации интересов, экспортирующая страна может искусственно сформировать состояние дефицита по ряду товаров.
3. Пути совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности государства
3.1. Недостатки механизмов обеспечения экономической безопасности государства
В рамках проведенного исследования была выделена проблема экономической безопасности России – низкий уровень производства в реальном секторе экономики. Поскольку результат внешнего воздействия на экономику РФ ощутим, авторы приходят к выводу об отсутствии состояния должной защищённости, поскольку обозначенный Министерством экономического развития курс на развитие внутреннего производства не реализован в настоящий момент в достаточном объеме. Данные факты указывают на необходимость комплексного анализа текущей практики и интеграции в современную модель российской экономики института планирования и прогнозирования, осуществления дополнительных мер по стимулированию притока капитала в отечественное производство [20].
В ходе исследования была проверена гипотеза о состоянии экономической защищенности России. В представленном анализе был выявлен ряд факторов, указывающих на низкое обеспечение экономической безопасности России в условиях санкций, а именно: низкий уровень диверсификации экспорта по экономическим субъектам, а именно концентрация весомой доли экспорта на конкретном субъекте, отсутствие пропорциональной торговой взаимозависимости России и стран экспортеров. Помимо указанных факторов, авторы указывают на высокие показатели импорта по стратегическим направлениям, а именно машины и оборудование, объекты высоких технологий, продукты химической промышленности, транспорт и изделия из металла, что явно указывает на низкий уровень отечественного производства. Результаты анализа свидетельствуют о товарной зависимости от внешних субъектов, в особенности Китая, фискальной зависимости бюджета от экспорта энергоносителей. Принятые меры в условиях сокращения торговых отношений России со странами западной коалиции являются временными решениями проблемы, в долгосрочной же перспективе формируются еще большие риски, которые могут быть нивелированы лишь переориентацией части экспорта на внутренний спрос.
3.2. Рекомендации по совершенствованию механизмов обеспечения экономической безопасности государства
Повысить качество информационно-аналитических материалов, представляемых участниками мониторинга экономической безопасности в Министерство экономического развития Российской Федерации, необходимых для подготовки доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации «О состоянии экономической безопасности Российской Федерации». Федерация». Российской Федерации, меры по ее укреплению, в целях обеспечения разработки и осуществления своевременных, эффективных управленческих действий в области экономической безопасности, необходимо решить следующие задачи:
доработать методические рекомендации, технологии, регламенты по подготовке, представлению и сбору информационно-аналитических материалов для оценки состояния экономической безопасности в Министерство экономического развития России;
используя накопленный положительный опыт (российские «Государственные корпорации», разработать универсальный «эталонный образец» подготовки и предоставления в Минэкономразвития России необходимых информационно-аналитических материалов;
проводить обучающие семинары с представителями участников мониторинга экономической безопасности по вопросам подготовки, предоставления и сбора информационно-аналитических материалов;
обеспечить подготовку специалистов необходимого профиля (в области экономической безопасности) в российских вузах;
обеспечить более тесное взаимодействие соответствующих подразделений Министерства экономического развития Российской Федерации с участниками мониторинга экономической безопасности при подготовке информационно-аналитических материалов для Доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации «О состоянии экономической безопасности Российской Федерации и меры по его укреплению» [7].
Учитывая гарантированную обороноспособность и полную кадровую, энергетическую и ресурсную безопасность, мы считаем, что Россия находится в лучшем положении по сравнению с другими центрами влияния и останется политически и экономически стабильной и наиболее перспективной страной.
Заключение
В последнее время тема экономической безопасности стала актуальной среди исследователей социально-экономического состояния национальной экономики в связи с тем, что она занимает доминирующее положение в системе обеспечения национальной безопасности в условиях глобализации. В современной интерпретации экономическая безопасность означает стабильность и независимость национальной экономики по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Экономическая угроза со стороны внешнего мира вызвана быстрыми темпами глобализации, которая несет не только большие экономические риски, но и много позитивного для развития национальных экономик и для обмена товарами и услугами. Хотя взаимная торговля товарами также создает зависимость стран друг от друга и ослабляет экономическую безопасность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Закон РФ «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
4. Бигжанова, А. М. Угрозы экономической безопасности национальной экономики России: проявления, нейтрализация / А.М. Бигжанова // Молодой ученый. – 2021. – №13. – С. 221–225.
5. Варюха, А. О. Современные угрозы экономической безопасности России / А.О. Варюха // Молодой ученый. – 2022. – №8. – С. 3–5.
6. Криворотов, В.В. Финансовая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити, 2021. – 56 c.
7. Криворотов, В.В. Финансовая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина. – М.: Юнити, 2020. – 351 c.
8. Кутукова, Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. – М.: Русайнс, 2020. – 352 c.
9. Матвеева, Е. С. Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности / Е.С. Матвеева // Молодой ученый. – 2020. – №3. – С. 367–369.
10. Орехова, Т.Р. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Монография / Т.Р. Орехова, В.И. Орехов, О.В. Карагодина. – М.: Инфра–М, 2020. – 319 c.
11. Попов, М.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие / М.В. Попов, М.А. Каткова, Н.В. Манохина, Л Мамаева. – М.: Инфра–М, 2021. – 576 c.
12. Родионова, Л.Н. Экономическая безопасность: концепция, стандарты / Л.Н. Родионова. – М.: Русайнс, 2019. – 32 c.
13. Селиванов, А.И. Методологический комплекс поддержки принятия управленческих решений в сфере обеспечения экономической безопасности / А.И. Селиванов // Безопасность бизнеса. – 2021. – № 5. – С. 3–10.
14. Трошин, Д.В. Подход к типологии и классификации угроз и рисков экономической безопасности Российской Федерации / Д.В. Трошин // Безопасность бизнеса. – 2021. – № 1. – С. 18–24.
15. Шеховцова, Ю. А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования / Ю.А. Шеховцова // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). – Краснодар: Новация, 2021. – С. 34–37.
16. Экономическая безопасность: Учебное пособие / Под ред. В.А. Богомолова. – М.: Юнити, 2020. – 295 c.
17. Экономическая безопасность: Учебное пособие / Под ред. Манохиной Н.В. – М.: Инфра–М, 2021. – 224 c.
18. Экономическая безопасность: Учебник / Под ред. Мантусова В.Б., Эриашвили Н.Д.. – М.: Юнити, 2019. – 384 c.
19. Экономическая безопасность: Учебник / Под ред. МаилянаС.С., Эриашвили Н.Д.. – М.: Юнити, 2021. – 320 c.
20. Состояние показателей экономической безопасности России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://schetuchet.ru/sostoyanie-pokazatelej-ekonomicheskoj-bezopasnosti-rossii.
21. Официальный сайт статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gsk.ru.
22. Официальный сайт «Гарант». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru.
23. Официальный сайт «Консультант +». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru.