Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современная образовательная среда непрерывно изменяется. При этом она испытывает постоянное развитие и совершенствование. Перед школой сегодня стоят новые задачи одна из наиболее актуальных задач – это индивидуализация образования. Учебно – воспитательный процесс сегодня не опирается лишь на знаниевую парадигму, поскольку в основе инновационной образовательной среды лежит системно – деятельностный подход.
Е. А. Александрова, А. П. Тряпицына и др. глубоко занимались исследованиями в области индивидуализации образования. Процесс индивидуализации выступает как процесс образовательного взаимодействия, который ориентирован на интересы, инициативность и активность самого обучающегося. Совместная работа ученика и учителя направлена на формирование УУД, предметных и метапредметных образовательных результатов, согласно требованиям ФГОС. Эффективный метод индивидуализации обучения является использование индивидуальных образовательных маршрутов учеников. Индивидуальный образовательный маршрут субъекта – это заранее намеченный путь следования ученика, направленный на его обучение, воспитание, развитие. Индивидуальный образовательный маршрут определяется индивидуальными способностями и возможностями отдельно взятого ученика. Он создается учителем и обусловлен имеющимися у школьника знаниями и практическим опытом. Индивидуальный образовательный маршрут школьника всегда связан с конкретной целью и условиями ее достижения. Прежде всего – это используется для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Цель работы: выявление эффективности организации индивидуальных образовательных маршрутов школьников на уроке.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: организационно – педагогические условия проектирования образовательных маршрутов школьников на уроке.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к определениям понятий «индивидуализация обучения», «индивидуальная образовательная траектория.
2. Рассмотреть проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в образовательной организации
3. Сконструировать алгоритм индивидуального образовательного маршрута на уроке.
4. Предложить методические рекомендации по конструированию индивидуальных образовательных маршрутов на уроке.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации индивидуальных образовательных маршрутов на уроке
1.1. Теоретические подходы к определениям понятий
«индивидуализация обучения», «индивидуальная образовательная
траектория»
В современной образовательной среде понятие индивидуализация обучения имеет достаточно широкое понимание. Под индивидуализацией обучения понимают дидактический принцип, который предусматривает определённый подход к организации учебного процесса, при котором учитывают личностные особенности школьников. Под индивидуальной образовательной траекторией понимают персональный путь реализации личностного потенциала каждого школьника в образовании. В качестве синонимов этому понятию можно услышать понятия индивидуальный образовательный маршрут, вариативное обучение и др.
В современном образовании принцип индивидуализации признают одним из самых перспективных. Пассов Е. И. отмечает, что индивидуализацию можно рассматривать как адаптацию учителем учебных материалов к возможностям ученика. При этом учитель учитывает уровень его общего развития и возрастные характеристики [6]. Очевидно, что индивидуализация является одним из главных средств создания мотивации и активности в обучении. Погодин А. И. пишет о том, что индивидуальная реакция возможна лишь тогда, когда учебная задача, стоящая перед учениками отвечает их потребностям и интересам. Часто можно слышать об индивидуализации обучения, то есть такой организации учебного процесса, при котором выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные различия школьников. Также под индивидуализацией понимают систему управления учебно-познавательной деятельностью школьников, учитывающую индивидуально психологические особенности каждого ученика.
Часто можно услышать о том, что индивидуализация учебного процесса тесно связана с дифференциацией. Дифференциация также является средством индивидуализации обучения, и ее задача заключается в создании условий для максимального развития каждого ребёнка. Дифференцированный подход в обучении может проявляться в следующем:
- в организации дополнительных занятий с отстающими детьми;
- в организации самостоятельных занятий;
-в учете родного языка ребёнка;
-в работе над ошибками детей.
Необходимо отметить, что все образовательные программы сегодня достаточно насыщенные и далеко не все дети способны их усваивать в одинаковом объёме и в одинаковом темпе. При этом, физиологи совершенно справедливо поднимают вопрос о физиологически обоснованном ритме учебной работы школьников. Можно говорить о том, что вопросы отбора учебного материала должны решаться не путем сокращения или увеличения учебной программы с учетом динамики работоспособности учащихся. Индивидуализация учебного процесса должна быть учтена в зависимости от того, какой уровень обученности имеет ученик. Если ребёнок подготовлен слабо, ему необходимо подбирать для работы упражнения, с которыми он бы смог справиться как дома, так и в классе. В идеале процесс индивидуализации должен учитывать слуховую, зрительную, речевую память, речевой слух и речевое внимание.
По мнению А.И. Погодина при дифференциации обучения рассматривают учебный материал, который можно использовать для индивидуализированного обучения. При этом индивидуализированное обучение ставит в центр всей обучающей системы самого ребёнка и прежде всего – его мотивационно - потребностную речевую деятельность. При этом часто говорят именно об индивидуальном подходе к ученику. Реализация индивидуального подхода подразумевает внимание и особое отношение к каждому обучающемуся. Для этого педагогу необходимо постоянное варьирование методов и организационных форм обучения. Его методики и приёмы должны быть гибкими и универсальными. Специалисты различают понятия индивидуальный подход и индивидуализация.
Индивидуализация – это сам принцип обучения при соответствующей организации учебного процесса. При индивидуальном подходе речь идёт о направленности на конкретного ученика и предполагает учет его интересов и уровня развития. При этом пробелы в знаниях у каждого ребёнка тоже свои и зависят они от многих причин. Если речь идёт об уроке – это означает непосредственное внимание и участие педагога к каждому ученику. Педагог во время урока оказывает детям помощь индивидуального характера. Подбирает для них такие задания и вопросы, которые учитывают их индивидуальные возможности и способности [12].
Индивидуальное обучение – это прежде всего форма организации учебных занятий с отдельным учеником, которая может быть организована в разных условиях, на уроке, вне классного коллектива, при организации работы с отстающими учениками. Эта работа, как правило, заключается в разъяснении наиболее сложных учебных вопросов и моментов. Это выполнение ребёнком специально подобранных заданий и упражнений. Организация его самостоятельной работы и др. Индивидуализация процесса обучения и индивидуальный подход являются сегодня обязательными. Специалисты в области методики предлагают для каждого ученика составлять соответствующие графики самостоятельной работы и работы на уроках. Такие графики помогают индивидуализировать задания для наиболее слабых и наиболее сильных учеников. Это должно быть отражено в графе «индивидуальное задание». Если речь идёт о самостоятельной работе, она должна быть интегрирована с другими формами работы.
Предлагаемые формы индивидуальной работы могут быть следующими:
1. Дополнительные занятия во внеаудиторное время.
2. Дополнительные индивидуальные задания, которые выдаются ученику в зависимости от его индивидуальных ошибок.
3. Работа во время аудиторных занятий, когда педагог, зная ошибки каждого школьника, специально обращает его внимание на неусвоенный учебный материал.
В. Г. Костомаров обращает внимание на то, что индивидуализация обучения приобретает в настоящее время все большее значение. Исследователи, которые занимаются проблемами индивидуализации обучения, основной целью при индивидуализации обучения считают необходимость повышения успеваемости детей. Если ученику всё понятно с учебным материалом и процесс обучения не вызывает у него проблем, его успеваемость повысится в любом случае.
Необходимо отметить, что при индивидуальном подходе к ученикам, в первую очередь речь идёт о детях, которые слабо успевают и если их учебный труд не рассматривать в индивидуальном порядке, пробелы в их знаниях будут велики. При этом, сегодня существует новое направление в этой тематике исследований, когда особое место при индивидуализации обучения уделяют внимание развитию и воспитанию познавательной активности и самостоятельности учеников. Речь идёт о преобразовании структуры интеллекта учеников, развитие их познавательных способностей, что в целом может привести к интенсификации учебного процесса [2].
Понятие индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) при этом всё прочнее входит в современную образовательную практику. ИОМ возник как результат практической деятельности образовательных организаций. Как уже было отмечено, сегодня индивидуализация образования является требованием ФГОС. При этом все образовательные организации ориентируются на принципы обеспечения индивидуальных запросов учеников в целостном образовательном процессе. При этом необходимо также рассматривать все смежные понятия, которые могут быть использованы в образовательном процессе:
1. Индивидуальная образовательная траектория.
2. Индивидуальный учебный план.
3. Индивидуальная образовательная программа.
При этом пока можно уверенно говорить о том, что в своей практической деятельности учителя сталкиваются с отсутствием методических рекомендательных, или обязательных материалов, которые бы разъясняли каким образом наиболее целесообразно использовать в своей работе все эти понятия. Исследования в этой области показывают, что реализация индивидуальных образовательных маршрутов пока связана с воспитательной сферой деятельности и мало интегрируется непосредственно в учебный процесс. С.В. Воробьева определяет индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, которая обеспечивает ученику позицию субъекта выбора [16]. При этом многие педагоги практики считают, что основные особенности индивидуально-образовательного маршрута заключаются в следующем:
1. Происходит учёт индивидуальных особенностей и интересов конкретного ребенка.
2. Ученик может принимать активное участие в определении содержания и формы работы.
3. Присутствует возможность расширения и углубления программного учебного материала.
4. Возможны самоактуализация и саморазвитие личности ученика.
5. Изменение роли учителя на роль тьютора или координатора.
Индивидуальный образовательный маршрут ученика создается непосредственно на основе существующего учебного плана. Он разрабатывается совместно учеником с учителем. ИОМ включает в себя:
1. Цель и задачи процесса обучения.
2. Базовые учебные предметы, подлежащие усвоению ребёнком.
3. Курсы по выбору.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Александрова, Е.А. Проект как способ индивидуального образования [Текст] / Е.А. Александрова // Продуктивное образование: Проектное обучение в профессиональном образовании. Саратов: Научная книга - 2005. - С. 223–229.
2. Бершадский, М.Е Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.
3. Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневого обучения [Текст] / М.Ю. Бухаркина. - Научно-методический журнал, 2003 № 3, С. 11–12.
4. Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения [Текст] / В.В. Гузеев // М.: Народное образование, 2001. — 128с.
5. Гущина, Т.Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося [Текст] /Т.Н. Гущина // Педагогика. 2012. - No 2. - С. 50–57. Данилюк А.Я. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России. - Педагогика. - 2011. - No 1. - С. 3–13.
6. Жукова, Т.В. Опытная работа по проектированию инновационной деятельности старшеклассником в образовательной среде лицея [Текст] / Т.В. Жукова // Образование и общество. - 2012. - No 1. - С. 22–25.
7. Зверева, Н. А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса / Н. А. Зверева. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10700/ (дата обращения: 19.11.2022).
8. Игизбаева, Е. Р. Приемы работы со слабоуспевающими учениками на уроках математики / Е. Р. Игизбаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49445/ (дата обращения: 19.11.2022).
9. Исаев, А.В. Система образования – анализ тенденций развития [Текст] / А.В. Исаев // Образование и общество. - 2012. - No 1 (72). - С. 15–19.
10. Исаев, А.В. Система информационной поддержки индивидуализированной образовательной траектории [Текст] / А.В. Исаев // Образование и общество. - 2010. - No 1. - С. 37–40.
11. Исаева, Н.И. Сущность и механизмы становления личностной позиции школьника в образовательном пространстве [Текст] /Н.И. Исаева // Образование и общество. - 2009. - No 5 (58). - С. 53–58.
12. Ковалева, Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения [Текст] / Т.М. Ковалёва // Теоретические исследования 2005 года: материалы научной конференции. М.: Межрегиональная тьюторская ассоциация. - 2006. - С. 22–32.
13. Качество образования: методологические и методические вопросы / Евразийский союз ученых [Электронный ресурс] // URL: http://euroasia-science.ru (дата обращения: 19.11.2022).
14. Киндря, Н. А. Принцип индивидуализации в отечественной методике / Н. А. Киндря. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 810-813. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23443/ (дата обращения: 19.11.2022).
15. Киндря, Н. А. Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике / Н. А. Киндря. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 808-810. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23442/ (дата обращения: 19.11.2022).
16. Милехин, А.В. Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования [Электронный ресурс] / Психологическая наука и образование. 2011. No 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2011/3/2461.phtml (дата обращения: 19.11.2022).
17. Построение школьной системы оценки как элемента общероссийской системы оценки результатов и качества общего образования (проект). Второй год реализации [Текст] / под. науч. ред. А.Б. Воронцова, Б.Д. Эльконина. М. - 2012. - 114 с.
18. Тусупбекова, М. Ж. Проблемы организации индивидуально-дифференцированного подхода обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей в теории и практике / М. Ж. Тусупбекова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 3 (3). — С. 195-201. — URL: https://moluch.ru/archive/3/216/ (дата обращения: 19.11.2022).
19. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО [Электронный ресурс] утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2011. - No 19644. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/obschee(дата обращения: 19.11.2022).
20. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. - М: изд-во МГУ. - 2003. - 416 с.
21. Шнейдерман, М.В. Системная дифференциация знаний как средство индивидуализации обучения учащихся [Текст] / М.В. Шнейдерман. - Дисс. канд. пед. наук, - М. - 2003г.